Критерии нуждаемости при выплате детских пособий: с 1 января 2017 года вступил в силу новый закон об обязанности соблюдения принципа адресности регионами

Какие пособия будут выплачиваться с 2016 года исходя из критериев адресности и нуждаемости?

На протяжении нескольких последних лет среди высшего руководства страны, включая президента и правительство, неоднократно высказывались мнения о необходимости перехода при предоставлении гражданам мер социальной поддержки на принципы адресности и нуждаемости.

Меню для навигации по странице

По мнению руководства страны, такой подход позволил бы:

  • перераспределить на федеральном уровне объемы социальных выплат и льгот в пользу тех, кто в этом действительно нуждается, что позволило бы значительно повысить эффективность оказываемых мер социальной поддержки (в том числе тех, которые сейчас не востребованы ввиду их незначительного объема — например, ежемесячная компенсация 50 рублей находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет);
  • предусмотреть в отношении нуждающихся категорий населения дополнительные виды социальной поддержки, на которые до сих пор не хватало бюджетных ресурсов (например, обсуждаемое в 2015 году введение в отношении малообеспеченных ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте от 1.5 до 3 лет);
  • дать регионам возможность самостоятельно уменьшить объемы социальных обязательств перед населением для уменьшения возникшего бюджетного дефицита (вплоть до риска дефолта субъектов федерации) путем установления дополнительных требований в виде критериев нуждаемости.

Примечательно, что прежде всего новый закон (основные положения которого вступили в силу уже с 1 января 2016 года) коснулся сразу нескольких видов выплачиваемых на федеральном и региональном уровнях детских пособий и компенсаций.

В частности, в 2016 году изменится формат и условия предоставления ежемесячного пособия на ребенка до 16 (18) лет, чернобыльских декретных выплат в двойном размере и компенсации родительской платы за детский сад.

Критерии нуждаемости при выплате детских пособий: с 1 января 2017 года вступил в силу новый закон об обязанности соблюдения принципа адресности регионами

Решение правительства начать бюджетную экономию исходя из установления критериев нуждаемости в отношении семей с детьми вызвало немало шума и споров. Принятый закон № 388-ФЗ от 29.12.2015 г. внес коррективы в несколько действующих федеральных законов:

  • № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.«Об образовании в Российской Федерации» — в части предоставления компенсации родительской платы за детский сад только малоимущим семьям;
  • № 81-ФЗ от 19.05.1995 г.«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» — в части введения нового ежеквартального пособия на ребенка на основании критериев нуждаемости вместо прежнего ежемесячного до достижения 16 (18) лет;
  • № 1244-1 от 15.05.1991 г.«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» — в части замены двойного пособия по уходу за ребенком до 3 лет ежемесячной компенсацией, выплачиваемой в фиксированном размере (3000 рублей на ребенка до 1.5 лет и 6000 рублей — от 1.5 до 3 лет).

При этом правительство обещает не оставить без поддержки малообеспеченные семьи — выплаты прекращаются только тем, кому они не полагаются в связи с достаточным уровнем среднедушевого дохода в семье. Однако на практике проблема в применении критериев нуждаемости состоит в том, что между этими двумя категориями людей зачастую стоит разница всего лишь в несколько рублей доходов.

Семья не получит установленное для нуждающихся пособие, даже если ее среднедушевой доход на каждого ее члена будет превосходить величину прожиточного минимума даже всего на пару рублей!

Ситуация осложняется тем, что регионам, которые не соблюдают обязанность по применению адресного подхода, установленную новым законом, в последующем может быть уменьшено федеральное финансирование посредством дотаций, субсидий или субвенций.

Статьей 4 принятого Закона изменен статус пособия, которое устанавливается ст. 16 закона № 81-ФЗ от 19.05.1995 г. Ранее оно было «ежемесячным», теперь же стало просто «пособием на ребенка» с дополнительным требованием — производить выплаты не реже одного раза в квартал (отсюда новое название — «ежеквартальное»). Помимо этого, согласно новым требованиям, это пособие должно выплачиваться только нуждающимся. Изменение уже вступило в силу с 01.01.2016 г., однако форма его реализации будет устанавливаться субъектами федерации самостоятельно.

Этот пункт нового закона вызвал ажиотаж и множество вопросов со стороны семей. Во многих регионах на слуху у молодых родителей только одно «ежемесячное пособие» — по уходу за ребенком до 1.5 лет. И многие действительно посчитали, что изменения касаются этой ежемесячной выплаты, размер которой с 1 февраля 2016 года составляет 2908,62 руб. на первого ребенка и 5817,24 — на второго и последующих. Однако это не так.

Для примера размеры выплаты по регионам:

  • в Белгородской области стандартный размер 240 руб., многодетным семьям — 360 руб. на каждого ребенка, а на детей-инвалидов — 4865 руб.;
  • в Брянской области стандарт — 239 руб., на детей-инвалидов 359 руб., одиноким матерям — 477 руб.;
  • в Карелии — 210-345,8 руб., на ребенка из многодетной семьи — 1300-1365 руб.;
  • в Мурманской области — 438 руб. на каждого ребенка из многодетной малоимущей семьи.

Как скажется изменение на бюджете семьи?

  • Пособие и ранее выплачивалось преимущественно нуждающимся семьям — тем, в которых среднедушевой доход не превышал прожиточный минимум (ПМ). В этом плане ничего не изменится.
  • Судя по сравнительно небольшому размеру выплаты, изменение периодичности начисления не скажется на бюджете семей слишком категорично (за редким исключением).
  • В законе сказано, что пособие должно выплачиваться не реже раза в квартал. То есть по решению местных властей частота его выплаты может остаться и прежней. По крайней мере, пособие будет выплачиваться ежемесячно до принятия соответствующих региональных законодательных актов.

Теоретически, размер пособия может быть даже увеличен — закон этого не запрещает. В том числе за счет сокращения периодичности выплат и круга получателей. Решение будет зависеть от руководства регионов и возможностей местных бюджетов. Хотя, исходя из бюджетного дефицита на местах, увеличение пособия маловероятно.

Значительно более масштабные изменения ожидают семьи в связи с другим пунктом закона. Госдума одобрила применение принципа нуждаемости к компенсации оплаты за детский сад. Если раньше, согласно закону «Об образовании», частичную компенсацию родительской оплаты могли получить все семьи, то теперь на нее претендовать смогут нуждающиеся родители. Об этом сказано в ст. 7 нового закона.

Данные изменения могут коснуться наиболее ощутимо многодетные семьи, которые во многих регионах были вообще освобождены от необходимости платить за посещение детского сада.

  • В частности, многодетные родители в Пскове были обескуражены необходимостью платить детсад уже с 1 января 2016 года. Такая возможность и оставлена только за семьями со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума.
  • Однако во многих других городах Псковской области многодетные и ранее оплачивали содержание ребенка из своего кармана. Правда, потом они могли в обычном порядке получить компенсацию в размере до 70% внесенной оплаты (чаще всего с задержками). Теперь эта возможность тоже будет сохранена за нуждающимися семьями.

Исходя из этого можно отметить следующие основные особенности нововведения:

  • критерий нуждаемости устанавливается на региональном уровне — в каждом субъекте РФ или отдельном муниципальном образовании условия получения компенсации и сами критерии адресности могут устанавливаться свои;
  • изменение уже вступило в силу с 01.01.2016 г.

Размер компенсации при этом не меняется. Он устанавливается отдельно в каждом регионе, но не может быть меньше:

  • 25% от среднего размера платы за детсад — за первого ребенка в семье;
  • 50% — за второго;
  • 70% — за третьего и последующих детей.

При этом родители опасаются, что помимо сокращения получателей компенсации могут быть упразднены и другие льготы по детсаду.

Новым законом изменены условия получения чернобыльских выплат:

  • с 1 июля 2016 года аннулируется возможность получать двойное пособие на детей, рассчитываемое пропорционально среднему заработку, а вместо него установлена другая доплата в форме фиксированной ежемесячной компенсации;
  • изменяются также минимальные сроки постоянного проживания на загрязненной территории, необходимые для получения права на выплату.

Все нововведения перечислены в ст. 2 закона о принципах адресности и нуждаемости.

Самое важное — нововведенная взамен «двойного пособия» чернобыльская ежемесячная выплата, оговоренная в обновленном п. 7 ст. 18 закона:

  • 3000 руб. на ребенка до 1.5 лет — как прибавка к обычному ежемесячному пособию по уходу за ребенком (40% среднего заработка или в минимальном размере);
  • 6000 руб. на ребенка от 1.5 до 3 лет — как самостоятельная ежемесячная компенсация, которая сейчас не предоставляется.

Чтобы обратиться за чернобыльскими выплатами, по новым правилам заявитель должен проживать на загрязненной территории минимум:

  • 1 год — в зоне отселения;
  • 3 года — в зоне проживания с правом на отселение;
  • 4 года — в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Для детей, родившихся в любой из этих трех зон, а также для первого и следующего поколений детей, появившихся от облученных родителей, установленные ограничения не применяются.

Минимальные периоды проживания для тех, кто живет (работает) в любой из трех зон, должны соблюдаться для оформления таких ежемесячных выплат (см. ст. 18, 19 закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС»):

  • компенсации 200-230 руб. за питание с молочной кухни для детей до 3 лет;
  • компенсации 180 руб. на питание ребенка в детсаду;
  • компенсация 35-180 руб. на питание школьников.

Критерии нуждаемости при выплате детских пособий: с 1 января 2017 года вступил в силу новый закон об обязанности соблюдения принципа адресности регионами

По новому закону чернобыльское ежемесячное пособие на ребенка будет выплачиваться в таких размерах:

  • до того, как ребенку исполнится 1.5 года — ежемесячная выплата в обычном размере (40% от заработка) + фиксированная доплата в размере 3000 руб. за радиационный риск;
  • для возраста между 1.5 и 3 годами — только фиксированная сумма 6000 руб. в качестве возмещения вреда за риск проживания на загрязненной территории.

Ранее работающие и неработающие граждане, которые жили и трудились на территории, загрязненной радионуклидами, могли рассчитывать на разный размер пособия (работающие 80%, неработающие — двойной минимум). Законодатели посчитали, что это несправедливо, ведь риск для всех одинаков независимо от факта трудоустройства. Поэтому он решили и уровнять новую чернобыльскую компенсацию для всех категорий получателей, сделав ее в фиксированном размере.

Новые нормы учитывают следующие аргументы:

  • работающие и неработающие граждане подвергаются одинаковому негативному влиянию среды;
  • возмещение ущерба для здоровья, в том числе потенциального, является обязанностью государства и не может зависеть от взносов граждан на социальное страхование в ФСС (Постановление Конституционного суда РФ № 11-П от 19.06.2002 г.).

Таким образом, действующий ранее принцип выплат являлся дискриминационным и противоречил Конституции. Кроме того, он предполагал неоправданно завышенные суммы декретных выплат чернобыльцам по месту работы, финансируемые из бюджета, что становится затруднительным в условиях кризиса.

Известие о том, что жители чернобыльской зоны с 01.07.2016 г. перестанут получать детское пособие в двойном размере, вызвало общественный резонанс. Особенно обидно мамам, здоровье которых действительно пострадало из-за постоянного проживания в регионе и которые имели до декрета хорошие заработки: ведь 80% от высокой зарплаты могут составлять сумму намного большую, чем максимально возможные 6000 руб.

В связи с этим во многих регионах страны (Тульская, Курска обл. и др.) в конце 2015 года даже прошли демонстрации несогласных с новой нормой закона, но предотвратить или отменить ее они не помогли.

Сравнение размера чернобыльского «двойного пособия» на детей до и после реформы 2016 года

Сравним объемы чернобыльских выплат за полные 3 года с момента рождения ребенка по старым и новым правилам ее предоставления.

Таблица 1Размер чернобыльского двойного пособия до 30.06.2016 г., руб.

80% среднего заработка)

Таблица 2Размер пособия до 3 лет с 01.07.2016 г., руб.

Таблица 3Сравнительный анализ общей суммы выплат за 3 года

Во всех остальных случаях родители проигрывают от принятых нововведений.

  • Поскольку с 1 февраля 2016 года на первого ребенка пособие до 1.5 лет не может составлять менее 2909 рублей (что меньше фиксированной прибавки 3000 рублей), родители при условии получения пособия по уходу за ребенком в минимальном размере даже оказываются в небольшом выигрыше — они получат символическую прибавку на 2,3% (см. табл. 3).
  • Однако поскольку пока точно не известно, будет ли индексироваться установленная чернобыльцам фиксированная прибавка 3000 рублей к ежемесячному пособию до 1.5 лет — в скором времени (уже после очередной индексации с 1 февраля 2017 года) может оказаться, что даже в минимальном размере получать двойное минимальное ежемесячное пособие было бы более выгодно.

Из приведенных расчетов также видно: для любого размера среднего заработка, превышающего сумму 7500 рублей, размер выплачиваемого ежемесячного пособия на ребенка до 3 лет, начиная с 1 июля 2016 года, будет меньше старого «двойного пособия», предоставляемого в размере 80% от средней зарплаты за 2 предыдущих года — и чем больше зарплата, тем больше становится этот разрыв.

Как определяется нуждаемость и устанавливаются ее критерии

Точные критерии нуждаемости для семей в п. 5 ст. 8 нового закона предложено установить федеральному органу исполнительной власти в области соцзащиты, то есть непосредственно Министерству труда и социальной защиты РФ. Однако до сих пор никаких нормативных актов по этому поводу не было принято.

Раньше определение критериев нуждаемости ложилось на плечи регионов. По мнению руководства страны, на местах виднее, кто из жителей действительно нуждается в помощи. И традиционно, руководства регионов исходили из сравнения:

  • среднедушевого дохода членов семьи, подтвержденного справками о доходах;
  • установленной в регионе величины прожиточного минимума на детей.

В конечном виде смысл принципов адресности и нуждаемости, которые устанавливаются новым законом, состоит в уменьшении нагрузки на федеральный и региональные бюджеты. При этом руководство страны настаивает, что соцпомощь нужно продолжать выплачивать — но только семьям, которые в ней действительно нуждаются.

Вполне возможно, что некоторые регионы отступят от принципа сокращения социальных расходов. Но вряд ли такая мера будет чем-то большим, чем временным популизмом. Например, так было в Брянской области с 2015 г., когда перед выборами губернатора, несмотря на бюджетный дефицит, на 65-80% были увеличены расходы на соцзащиту и пособия.