Не пропусти
Главная » Авто » Микропроцессорная (электронная) система зажигания: назначение, принципы построения и работы

Микропроцессорная (электронная) система зажигания: назначение, принципы построения и работы

Микропроцессорная (электронная) система зажигания: назначение, принципы построения и работыСистема зажигания — комплекс устройств автомобиля, отвечающих за формирование и передачу тока к свечам автомобиля для последующего воспламенения подготовленной горючей смеси. Один из вариантов исполнения — микропроцессорная система зажигания, в основе которой лежат электронные узлы. Сегодня есть мнение, что бесконтактное и электронное зажигание — одно и то же устройство. Но это не так. Ниже рассмотрим принципы построения микропроцессорных устройств и тонкости работы.

В чем суть?

Сокращенное название микропроцессорной системы зажигания — МПСЗ. Главное назначение — создание угла опережения силового узла, зависящего от воздушного давления в системе впуска и вращения коленвала. Ученые не один десяток лет шли к созданию чего-то подобного, но последней каплей, подтолкнувшей к разработке МПСЗ стали следующие моменты:

  • сложность регулирования углов опережения путем применения регуляторов-датчиков, работающих на вакуумном и центробежном принципе;
  • текучесть (изменение) показателей при эксплуатации автомобиля;
  • сильный разброс параметров при поставке на сборки на конвейер.

Главная проблема машины с карбюраторным мотором — отсутствие альтернатив действующей системе зажигания. Но выход был найден — МПСЗ. Электронная система зажигания дала новое дыхание, сделала машину мощнее и приемистее. При правильной установке управление становится комфортабельным и мягким. Кроме этого, монтаж микропроцессорного узла — шанс выжать максимум из мотора без ущерба для ресурса.

Устройство

Электронная система зажигания — главная составляющая управления мотором. Микропроцессорные узлы выступают в роли проводников и организаторов впрыска с последующим воспламенением горючего. Выпускаются также машины, в которых МПСЗ управляет и другими устройствами — охлаждения, впуска и выпуска.

МПСЗ выпускается в нескольких вариациях. Основные производители Бош, Симос, Мотроник и прочими. Принцип действия остается неизменным, а вот конструкция разная. При этом системы МПСЗ условно делятся на две категории:

  • прямого зажигания. Здесь подача тока происходит по цепочки катушка зажигания — свеча;
  • с распределителем. В данном случае посредник в цепи — механический распределитель, который подает ток высокого напряжения на конкретную свечу.

Микропроцессорное зажигание состоит из группы стандартных узлов — источника напряжения, свечей, выключателя зажигания, группы высоковольтных проводников. Электронный узел включает в себя ряд дополнительных элементов:

  • входные датчики — устройства, контролирующие параметры силового узла, улавливающие текущие отклонения и преобразующие сигнал в электрический импульс. МПСЗ работает на базе стандартной группы датчиков, применяемых в системе управления силовым узлом — частоты вращения, детонации, температуры ОЖ и воздуха, положения заслонки дросселя и педали газа, датчика давления кислорода и прочих. Число и название датчиков в каждой конкретной модели автомобиля может меняться;
  • ЭБУ силового узла — приемник, который получает поступающие от упомянутой группы сигналы, производит обработку и направляет в сторону воспламенителя;
  • воспламенитель — микропроцессорное устройство, гарантирующее подачу и отключение искры. Основа узла — транзистор. Когда он открыт, то цепь тока проходит через первичку катушки зажигания. Если же транзистор в закрытом положении, то ток наводится уже во вторичке катушки.

Микропроцессорная система зажигания оборудована:

  • одной катушкой, которая общая для узлов;
  • сдвоенным или индивидуальным устройством генерации напряжения.

Каждый из вариантов обладает отличительными чертами:

  • общая катушка монтируется в устройствах с микропроцессорным зажиганием, оборудованным распределителем;
  • индивидуальный тип катушки монтируется на свече, что позволяет отказаться от установки высоковольтных проводников;
  • катушки сдвоенного типа монтируются в узлах прямого зажигания. Так, на 4-цилиндровом моторе монтируется пара катушек. Одна устанавливается на пару цилиндров 1 и 4, а вторая — на 2 и 3. В каждом устройство генерируется ток высокого напряжения. Искра образуется одновременном в двух камерах сгорания. В одной воспламеняется подготовленная топливная смесь, а в другой искра работает впустую.

Принцип действия

Интерес вызывает принцип действия МПСЗ. Здесь узел работает с учетом следующих принципов:

  • на основании полученных данных ЭБУ рассчитывает требуемые параметры работы;
  • подается команда на воспламенитель, передающий сигнал на катушку. При этом в по цепи первички начинает течь ток;
  • в момент прекращения подачи напряжения происходит индуцирование тока во вторичке катушки зажигания. После этого напряжение поступает к свече зажигания с последующим воспламенением смешанного с воздухом горючего.

При движении происходит изменения частоты вращения коленвала. Этот процесс держат под контролем два датчика — положения распредвала и частоты вращения коленвала. Как только в частоте вращения происходят изменения, подается соответствующая команда к ЭБУ, который меняет угол опережения.

Если при движении меняется нагрузка на силовой узел, то контроль угла опережения и фиксация изменений возлагается на ДМРВ — датчик, контролирующий массовый расход воздуха. Кроме этого, вспомогательную информацию по воспламенению и сгоранию горючей смести предоставляет датчик детонации. Остальные контролирующие узлы фиксируют параметры работы силового узла и управляют другими процессами.

Виды комплектации

На рынке и в магазинах реализуется несколько типов электронных систем зажигания. В каждом из вариантов свой датчик давления (особенность — встраивание в микропроцессорный блок). Рассмотрим каждый из вариантов подробнее:

  1. Система, собранная на базе датчика Холла. Здесь задействован трамблер, в котором отсутствуют грузики и вакуум корректор. Кроме этого, участок ДХ отличается жесткой фиксацией, что устраняет минусы, характерные для привычного трамблера. Для машин моделей ЗАЗ, АЗЛК, ВАЗ и прочих допускается комплектация уже переработанного устройства. При желании лично переделать трамблер и добиться экономии стоит воспользоваться инструкцией и произвести сборку по предоставленному алгоритму.
  2. Устройство с трамблером и парой датчиков коленвала. При таком исполнении траблер берет на себя функцию разносчика искры. Такую схему стоит воплотить в жизнь при наличие:

    • пары отверстий в КПП;
    • штифта в маховике.

    В автомобилях отечественного производства, к примеру, в Таврии или ВАЗе, используется маховик без штифта. Выход в этом случае — поставить кронштейн от Ланоса и приварить штифт к шкиву коленвала. В девятках и восьмерках потребуется монтаж штифта к маховику без демонтажа коробки передач.

  3. Система работы со шкивом. Здесь монтируются следующие узлы:

    • один датчик коленвала;
    • трамблер для раздачи системы зажигания.

    Допускается применение счетверенной катушки зажигания и пары простых коммутаторов. Если применяется счетверенная катушка, то в монтаже трамблера нет необходимости. При переделке Таврии возможен монтаж инжекторного маховика или установка шкива коленвала от Дэу Ланос.

  4. Оптимизированный вариант устройства с трамблером и датчиками коленвала. Здесь применяется счетверенная катушка зажигания с двумя коммутаторами.

Чтобы проверить наличие штифта, стоит провести следующие манипуляции:

  • поставить коленвал в позицию МЗ (ориентация по левой метке на кожухе ГРМ). Далее стоит найти специальный штырь, который установлен возле троса спидометра;
  • на восьмерках и девятках штырь должен совпадать с позицией ВМТ;
  • установить новую проводку, при том что родная остается в роли резервной.

При наличии сомнений микропроцессорное зажигание стоит перевести на стандартную систему.

Преимущества

Использование электронной системы зажигания — шанс оптимизировать работу мотора под разное топливо. При этом появляются следующие плюсы:

  • прирост мощности и тяги (особенно, если речь идет об автомобилях с ГБО);
  • отсутствие детонации. Пропадают стуки пальцев в период набора скорости (даже если залито дне идеальное горючее);
  • бензин сгорает быстрее, что способствует снижению расхода;
  • автомобиль проще завести зимой;
  • электронная система зажигания находится под контролем, благодаря специальному дисплею;
  • появляется шанс для монтажа тумблера, позволяющего переключать систему на разные виды топлива.

Кроме перечисленных преимуществ, стоит выделить и ряд дополнительных опций МПСЗ:

  • обороты ХХ поддерживаются за выставленном параметре;
  • УОЗ в автоматическом режиме настраивается с датчиком детонации;
  • отключение стартера производится автоматически, сразу после пуска мотора;
  • появляется опция управления вентилятором охладительной системы;
  • параметры вносятся через ноутбук, что упрощает и ускоряет процесс.

Итоги

Микропроцессорная система зажигания — альтернатива другим устройствам с аналогичной функциональностью. Популярность электроники обусловлена в первую очередь простотой настройки, точностью работы и сравнительной надежностью. Главное — правильно реализовать замыслы с помощью квалифицированных мастеров.

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

Правильная накачка колес — показатель безопасной и комфортной езды

Многие автомобилисты немало внимания уделяют внешним осветительным приборам, тюнингу или улучшению ходовой, но полностью игнорируют параметр давление воздуха в покрышках. Несмотря ни на что, именно индекс нагрузки шин (ИН), таблица ...

Правильная зарядка автомобильного аккумулятора зарядным устройством

В то время, когда не работает силовая установка машины, для питания всех бортовых элементов сети используется аккумуляторная батарея автомобиля. Благодаря ей же осуществляется запуск двигателя машины. А потому каждому автомобилисту ...

Правильная замена лампы в противотуманной фаре

В процессе обслуживания автомобиля далеко не всегда есть необходимость обращаться к специалистам. Научившись выполнять несложные операции, можно делать это самостоятельно, экономя при этом бюджет. Многие водители ещё помнят те времена, ...

Правила подзарядки, эксплуатации и хранения аккумуляторной батареи

Вопрос о том, как зарядить литий-ионный аккумулятор, все еще актуальный до сих пор. И это невзирая на то, что на страницах Интернета можно почитать большое количество необходимой информации. Так или ...

Правила заправки кондиционера собственными руками

Приобретая новый автомобиль для себя, всё больше автолюбителей интересуется наличием в его комплектации кондиционера. И это вполне понятно, ведь наличие этой системы позволяет осуществлять поездки с максимальным уровнем комфорта, вне ...

Починить аккумулятор своими руками – значит сэкономить на услугах автомастерских

Почему аккумулятор может сломаться Первое, что нужно знать, столкнувшись с поломкой этого устройства, это то, что в самом аккумуляторе сломаться, по сути, ничего и не может. Большинство поломок прибора связаны ...

Почему стучит рулевая рейка

Система рулевого управления автомобиля представляет собой сложную совокупность взаимосвязанных между собой элементов. Управление транспортным средством во время движения обеспечивает реечный механизм. Данный тип рулевого управления является самым распространенным, и обладает ...

Почему сломался "Солекс"?

Карбюратор основной элемент топливной системы автомобиля. Он предназначен для смешивания воздуха с топливом в необходимых пропорциях и образования топливной смеси, подающейся в камеры сгорания двигателя. От его правильной работы во ...

Почему продолжает гореть лампа зарядки аккумулятора

Что может быть причиной горения лампочки, сигнализирующей об уровне зарядки аккумулятора, даже при нормально заряженной батарее? Эта лампочка является одной из многих, загорающихся в момент запуска двигателя автомобиля. Она должна ...

Почему может не гореть одна фара ближнего света

Как ни странно, но ситуация, когда дальний свет на фарах включается, а ближний нет, возникает довольно часто. По статистике, каждому третьему водителю приходится сталкиваться с такой ситуацией. При этом прямолинейные ...

Почему машина дергается при торможении?

Каким бы надежным ни был современный автомобиль, рано или поздно наступает момент, когда друг на колесах вдруг начинает стучать, дергаться, дымить. Естественно, такие симптомы нужно срочно лечить. Но вот как ...

Пособие для чайников, или Как самому настроить карбюратор для Жигулей

Жигули пятерка выпускались с 1980 по 1995 г.г. и пользовался заслуженной популярностью. Основным силовым агрегатом, который устанавливался на автомобили данной модели, был четырёхцилиндровый, четырёхтактный двигатель внутреннего сгорания, рабочим объёмом 1,29л, ...

Последствия дождя могут стать головной болью для автомобилиста

Влажная погода всегда была источником проблем у многих автолюбителей, будь это дождь, снег или высокая влажность. При этом могут наблюдаться проблемы как с электронной начинкой транспортного средства, так и с ...

Порядок действий при замене рулевого механизма на Lada 2110

Установленный на десятке рулевой механизм преобразует вращательное движение баранки в поступательное перемещение рейки и связанных с ней тяг, поворачивающих колеса. Для более рационального трансформирования энергии также были разработаны модели агрегатов ...

Поменять масло? — Да проще простого!!! Тем более, если у вас — Калина

Регулярная замена масла в двигателе Лады Калина (впрочем, это касается любых автомобилей) необходима для нормальной работы агрегата и продления его ресурса. Как часто такую процедуру проводить, зависит от множества факторов: ...

Полноприводные и переднеприводные автомобили: что ломается чаще всего?

  Полнопрводные и переднеприводные автомобили дают своим владельцам много преимуществ на дороге в отличие от заднеприводных. При этом владельцы современных авто чаще сталкиваются с проблемами, которые возникают из-за поломки некоторых ...

Полируем фары своими руками в домашних условиях

Одна из из отличительных черт нового автомобиля яркий свет идеально прозрачных фар. Однако по прошествии некоторого промежутка времени постепенно их прозрачность уменьшается, они начинают желтеть и их поверхность мутнеет. Происходит ...

Полируем автомобильные фары зубной пастой

К сожалению, практически каждой вещи свойственно утрачивать первоначальный вид благодаря воздействию самых разнообразных факторов. Автомобильные фары не являются исключением в процессе эксплуатации они начинают желтеть, ухудшается их яркость, а на ...

Полезная для потребителя информация о дефлекторе на автомобиль

Выражение о том, что все гениальное просто, как нельзя лучше подходит для такого незамысловатого аксессуара как спойлер. Главная его задача — изменять направление встречного потока воздуха, создающего определенные препятствия движущемуся ...

Подогрев автомобильных сидений: классификация и использование

Появление идеи обогрева сидений в транспортных средствах и ее разработка принадлежит шведской компании Saab. Суровый северный климат Швеции в данном случае послужил лучшим стимулом для появления данного изобретения. Наличие в ...

Поднимаем авто с помощью гидравлики

Многие неисправности автомобиля, возникающие на дороге, можно устранить самостоятельно. Но, к примеру, элементы подвески расположены достаточно низко, и, в случае поломки, до них довольно трудно добраться. Специальные эстакады, которые предоставляют ...

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru