Шаманы и шаманизм. Магия шаманизма

Шаманы и шаманизм. Магия шаманизма

     Шаманизм — тайна нескольких тысячелетий. Исследователи магических учений считают именно шаманизм наиболее интересным проявлением &древней исконной природы человека». Что представляет собой сегодняшний шаманизм? Что ценное сохранил шаманизм для современности?   Приведу пример, относящийся к недавнему прошлому.

     Москва. Центр. Обычный летний день. И вдруг… Случайные прохожие застывают в изумлении. Из черной &Волги», бережно поддерживаемый &прилизанным» молодым человеком в стогом костюме, выбирается седой старик с азиатскими чертами лица. Но как странно одет этот старик! На нем длинное меховое одеяние, украшенное причудливым орнаментом. На шее у старика добрый десяток ниток бус. Мягко ступая кривыми ногами, обутыми в расшитые бисером меховые сапдги, следом за молодым человеком старик поднимается по ступенькам одного из союзных министерств… &К министру шамана привезли. Сынок у министра хворает. Врачи лечить не берутся…» — шепотом передают друг другу новость всезнающие москвичи.

     Трудно сказать, помог ли шаман министерскому сыну в том конкретном случае. Но практика лечения с помощью шаманской магии была весьма в ходу в семидесятых годах прошлого века. Виновата в этом мода на нетрадиционные методы лечения, распространившаяся в &эпоху застоя», или всему причиной несомненная сила шаманов — неизвестно. Но и сегодня немало людей обращаются за помощью к шаманам. Во многих случаях это — последнее средство.

     Рассказы о шаманах — подчас невероятные — передаются из поколения в поколение. Стоит пересечь Уральский хребет и оказаться в Азии, как вы очутитесь в мире, где вера в силу шаманов так же велика, как и сто лет назад. Нужно заметить, что в современной России традиционный шаманизм возрождается. А ведь еще лет двадцать назад советская власть не одобряла веры широких масс в шаманскую силу (разумеется, к союзным министрам это не относилось).

     Обратимся к рассказам, на которые так щедры жители российского Севера.

     &Что умеет шаман? Много чего. Он почти всесилен. Например, шаман может загипнотизировать человека, наказать вора, охладить пыл хулигана. Но это пустяки. Бывает и так: возьмет шаман острый нож, ударит им в бревенчатую стену — молоко течет или даже кровь. Если увидишь шамана ночью — остерегайся, ведь есть среди них не только добрые, что лечат, а и злых немало. Мчится такой по тайге на коне, а голову с плеч снимает, чтобы ветки глаза не повредили. Бывают шаманы — мужчины, а бывают шаманы — женщины. Если на лютую шаманку набредешь в тайге — не уйти, ложись да помирай. Но больше шаманов добрых, чем злых. Такой вылечит, от верной смерти спасет — ничего не возьмет. А благодарить, кланяться в ноги примешься — смеяться будет.

     А что говорят ученые, к авторитету которых мы привычно обращаемся, когда не умеем что-либо объяснить?

     Российские этнографы в конце XIX — начале XX века много занимались проблемой шаманов. Их интересовало все, и не в последнюю очередь — магическая практика шаманов. Например, в отчетах этнографических экспедиций можно найти описание таких шаманских &трюков», как прокалывание острыми предметами разных частей тела, хождение по раскаленным угольям, поедание несъедобных предметов. И так далее, и тому подобное. Особый интерес представляют рассказы о превращении шаманов в животных и птиц. Так, одному якутскому шаману, жившему в конце XIX века, не составляло ни малейшего труда превратиться в белку. Другие излюбленные объекты трансмутаций в шаманизме — волк, ворон, медведь. Трудно сказать, что в действительности видели этнографы, но факт остается фактом: ученые, члены экспедиции Академии наук описали эпизоды превращений как нечто, виденное их собственными глазами. Удивительными кажутся и тогдашние пророчества шаманов. Например, еще в середине XIX века один бурятский шаман предсказал появление железнодорожного транспорта. Этнограф бесстрастно зафиксировал и еще одно, гораздо боле удивительное пророчество. Пользуясь для выражения образами, шаман назвал новый вид транспорта &железной змеей». Тот же шаман сообщил, что &царь будет свергнут, богачи превратятся в батраков, каторжники будут начальствовать, а шаманы будут повешены на деревьях». Через шестьдесят с небольшим лет сбылась первая часть пророчества — совершился октябрьский переворот в России. Вешать шаманов на деревьях (все-таки чаще их расстреливали — в порядке борьбы с религиозными пережитками) стали несколько позднее… Существует старинное шаманское пророчество, прямо касающееся нас, жителей XXI века. &Когда выпадет последний волосок из черного кончика заячьего уха, наступит всемирный потоп», — заявил в середине XIX века якутский шаман по имени Гурсэб. К сожалению, этнограф позабыл спросить у старика, каков смысл этого пророчества, ведь его можно воспринимать как крайне оптимистическое (зайцы как вид будут существовать еще долго, и черных волосков на их ушах будет предостаточно) или как весьма мрачное (если образ пророчества свидетельствует о глубоких изменениях в природе, произведенных человеком за последние десятилетия).

     Еще одна удивительная способность шаманов также описана российскими этнографами. Шаман способен преобразовывать пространство вокруг себя. Вначале он с поразительным искусством имитирует звуки скачущего табуна лошадей, рев волка, щебет таежных птиц. При этом рот шамана закрыт, а звуки доносятся откуда-то извне. Что является здесь источником звуковых волн? Уж не гипноз ли? Вполне возможно. Однако чем больше узнаешь о шаманизме, тем сильнее хочется верить в действительную магическую силу этих носителей древнего искусства магии.

     Основная работа шаманов — это предсказания, общение с добрыми и злыми духами, лечение. Роль шамана в жизни архаичных народов Крайнего Севера была огромной, ведь шаман выступал в качестве жреца целой религии- шаманизма. Но шаманизм нельзя считать &региональной религией»: народы многих стран и континентов также являются сторонниками шаманизма.

     Какая же неизвестная официальной науке закономерность лежит в основе шаманской практики?

     В начале 90-х годов XX века усилиями академика В. П. Казначеева и группы ученых-энтузиастов были проведены сеансы так называемой &дальней связи». При этом использовались &зеркала Козырева» — особые приборы, способные, по мнению ученых, локально изменять энергоинформационное поле. В одном из своих докладов академик Казначеев говорил о существовании особых биополевых конструкций, которые имеют постоянную связь с легендарной Шамбалой. Выходит, Шамбала — это не сказка, выдуманная увлекающимися людьми, а реальность. Подпадая под влияние биополевых конструкций, человек начинает вести себя аномально. В зависимости от &заряда» энергии его аномальные действия могут нести либо позитивную, либо негативную нагрузку.

     Пользуясь данными, полученными российскими учеными в 90-х годах, можно предположить, что шаманы подключаются к информационному пространству, выходят в &верхний мир», в космос, Вселенную. Это дает им возможность предвидеть события, которые совершатся в будущем, лечить больных. Духи, с которыми общаются шаманы, выступают здесь уже не как символы сил природы, а как вполне реальные сущности из &тонкого мира», сгустки неизвестной (а точнее, неопределимой современными средствами) энергии.

     Приведу еще одну цитату, подтверждающую современное значение шаманизма как национальной религии многих северных народов России. Председатель народного фронта Якутии Данилов в одном из интервью сказал: &Мы провозгласили государство Саха, но этого крайне мало. Шаманизм — якутская религия и философское основание, на котором будет строиться наше государство». Ни больше ни меньше. Эту точку зрения, разумеется, следует сегодня принимать во внимание. А вот несколько сот лет назад, в эпоху Чингисхана, жил знаменитый шаман Тэб-Тенгри. Он сыграл немалую роль в возвышении Чингисхана. Кстати, сын Чингисхана и его жена были знаменитыми в свое время шаманами, они входили в пантеон &хозяев общемонгольского огня» — аналог института святых в православии.

     Сегодня потребность людей в услугах шаманов очень высока. Но не только лечиться и гадать о будущем ходят к шаманам. Тысячи и тысячи людей ищут альтернативы современным религиям в древних обрядах шаманизма. Паломники посещают священные вершины гор, перевалы, водные источники, проводят там массовые празднества. Белое шаманство, обращение к духам &верхнего мира» — хорошая возможность как бы заглянуть в глубь времен, коснуться истока жизни.

     Шаманы делятся по силе на &слабых», &средних» и &великих». &Слабым» шаманом при определенных условиях может стать практически каждый желающий. Для приобретения сана &среднего» шамана нужен сложный обряд инициации (посвящения). &Великие» шаманы рождаются раз в несколько десятков лет. По имеющимся сведениям, сегодня нет великих шаманов, по крайней мере на территории Российской Федерации.

     Далеко на ледяном Севере, где мрак так же страшен, как стужа, а стужа еще страшнее мрака, растет волшебное дерево. Вместо коры на этом дереве — змеиная чешуя Когда Луна ступает в ущерб, волшебное дерево сияет таинственным светом. Ытык-Мас — так зовется оно. Дерево имеет девять причудливых изгибов и девять дупл. В дуплах дерева Ытык-Мас обитают духи нерожденных еще шаманов. В трех верхних дуплах, где орлица вскармливает орлят, — духи трех великих шаманов. Эти дупла десятилетиями остаются пустыми, ведь вселенские воздушные духи великих шаманов приходят к людям редко. В трех средних дуплах, где живут вороны с воронятами, обитают духи трех средних шаманов. Три нижних дупла никогда не бывают пустыми: там, рядом с выводком желторотых кукушат, ютятся духи слабых шаманов.

     Каким станет шаман — добрым или злым — решать ветрам. Ледяные северные ветры дают шаману силу спасать от недуга и насылать порчу-болезнь. Южные ветры рождают шамана, способного предвидеть будущее на сто лет вперед. Западные ветры делают шамана нечеловечески злым. А вот влияние благодатных восточных ветров дает шаману силу творить только добро. Но это лишь часть шаманской души — ее воздушная часть.

     Шаман, вставший на путь злых дел, имеет земную часть своей души в рыбе Jlyo — рыбе, посвященной смерти. День и ночь вечно плавает рыба Луо в смрадных болотных глубинах. Нет покоя и материнской части души шамана. В теле Матери- Зверя неприкаянно бродит она по лесам, забредает в тундру. Но материнская часть не может даже напиться воды — свежая ключевая вода не утоляет ее жажды. На вечную жажду обречена она, на вечные муки.

     Посвящение в шаманы — величайшая тайна последователей этого древнего учения. Попробуем пересказать от первого лица историю посвящения одного из современных шаманов, использовав одно очень любопытное интервью десятилетней давности.

     Пока я не стал шаманом, меня звали Никита. Я работал водителем в большом оленеводческом совхозе. Жизнь была обычная — ни плохая ни хорошая. Однажды поздно вечером ко мне пришел шаман Ердэ. Я его знал: к нему ходила лечиться моя жена, и жил он неподалеку. А с Ердэ был еще один шаман, незнакомый.

  Собирайся, пойдешь с нами, — сказал Ердэ. — Моему брату Ольхону в камлании открылось, что родится в твоем стойбище средний шаман. Это ты, Никита.

  Я уже двадцать пять лет как родился! — удивился я.

     Шаман Ольхон укоризненно покачал головой:

  Ничего еще не знаешь. А вот с нами пойдешь — все знать будешь.

     Я пошел с шаманами. Мы шли три дня и забрели далеко в тайгу.

     Ердэ и Ольхон развели костер, усадили меня поближе к огню. Посовещавшись, шаманы принялись варить на огне какое-то зелье. Вскоре в котелке пенилась черная жидкость с резким запахом. Мне приказали выпить ее. Жидкость была горячая, у нее был горьковатый вкус плесени. Ердэ и Ольхон стали бить в бубны и кружиться на месте.

     Я почувствовал, что засыпаю. Фигуры шаманов стали расплывчатыми, а обычно молчаливая тайга кругом наполнилась странными звуками. Я слышал гул воды, пение каких-то птиц, рев зверей. Я испугался и стал звать шаманов по именам, но они не откликались. Потом все вокруг изменилось.

     Я сидел на дне глубокой черной ямы и пытался из нее выбраться. Никто не приходил на помощь, как я ни кричал. Пустота и безмолвие окружали меня. Я затих и скорчился на дне ямы.

     Тишина казалась мертвой, но вдруг мне послышался отдаленный звук Это был свист снежного вихря. А потом зашумели громадные крылья, и над ямой закружил орел, каких не бывает: величиной он был с доброго оленя Орел сел на край ямы, опустил голову и ударил меня клювом в темя. Боль была сильной, но мгновенной. Орел схватил меня когтями и взлетел. Дух захватило от такого полета. Было темно и холодно. Рядом мерцали какие-то странные облака. Орел будто остановился, и я почувствовал, что железная хватка когтей ослабла. Я стремительно полетел вниз.

     Я ударился о лед, попробовал подняться, но не смог.

   Где я? Куда меня занес чудовищный орел?

     И в ответ ледяная пустыня загудела тысячей голосов:

   Эбэ Хайа! Эбэ Хайа!

     (Примечание. В традиции шаманизма Эбэ Хайа — скала на берегу Северного Ледовитого океана. Это священное место для всех коренных народов Севера. Другое ее название — Гора-Бабушка. Так ее называют якуты в знак особого почтения. На вершине Эбэ Хайа обитают духи, например великий дух реки Лены в образе великого орла)

     Я попытался осмотреться. Внизу ревел океан, разбиваясь о подножие скалы, на которой я лежал. Надо мной висело мрачное небо. Ни одной звезды. Только бледная ущербная Луна светит. На скалу легла огромная тень. Я обернулся.

     Чудовище в три человеческих роста с туловищем, напоминающим человеческое, и медвежьей головой шло прямо на меня.

   Я, Нохоо, пришел, чтобы разорвать на куски твою плоть, перегрызть твои кости!

     Не помня себя от страха, я попытался отползти, но Нохоо схватил меня и прижал к камню. С оглушительным ревом чудовище занесло надо мной топор. Наверное, я закричал Брызнула моя горячая кровь, она залила меня с ног до головы… все остальное происходило уже за гранью боли и почти за гранью сознания.

     Нохоо отрубил мне голову и насадил ее на длинный шест. Я видел все, происходящее с моим телом.

   Смотри! — рычало чудовище.

     Нохоо разрубил мое обезглавленное тело на куски и разложил их на три стороны.

   Это — для духов верхнего мира, это для духов нижнего мира, а сердце и печень — для духов среднего мира.

     Налетел вихрь, отшвырнул чудовище с медвежьей головой. Из вихря появились невиданные черные твари, похожие на угрей. Они облепили мясо и стали пожирать его. Сожрав все, Veapn исчезли так же мгновенно, как и появились. Скала вздулась, словно была сделана из бумаги, и из возникшей дыры выбрался ужасающий зверь — однорукий, одноногий, с одним-единственным клыком в пасти. Зверь подобрался к останкам и стал с хрустом пожирать кости. Насытившись, он провалился в расселину скалы…

     Не знаю, долго ли продолжался весь этот кошмар. Над горой нависла черная туча и уронила холодные капли. Ударяясь о камень, они превращались в крохотных горбатых старух.

   Плоть и кости, явитесь снова! — хрипло закричали старухи.

     Кружась на месте, старухи слепили мое тело воедино, смазали слюной швы, потом запричитали, заметались и исчезли в черной туче, из которой явились.

     Я понял, что мое тело слеплено заново.

   Вот и все! Духи горы сделали свое дело! — проревел Нохоо, ставя меня на ноги. — Теперь ты — шаман средней силы. И Имя тебе отныне — Кысылга!..

   Вставай! — тряс меня за плечо Ердэ. — Переодевайся!

     Я натянул на себя полное шаманское облачение — длинное меховое одеяние, пояс с кожаной бахромой, надел бусы и браслеты. И вдруг нечеловеческие силы вошли в меня. Железные браслеты зазвенели, превращаясь в перья, а край мехового одеяния стал птичьим хвостом. Круглая медная пластина, пришитая спереди, засияла, как солнце, и я поднялся в воздух. Рядом летели Ердэ и Ольхон, обратившиеся в воронов.

     Мы летели долго, разглядывая землю, лежащую далеко внизу. Мы поднимались выше — и земля становилась крохотной. Мы опускались — и становились видны сеть рек и зеленые волны тайги.

     Я устал, силы мои исчерпались. И тут я увидел, как мои братья-шаманы отдыхают в воздухе: медные круги на их одеяниях перестали сиятц как солнце, подернулись туманом… Вот облака, вытекшие из этих кругов, стали белыми, пушистыми облаками, и шаманы улеглись на них отдыхать. Я сделал то же самое Ердэ одобрительно усмехался, а Ольхон почему-то хмурился.

     Издалека, откуда-то снизу мне послышался то ли крик, то ли плач.

   Опускайся! — велел Ольхон. — Это Мать-земля кличет тебя! Негоже шаману долго нежиться на облаках!

     Я направил свой полет вниз, к земле. И с каждой секундой силы мои прибывали. Я без вреда для себя пролетел сквозь туманную сеть, расставленную злыми духами, обитающими над верхушками сосен. Я миновал опасных водных духов, парящих над гладью воды, и наконец опустился на землю.

     Рядом опустились шаманы Ердэ и Ольхон.

  Теперь ты видел, сколько злых духов ждут твоей оплошности, — сказал Ердэ. — Кысылга, отныне ты должен всегда приходить на помощь племени людей, на помощь тем, кто лишен шаманского зрения.

   Мать-земля будет хранить твою силу всегда, — добавил Ольхон. — Смотри, Кысылга, чтобы злые духи не украли у тебя какую-нибудь из душ — воздушную, водную или земную!

   Священный бубен станет твоим конем, а медный круг на твоей груди — прорубью, в которую ты сможешь прятаться в случае опасности, — добавил Ердэ.

   А когда ты принесешь много добра людям, то сможешь увидеть Правителя Девяти Небес — Юрюнг Ар Тойона. На его левом плече дремлет орел, а на правом — старый ворон. У ног Юрюнг Ар Тойона лежит златорогий олень, а у коновязи стоит белый конь с серебряными крыльями, — завершил поучение Ольхон. На его лице сияла улыбка.

     Этот рассказ практикующего в настоящее время сибирского шамана дает яркое представление об обряде посвящения в шаманы. Налицо такие общие принципы инициации как &случайный» выбор неофита, переживание неофитом опыта смерти и повторного рождения, помощь старших товарищей. В видениях Кысылги фигурируют священные места, а также образы духов, характерные для региона.

     Возможна ли шаманская практика в условиях современного города, вдали от природных ландшафтов, мест поклонения, без помощи мастеров магии? Насколько это известно автору, подлинный шаманизм (тем более опирающийся на региональный пантеон) вряд ли возможен в современной урбанизированной реальности. Однако элементы шаманской практики органично вошли в практику современных неоязыческих культов.