Правила заправки кондиционера собственными руками

Правила заправки кондиционера собственными рукамиПриобретая новый автомобиль для себя, всё больше автолюбителей интересуется наличием в его комплектации кондиционера. И это вполне понятно, ведь наличие этой системы позволяет осуществлять поездки с максимальным уровнем комфорта, вне зависимости от того, насколько велика температура за бортом автомобиля. Однако для его надёжного функционирования необходимо периодическое выполнение некоторых профилактических работ.

Для чего нужен кондиционер в автомобиле

Автокондиционер становится незаменимым помощником, когда показатель температуры на улице начинает приближаться к 30-градусной отметке. Некоторое облегчение можно получить, открыв все окна в машине и люк, если, конечно, таковой имеется. Но полноценного решения проблемы таким способом достичь невозможно, ведь по салону гуляет всё тот же раскалённый внешний воздух. И тут на помощь может придти автомобильный кондиционер.

Кондиционер в салоне автомобиля выполняет несколько важных функций:

  • снижение температуры внутри салона автомобиля до уровня оптимального;
  • эффективная борьба с запотеванием стёкол;
  • поддержание влажности в салоне на заданном уровне;
  • надёжная защита пространства салона автомобиля от проникновения в него неприятных запахов;
  • фильтрация воздуха, поступающего внутрь салона.

Поэтому такую опцию, как кондиционер, никак нельзя назвать лишней в комплектации машины. Но даже если его и нет в изначальном варианте поставки автомобиля, всегда есть возможность произвести монтаж устройства по желанию владельца транспортного средства.

Устройство автомобильного кондиционера и принцип его работы

Составными частями кондиционера являются:

  • Компрессор, предназначенный для обеспечения непрерывной циркуляции фреона, закачанного в систему охлаждения.
  • Конденсатор-теплообменник, служащий для накопления и конденсации паров фреона, что сопровождается выделением тепла.
  • Испаритель, играющий роль теплообменника. В нём происходит процесс испарения жидкого фреона, результатом которого является отбор тепла.
  • Ресивер-осушитель, используемый для очистки хладагента с последующим его осушением.
  • Трубопровод.
  • Расширительный клапан.
  • Вентилятор для охлаждения.
  • Система автоматики, в которую входят датчики, несколько предохранителей и многое другое.

К основным элементам автомобильного кондиционера следует отнести компрессор и конденсатор. Все прочие элементы играют роль вспомогательных.

Работа охладительной системы осуществляется следующим образом:

  • в замкнутую систему закачивается жидкий фреон;
  • последний, нагреваясь в компрессоре, становится газообразным и подаётся в систему;
  • в газообразном состоянии фреон подаётся в полость конденсатора, где он охлаждается и превращается в сжиженный газ;
  • сжиженный фреон поступает в ресивер-осушитель, в котором отфильтровываются элементы грязи и мусора;
  • по системе трубок хладагент подаётся на расширительный клапан;
  • охлаждённый фреон поступает в испаритель, находящийся в салоне автомобиля, после чего он вновь попадает в рабочую полость компрессора.

Возможные причины для дополнительной заправки кондиционера

Правила заправки кондиционера собственными рукамиНахождение фреона в замкнутом пространстве не гарантирует отсутствия незначительных утечек. По мнению специалистов, на протяжении года из системы может уйти от 10 до 15% хладагента, из чего следует, что по прошествии трёх лет даже в кондиционерах, установленных на самых современных автомобилях, возникает необходимость в дозаправке.

Утечка фреона может происходить по следующим причинам:

  • нарушается герметичность системы трубопроводов, что может быть спровоцировано износом прокладок и, как следствие, увеличением уровня вибрации;
  • возникают механические повреждения в виде отверстий или трещин в местах соединений различных узлов;
  • в конденсаторе происходит коррозия (не очень часто).

Как найти место утечки

Есть несколько проверенных способов оперативного обнаружения утечки в системе автомобильного кондиционирования:

  1. Использование течеискателя. С помощью этого современного устройства можно реально отыскать утечку, которую не удаётся найти визуально. Этот метод отличается высокими уровнями чувствительности и точности. Однако он не позволяет обнаружить незначительные повреждения.
  2. Закачка в систему азота. Используется эта методика для проверки системы кондиционирования очень давно. Для проверки в систему под высоким давлением закачивается азот. Место повреждения определяется на слух. Этот способ очень прост и доступен, но не очень эффективен.
  3. Применение мыльного раствора. Этот способ позволяет упростить процесс, но он не безопасен, так как система кондиционирования содержит не только фреон, в ней также имеется масло для смазки компрессора. У последнего имеется свойство, позволяющее хорошо впитывать влагу. А это может спровоцировать поломку компрессора.
  4. Использование ультрафиолетовой добавки. Это, безусловно, самый эффективный способ определения места утечки, именно поэтому его используют на современных СТО. Заключается он в том, что при заправке фреона в него добавляется некоторое количество специальной добавки. Смешавшись с любым содержимым системы охлаждения, она меняет цвет в случае выхода наружу. Метод очень наглядный, но достаточно дорогой.

Варианты устранения утечки

Устраняются утечки системы охлаждения либо с помощью специально изготовленной латки, либо с использованием герметика.

С помощью латки течь заделывается следующим образом:

  • подготавливается небольшая металлическая трубка, подходящая по диаметру;
  • на неё заводятся хомуты и производится зачистка с помощью наждачной бумаги;
  • трубка разрезается вдоль по длине;
  • обе половинки промазываются клеем, заводятся на место повреждения и стягиваются хомутами.

Используется герметик очень просто: его достаточно закачать в охлаждающую систему одновременно с фреоном. Через 20-30 минут произойдёт затягивание возникших щелей.

Подготовка к заправке кондиционера авто собственными руками

Перед началом работы по заправке системы необходимо определить, какой тип хладагента должен быть использован и какое количество его понадобится. Для всех автомобилей, произведённых до 1992 года, используется фреон R-12, тогда как с 1993 года начали закачивать R-134a. Для получения более точной информации следует внимательно изучить информацию на наклейке, расположенной на внутренней поверхности капота. Там же можно найти данные о норме заправки хладагента. Как правило, для отечественных автомобилей это количество колеблется от 500 до 1000 грамм.

Заправка охладительной системы фреоном

Чтобы выполнить заправку фреоном, придётся приобрестиспециальный набор. Он состоит из метрологической станции, специального переходника, комплектов шлангов, кранов и собственно баллона, в котором содержится фреон. Роль метрологической станции может выполнить тест-коннектор. Цена на весь комплект не превышает 30 000 рублей.

Дальнейшие действия осуществляются в следующей последовательности:

  • Берётся баллон с фреоном, на котором находится выпуклая часть, имеющая резьбу. Её следует проколоть переходником. Если последний не входит в комплект, то его надо приобрести дополнительно.
  • Переходное устройство прикручивается, после чего к нему подключается шланг.
  • Выполняется коммутация второго конца шланга с метрологической станцией.
  • По окончании сборки оборудования проводится калибровка счётчика давления. Делается это с использованием калибровочного колеса, после выставления температуры окружающего воздуха.
  • Находится свой штуцер. Это довольно простая операция, так как современные кондиционеры имеют две позиции низкого давления и высокого. Для заправки используется сторона низкого давления.
  • Пространство, расположенное вокруг штуцера, предназначенного для низкого давления, тщательно зачищается, и с него снимется колпачок, при этом категорически не допуская в него грязи.
  • Сверху надевается шланг.
  • Запускается двигатель автомобиля и раскручивается до 1500 оборотов. Педаль газа при этом лучше каким-либо образом зафиксировать.
  • Рециркуляция воздуха устанавливается в положение максимального предела, после чего открывается кран подачи высокого давления. Баллон разворачивается вверх днищем и вентиль открывается, но очень плавно.
  • Уровень давления должен постоянно контролироваться и поддерживаться не выше 285 кПа.
  • По прошествии небольшого промежутка времени в салон начнёт поступать охлаждённый воздух, а место, где шланг соединяется со штуцером, вообще становится ледяным. После достижения 5 или 7оС вентиль перекрывается.
  • В процессе заправки необходимо внимательно смотреть в окошко, имеющееся в фильтре-осушителе. И если в нем отсутствуют пузырьки воздуха, то значит, всё сделано правильно.

Проверка качества выполненной работы

Для собственного спокойствия следует произвести проверку функционирования авто кондиционера. При этом нужнообратить особое внимание на ниже перечисленные моменты:

  • следует получить подтверждение того, что уже по прошествии небольшого промежутка времени начинает поступать холодный воздух;
  • необходимо произвести визуальный осмотр с целью обнаружения течи;
  • нужно проверить, присутствуют ли в подающемся в салон автомобиля воздухе посторонние запахи, что может свидетельствовать о необходимости замены салонного фильтра.