Как обслуживать и заряжать аккумулятор

Как обслуживать и заряжать аккумуляторГлавной функцией автомобильного источника питания является запуск силового агрегата. Это известно всем. Но, аккумулятор имеет еще и несколько других полезных функций. Например, в случае отказа генератора он используется как аварийный источник питания, поставляя напряжение потребителям автомобильной электросети. В случае если транспортное средство оборудовано инжекторным двигателем батарея питания выступает в роли сглаживающего фильтра для вырабатываемого генератором напряжения.

Важно: снимать батарею питания при работающем инжекторном двигателе категорически запрещено, иначе может выйти из строя бортовой компьютер либо произойти возгорание машины!

Большая часть используемых в автотранспорте источников питания относится к кислотно-свинцовому типу, а электричество они вырабатывают по внедренной еще 1858 году технологии двойной сульфатации. Однако современный аккумулятор (в отличие от предшественников из XVIII века) имеет полностью герметичную конструкцию, а находящийся внутри его электролит позволяет использовать источник питания в механизмах с повышенной вибрацией, авиационной и морской технике.

Привычный для нашего вида аккумулятор представляет собой контейнер прямоугольной формы, разделенный на шесть независимых отсеков. Каждый такой отсек — это отдельный элемент, который состоит из двух противоположнозаряженных пластин из свинца, вырабатывающих напряжение примерно по 2,1V. Полная масса снаряженного автомобильного аккумулятора колеблется в пределах 17-18 килограмм.

Дабы повысить прочность свинцовых элементов батареи в них добавляют немного сурьмы, что приводит к закипанию электролита и испарению из него воды. По этой причине практически во все источники питания необходимо иногда доливать дистиллированную воду. Однако сегодня, благодаря постоянным разработкам и улучшению батарей питания, процентное содержание сурьмы в ее свинцовых элементах удалось значительно снизить.

Как работает аккумулятор?

Принцип работы элемента питания таков: положительная пластинка содержит двуокись свинца, а отрицательная губчатый серый свинец, между ними находится электролит (серная кислота, разбавленная водой). Как только начинается первый цикл работы батареи (разрядка) цинк на катоде сульфатируется и в результате этого выделяются два электрона. Аналогичная реакция происходит на аноде устройства, с той лишь разницей, что положительный электрод не выделяет, а принимает электроны. Электролит необходим для процесса сульфатации электродов во время которого значительно снижается его массовая часть за счет расхода серной кислоты. При зарядке батареи процесс осуществляется в обратной последовательности.

Типы аккумуляторных источников питания

Известно, что аккумуляторы бывают четырех видов: необслуживаемые, гибридные, малоообслуживаемые и обслуживаемые. Итак, узнаем особенности каждого.

Обслуживаемый тип

Практически не встречается сегодня, но все же встретить такой источник питания на полках автомагазинов еще возможно. Выпускают их в основном страны СНГ. Как ни странно, но плюсов у них меньше чем минусов. Помимо высокой цены они еще и дороги в обслуживании, имеют загерметизированный специальной мастикой хрупкий корпус из эбонита. Кстати, мастика очень быстро теряет свои свойства в результате чего источник питания становится негерметичным и теряет свои свойства (плохо держит заряд). Поэтому мастику необходимо постоянно очищать от грязи и пыли, следить за уровнем воды в источнике питания и доливать ее после 5 тыс. километров пробега. Единственный его плюс это возможность поменять испорченные пластины.

Малообслуживаемый тип

Источники питания такого вида получили самое широкое распространение. Имеют богатый ценовой диапазон и довольно прочный корпус из пластика. Воду в них следует доливать после 20 тыс. километров пробега.

Гибридный тип

В принципе, это тот же малообслуживаемый источник питания, за исключением того, что его электроды изготовлены из различных материалов. Такое сочетание позволяет получить высокие рабочие показатели батареи (пусковые токи) и снизить потребление воды. Единственно, что они достаточно дороги и встречаются крайне редко.

Необслуживаемый тип

Из названия понятно, что этот тип источников питания не требует никакого обслуживания. В них даже не предусмотрены заливные крышки для воды, поскольку ее потребление ничтожно мало. Единственно, что необходимо для обеспечения их бесперебойной работы — это постоянно контролировать натяжение генераторного ремня, работоспособность генератора и системы электрообеспечения автомобиля. Их стоимость приравнивается к стоимости качественного малообслуживаемого источника питания. В принципе, это самый оптимальный вариант.

Рекомендации по зарядке

Известно, что перезарядка или глубокий заряд быстро выведут источник питания из строя, ведь результатом этого является образование накипи на электродах аккумулятора. По этой причине необходимо постоянно контролировать плотность электролита. Также этот параметр может показать уровень разрядки батареи.

Этапы правильной зарядки аккумулятора

Отметим, что перед тем как поставить автомобиль на стоянку необходимо отключить все источники потребления электрического тока. Иначе, можно вернувшись утром, не завести машину по причине того, что аккумулятор сел. Оставленные включенными габаритные огни способны полностью посадить аккумулятор за 30 часов.

Среди способов зарядки автомобильного источника питания различают следующих два:

  1. Батарея стоит в аккумуляторном отсеке, силовой агрегат машины работает, соответственно, работает и генератор, вырабатывая электрический ток. Зарядка аккумулятора осуществляется в автоматическом режиме.
  2. Зарядка батареи при помощи специального зарядного устройства работающего от сети. Во время этой процедуры аккумулятор извлекается и устанавливается на ровной поверхности. К его клеммам с соблюдением полярности подсоединяются провода зарядного устройства. К особенностям этого типа зарядки стоит отнести величину зарядного тока. Чем он меньше, тем больший уровень заряда будет у батареи. Но, здесь не стоит слишком его занижать, иначе аккумулятор будет долго заряжаться, либо не зарядится вообще.

О полной зарядке источника питания свидетельствует закипание электролита. Обычно средняя продолжительность зарядки составляет 8-10 часов, в зависимости от изначального уровня заряда батареи. Как только электролит закипел необходимо выждать около 15 минут и отключить зарядное устройства от аккумулятора. Все. Батарея считается заряженной.

Сегодня автолюбителю предложен большой выбор зарядных устройств для аккумулятора. Устройства выпускают как отечественные, так и зарубежные производители. Приборы для зарядки могут восстанавливать емкость как шести, так и двенадцативольтовой батареи. Особенностью современных устройств является самостоятельное определение ими оптимальной величины тока зарядки, и защита при неправильном подключении к источнику питания. Это необходимо для того, чтобы не испортить аккумулятор.