Трудоустройство иностранных граждан в Российской Федерации

Трудоустройство иностранных граждан в Российской Федерации.

Юрист в области гражданского права

В связи с изменениями и сложностями в миграционном законодательстве Российской Федерации, ставится вопрос об анализе и систематизации этой области, также о необходимости выработать методологию и пошаговую инструкцию порядка оформления трудоустройства иностранных граждан, для исключения путаницы в указанной области.

С «01» сентября 2016 года порядок трудоустройства иностранных граждан стал более строгим. Отсутствие государственного учета трудоустройства иностранного гражданина повлечет наказание в виде увеличенных штрафов, как для работника, так и для работодателя. Так же был запрещен въезд по паспорту своей страны гражданам государств СНГ, не являющимися странами Евразийского экономический союза, куда входят, кроме Российской Федерации ещё 4 государства: Белоруссия, Киргизия, Казахстан, Армения. В данный момент въезд таких граждан осуществляется по заграничному паспорту.

Изменения так же касаются и уполномоченного государственного органа, осуществляющего миграционный учет. Данные полномочия были сняты с ФМС РФ и переданы УВМ ГУ МВД России Указом Президента № 156 от 5.04.2016 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции». Данный Указ упразднил ФМС и ФСКН как отдельные ведомства. Это случилось в следствии того, что ФМС не смогла в достаточной мере справиться с потоками мигрантов, так же у ФМС не хватало полномочий для розыска и задержания нелегальных иммигрантов.

В свою очередь изменился основополагающий законодательный акт, регулирующий данную область. Так ранее трудоустройство иностранных граждан регулировал Указ Президента РФ от 16.12.1993 N 2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы», сейчас данную сферу регулирует Федеральный закон № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от «21» июня 2002 года (далее – «ФЗ №115»).

Основными законодательными актами в данной области являются:

  • Федеральный закон № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от «21» июня 2002 года.
  • Федеральный закон №109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от «18» июля 2006 года (далее – «ФЗ №109»).
  • Федеральный закон №114 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от «15» августа 1996 года (далее – «ФЗ №114»).
  • Трудовой кодекс РФ (далее – «ТК РФ»), глава 50.1.: «Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами».
  • Иные международные соглашения.

В начале рассмотрим иностранных граждан с безвизовым режимом въезда в РФ, который осуществляется на основании Заграничного паспорта. Это страны СНГ, и другие государства с которыми Российская Федерация заключила соглашение о безвизовом въезде (например, Бразилия).

Граждане стран Евразийского экономического союза могут въезжать на территорию РФ по паспорту своей страны. Данным гражданам разрешение на работу не требуется, при приеме на работу необходим лишь стандартный набор документов, как для граждан РФ.

На границе иностранный гражданин обязан заполнить миграционную карту, её можно получить у должностных лиц пограничного контроля. Если же пересечение границы состоялось на самолете или водным транспортом, то миграционную карту выдают члены экипажа судов уже заполненную, останется лишь проверить данные иностранного гражданина и поставить подпись. В поезде миграционную карту выдают члены бригад поездов, заполняется она иностранным гражданином самостоятельно.

В день приезда необходимо оформить полис добровольного медицинского страхования (ДМС), именуемый в обиходе «страховкой для иностранных граждан».

Далее у иностранного гражданина имеется 7 рабочих дней для регистрации и оформления миграционного учета, так же именуемого временной миграционной регистрацией. В течение 90 суток такие иностранные граждане имеют статус временно пребывающих. Иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации — это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или по правилу, которое не требует получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство (ВНЖ) или разрешения на временное проживание (РВП).

Постоянно проживающими иностранными гражданами являются граждане, обладающие ВНЖ, а также граждане стран Евразийского экономического союза.

Временно (имеющим РВП) и постоянно (имеющим ВНЖ) проживающим иностранным гражданам не требуется разрешение на трудовую деятельность в РФ, так как они приравниваются к гражданам РФ, при трудоустройстве необходим стандартный пакет документов (исключая военный билет и приписное свидетельство):

  • Документ, удостоверяющий личность;
  • Свидетельство о страховании;
  • Документ о полученном образовании.

Остальных иностранных граждан без визы с 2015 года можно трудоустроить на основании разрешения на трудовую деятельность в виде патента.

Стоит отметить, что с патентом, выданным до «01» января 2015 года, иностранный гражданин может трудоустроиться только к физическому лицу.

Патент имеет временные и территориальные ограничения. Патент имеет силу до истечения срока, указанного в нем, а также действителен только на территории, которая в нем указана.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13.3. ФЗ №115, для подачи заявления на патент отводится 30 дней с момента въезда иностранного гражданина на территорию РФ.

За этот срок, претенденту на получение патента необходимо предоставить в территориальный орган исполнительной власти в сфере миграции (ММЦ или УВМ ГУ МВД России), следующие документы:

  1. Заявление о выдаче патента (форма заявления находится в свободном доступе в сети интернет, либо выдается в территориальном отделении ГУ МВД России;
  2. Удостоверение личности удостоверителя (паспорта), в случае необходимости с нотариально удостоверенным переводом;
  3. Справка об отсутствии опасных заболеваний, а также сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) (получают при прохождении медицинской комиссии в любом медицинском учреждении, которое уполномочено государством, по направлению от УВМ ГУ МВД России);
  4. Миграционная карта с указанной целью визита – «работа»;
  5. Документ о постановке на миграционный учет (уведомление о прибытии иностранного гражданина к принимающей стороне (гостиница, физические и юридические лица — собственники жилья));
  6. Сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации (можно получить, пройдя специальный тест в территориальных образовательных центрах, например, в г. Москве можно пройти тест в Центре подготовки и тестирования иностранных граждан по русскому языку МГУ имени М. В. Ломоносова);
  7. Полис добровольного медицинского страхования (ДМС) (необходимо купить в медицинских центрах, полис должен соответствовать стандартам УВМ ГУ МВД России);
  8. Документ, подтверждающий оплату первого месяца действия патента (квитанция и кассовый чек, стоимость составляет 4200 рублей);
  9. Свидетельство о постановке на налоговый учет (ИНН);
  10. При просрочке получения патента (срок, превышающий 30 дней), документ (квитанция и кассовый чек) подтверждающий оплату штрафа (от 4000 до 5000 рублей);

Отдельно выделяются штрафы, касающиеся иностранных граждан, в соответствие с частью 1 статьи 18.10. КоАП РФ, а именно: за осуществление трудовой деятельности по профессии не указанной в патенте, нарушение территориальной принадлежности, указанной в патенте наказываются штрафом в размере от 2000 до 5000 рублей, с административным выдворением или без такового. Те же деяния в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области наказываются штрафом в размере от 5000 до 7000, с обязательным административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Стоит отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 18.15. КоАП РФ, также штрафы за просрочку патента, привлечение к трудовой деятельности по профессии не указанной в патенте, нарушение территориальной принадлежности, указанной в патенте, накладываются на юридических лиц (от 250 000 до 800 000 рублей) и индивидуальных предпринимателей (от 2000 до 5000 рублей), в данном случае выступающих как работодатель, в случае выявления данного факта в результате проверки.

Патент, по статистике, востребован гражданами следующих стран: Азербайджан, Таджикистан, Узбекистан, Республика Молдова и Украина.

Совсем по-другому происходит с иностранными гражданами с визовым режимом въезда в РФ. Привлечение данной категории иностранных граждан подлежит государственному квотированию, что означает ограниченное число въезда таких граждан, желающих трудоустроиться. Квота формируется на основании соответствующего Постановления Правительства РФ.

Получение разрешения проводится в два этапа: работодателю необходимо отправить Заявление по установленной форме в Центр Занятости, а по истечению 45 дней подать запрос о разрешении в региональный орган исполнительной власти в сфере миграции (ФМС или УВМ ГУ МВД России), путем Заявления на квотирование иностранных сотрудников.

После полученного одобрения, в случае наличия квоты, юридическим лицам, желающим привлечь иностранных граждан в качестве работника, необходимо предоставить:

  • Свидетельство о государственной регистрации (ОГРН);
  • Свидетельство о постановке на налоговый учет (ИНН);
  • Образец трудового соглашения (контракта);

После проверки предоставленной документации, в течении 10 дней, после полученного одобрения, в территориальный орган исполнительной власти в сфере миграции (УВМ ГУ МВД России), необходимо направить Ходатайство о выдаче приглашения иностранному гражданину, подкрепленное следующими документами приглашаемого иностранного гражданина:

  • Фотография 3х4;
  • Копия документа удостоверяющего личность;
  • Справки из российских медицинских учреждений об отсутствии заболеваний (инфекционные заболевания, ВИЧ-инфекции, наркотической зависимости);
  • Квитанция и чек, подтверждающий оплату госпошлины (800 рублей);

Согласно статье 16 ФЗ №115, приглашение должно содержать: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол, гражданство приглашаемого лица, государство его проживания, номер и дату выдачи документа, удостоверяющего его личность, цель поездки, предполагаемый срок пребывания в РФ, предполагаемые пункты посещения в РФ, наименование приглашающей организации и ее место нахождения или фамилию, имя приглашающего физического лица и адрес его места жительства, номер и дату принятия решения о выдаче приглашения и срок действия приглашения.

Полученное приглашение, будет являться основанием для выдачи визы иностранному гражданину, желающему трудоустроиться в РФ.

Так же существует отдельная категория иностранных граждан, желающих трудоустроиться, именуемая высококвалифицированными специалистами. В соответствии со статьей 13.2. ФЗ №115, высококвалифицированными специалистами признаются иностранные граждане, имеющие опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения их к трудовой деятельности в РФ, предполагают получение заработной платы (вознаграждения).

Согласно пунктам 1.2. и 1.3. статьи 13.2. ФЗ № 115, высококвалифицированными специалистами не являются религиозные и проповеднические деятели, а также работодатель не может привлекать высококвалифицированных специалистов для торгового обслуживания покупателей в процессе розничной торговли товарами народного потребления (включая фармацевтические товары), независимо от ассортимента реализуемых товаров, торговых площадей и форм обслуживания покупателей, за исключением работников, осуществляющих руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли.

Трудоустройство иностранных граждан данной категории имеет ряд преимуществ:

  • высококвалифицированные специалисты не зависят от государственного квотирования, как иностранные граждане с визовым режимом въезда в РФ (пункт 2 статьи 13.2. ФЗ № 115);
  • нет территориальной привязанности;
  • не требуется разрешительная документация;

Для выдачи высококвалифицированному специалисту разрешения на работу, а также для оформления ему приглашения на въезд в РФ, в целях осуществления трудовой деятельности, работодатель представляет в территориальный орган исполнительной власти в сфере миграции (УВМ ГУ МВД России), следующие документы:

  • ходатайство о привлечении высококвалифицированного специалиста (по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 487, которую можно получить в УВМ ГУ МВД России или найти в сети интернет);
  • трудовой договор (контракт) с высококвалифицированным специалистом (отличается от стандартного российского трудового договора только реквизитами работника — указывается серия и номер разрешения на работу);
  • письменное обязательство возместить расходы РФ, связанные с возможным административным выдворением.

После подачи вышеуказанных документов, в течении 30 дней со дня получения разрешения на работу или прибытия специалиста к месту пребывания или работы, работодатель обязан направить в территориальный орган исполнительной власти в сфере миграции (УВМ ГУ МВД России) сведения, в виде справки из ФНС, подтверждающие учет высококвалифицированного иностранного специалиста в налоговой службе РФ.

Российская Федерация, не смотря на экономические проблемы внутри страны, низкие заработные платы, вследствие постоянно высокой инфляции, падения курса рубля по отношению к другим валютам, а также ожесточающих поправок в законодательстве, логически, должна была стать менее привлекательной страной для мигрантов, желающих заработать. Но по данным Главного управления по вопросам миграции МВД России на апрель 2016 года, на территории страны было 9,87 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства. Подавляющая часть из них трудовые мигранты из стран ближнего зарубежья, а также украинские беженцы, которые продолжают прибывать, хотя и меньшими темпами по сравнению с прошлым годом – в 2015 году в территориальных органах ФМС России получили временное убежище 149,6 тысяч человек (в 2014 году более 250 тысяч человек).

Это означает, что, несмотря на проблемы внутри страны, Российская Федерация продолжает быть привлекательной для граждан стран третьего мира, которые, в основном, являются соседствующими государствами.

Данная ситуация сложилась, в следствии неблагоприятной обстановки внутри стран-лидеров по миграции в Российскую Федерацию, как в экономике, так и в перенаселение, и полной бесперспективности проживания в данных странах.