Сценарий литературной игры «Смелого пуля боится»

СЦЕНАРИЙ

Литературная игра-представление с элементами фольклора для детей младшего школьного возраста

Ведущий: Хорошо, что на свете так много праздников: Новый год, Праздник весны и труда, Международный женский день Но самый настоящий мужской праздник – День защитника Отечества. Конечно, в первую очередь это праздник для тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны, кто служил или служит в армии. Но уже сегодня девочки нашего класса будут поздравлять вас, мальчики, с этим замечательным днем. Потому что вы наши будущие защитники. Если сегодня кто-нибудь из вас защитит девочку от хулиганов, заступится за слабого, завтра ему можно доверить защищать Родину.

Ребята, а какие черты характера должны быть у защитника Отечества?

(Ответы детей.)

Правильно, ребята. Настоящим защитником Отечества можно назвать человека смелого, решительного, честного, находчивого, мужественного, отважного, доброго, любящего свою Родину. А вы знаете, что все эти замечательные качества скрыты у вас, мальчики, в ваших именах? На Руси всегда верили в могущество имени, верили в то, что как назовешь младенца, таким он и вырастет. То есть какое тебе дали имя, таким будет и твой характер.

Дорогие наши мальчики. Вдумайтесь только, какие замечательные имена вы носите:

Александр, Андрей – защитники людей

Антон – вступающий в бой

Борис – борец

Вадим – вождь

Валентин – сильный

Валерий – крепкий

Виктор, Николай – победители

Владимир – владеющий миром

Вячеслав – владеющий славой.

Ваши имена пришли из далекого прошлого и достались вам от доблестных древнерусских защитников Отечества. Носите их с честью и гордостью.

Армия появилась на Руси очень давно, больше тысячи лет назад. В те давние времена Русь состояла из отдельных небольших земель (княжеств). Киевский князь Святослав, очень умный и смелый, объединил все разрозненные княжества (Киевское, Суздальское, Рязанское и др.) в одно большое и сильное государство Киевскую Русь. Враги окружали Русскую землю со всех сторон. На защиту нового государства встало русское войско. Но всему миру прокатилась слава о земле Русской.

Но не только о красоте и богатстве Руси, но еще и о славных ее защитниках богатырях заговорили «во всех концах света белого». Самое первое название войска русского – дружина, а воинов в Древней Руси называли дружинниками. Слова «дружина» и «дружинник» можно услышать и в наше время, но называют так не воинов, а людей, которые помогают милиции наводить порядок на улицах, охранять наш с вами покой.

А в те далекие-далекие времена по берегам рек, на труднодоступных кручах, в необъятных степях стояли крепости-заставы (как современные пограничные заставы). На могучих конях, в доспехах богатырских выезжали с застав русские воины на защиту родной земли. И шла по Руси великой слава о русской дружине!

Ребята, а кто из вас читал былины о храбрых богатырях-защитниках земли Русской? (Объяснить слово «былины» – это русские народные песенные сказания о богатырях и их подвигах.)

(Ответы детей.)

А каких героев былин вы знаете?

(Ответы детей.)

(Показать детям знаменитую картину В. Васнецова «Богатыри». Побеседовать с ребятами по картине: кто изображен, какие доспехи, какое оружие, что можно сказать о характерах богатырей и т.д.)

Ребята, а как вы думаете, зачем мы с вами вспоминаем о богатырях, которые жили на нашей земле сотни лет назад?

(Ответы детей)

Правильно. Это наши корни, как у дерева. И от того, какими были наши прадеды, многое зависит в нашей сегодняшней жизни. Корни нашего народа глубоки, и сила и мощь народа русского идет от наших пра-пра-прадедов. Чтобы понять и представить, как вынесли солдаты Великой Отечественной войны эти тяжелые годы, как выстояли и победили, нужно заглянуть в прошлое, в глубь веков. Давайте вспомним еще одного защитника земли Русской – полководца Александра Васильевича Суворова. А для этого мы с вами из XI «богатырского» века перенесемся в век XVIII., когда еще не было великого полководца Суворова, а был маленький мальчик – Саша Суворов.

В детстве Саша был очень слабым и худеньким ребенком. Никто не ждал от него никаких доблестей, и отец его, генерал Василий Иванович, очень переживал за хилого болезненного сына, который вечно был простужен, вечно нездоров.

У Саши нашлись прекрасные наставники – книги, но военной истории, от которых у него дух захватывало. Особенно нравились ему Александр Македонский, Юлий Цезарь – великие полководцы, стремительные, дерзкие, сильные. И Саша принял решение стать сильным, закалить себя. Он занимался гимнастикой, обливался холодной водой, в стужу не кутался, ходил в легкой одежде под проливным дождем, скакал на лошади. С игрушечными солдатиками он повторял все сражения великих полководцев. Историки считают, что Александр Суворов провел 60 сражений и одержал 60 побед. Правильнее считать, на одну победу больше – 61. В «первом бою» была одержана самая главная победа великого Суворова – над своей слабостью.

Я прочитаю, ребята, отрывок из исторической народной песни. Ее можно петь, можно и читать. Называется она «Суворов приказывает армии переплыть море».

Как выходит тогда к солдатушкам

Генерал седой да Суворов-князь,

Да как глянул он на солдатиков,

Веселешенько улыбаючись:

– И по что, мои детоньки, призадумались?

Или устрашились моря синего,

А за морем силы неверной?

Ой, ты гой еси, да Суворов-князь,

Командир ты наш, начальничек!

Не страшна-то нам сила вражия.

Да страшен-то нам океан-буян.

Океан-буян, море синее

Ой, вы гой еси, братцы-солдатики!

Вы снимайте-ка с плеч ранцы тяжелые,

Уж вы ставьте-ка в козлы ружья меткие.

Вы берите-ка топорики острые,

Вы срубите-ка мосты, плоты широкие!

То не гул идет по поднебесью.

То не шум шумит по темным лесам –

То плывет-летит наша армия.

Злая сила вражья испугалася,

По разным сторонушкам разбежалася.

Но не только смелостью и отвагой славились защитники земли Русской. Очень часто выручала воинов смекалка и находчивость.

(Появляется Петрушка.)

Петрушка: Ой, сколько ребят-то!

Как грибов на солнечной поляночке.

Возвращался я домой с лукошком.

Свет увидел в окошке –

Решил заглянуть, чуть-чуть отдохнуть.

Вас посмотреть и себя показать.

Здравствуйте, ребята!

Ведущий: Проходи, гостем на нашем празднике будешь! Ведь сегодня День защитника Отечества.

Петрушка: Ой, я очень люблю рассказы о сражениях, о войнах, только веселые и занятые. Я и сам знаю много интересных историй.

Ведущий: Тогда расскажи ребятам о смекалке и находчивости русских воинов.

Петрушка: С удовольствием. Ведь смекалка не только от пуль выручала, но и помогала выигрывать целые сражения. Знаете ли вы, ребята, что такое подводная засада?

(Ответы детей.)

Эту хитрость применяли наши разведчики во время Великой Отечественной войны, когда нужно было скрытно переправиться через неглубокую речку. Подводной засадой пользовались и воины для внезапного нападения на врага. Секрет прост. Воины срывали стебель тростника, отщипывали верхушку – готова трубочка. Потом погружались с головой под воду, а через трубочку дышали. Чем не шапка-невидимка?!

Однажды фашистские разведчики обнаружили множество танков и пушек у города Букрина. И решили, что именно здесь будет наступление русских. Немецкое командование стянуло все свои войска с других фронтов. И день, и ночь бомбили они наши танки и пушки. Не знали фашисты, что эти танки и пушки не настоящие, а макеты, сделанные из фанеры.

А настоящие танки и пушки ночью с большими предосторожностями были переброшены к городу Лютежу (под Киевом), где фашисты их совсем не ждали. Наши войска разбили фашистов. И в этом им помогли смекалка и находчивость! А слышали вы, ребята, про мосты-невидимки? Ни один вражеский разведчик не обнаружит такой мост! Потому что настил укладывают ниже уровня воды. И получается, что мост словно шапкой-невидимкой прикрылся.

(Показать рисунок на стр. 17 в книге Н.Ф.Осипова «Смекалка – выручалка». М., Малыш, 1980.)

Вот вы и узнали, ребята, что такое русская военная смекалка! Только запомните: смекалку не выучишь на всю жизнь. Тут каждый раз все заново нужно придумывать. Только тогда будет толк.

Постарайтесь и вы быть находчивыми. Смекалка во всяком деле вам поможет, из любой беды выручит.

Ведущий: Ай да Петрушка! Откуда ты столько рассказов интересных знаешь?

Петрушка: Так ведь я читать люблю. А из книг еще и не такое можно узнать. Одно плохо: я не знаю ни одного стихотворения, посвященного славным защитникам Отечества.

Ведущий: Не горюй. Петрушка! Зато ребята знают и тебе расскажут.

(Дети рассказывают стихи.)

Петрушка: Молодцы, ребята! Стихов вы знаете много. А вот пословицы

Ведущий: Подожди. Петрушка! Ведь сегодня праздник защитника Отечества, значит и пословицы должны быть не простые, а военные.

Петрушка: Во время войны народные пословицы переделывались и становились военными. Вот, например: «С миру по нитке – голому рубашка». А во время войны зла пословица звучала так: «С миру по нитке – Гитлеру веревка».

А теперь послушайте, как изменилась пословица «Один в поле не воин»: «Если по-русски скроен, то и один в поле воин». А какие пословицы о смелости русского солдата вы знаете?

(Ответы детей.)

Петрушка (Добавляет): «Где коза прошла, там и солдат пройдет», «Смелость города берет», «Тот герой, кто за Родину горой», «Где смелость, там и победа», «Смелого пуля боится, смелого штык не берет».

Ведущий: «Дымом греется, шилом бреется», «Тяжело в учении, легко в бою», «Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом».

Петрушка: А я не только пословицы знаю. Я и загадки военные загадать могу.

Стоят три старушки.

Вздохнут да охнут –

Вблизи все люди глохнут.

(Пушки)

Крышкой закрыта,

В землю зарыта.

Ждет-поджидает

Фрица-бандита.

(Мина)

Ведущий: Ребята! А кто из вас знает загадки об оружии?

(Ответы детей.)

Петрушка: Но не только оружие и смекалка помогали солдатам сражаться. На войне очень часто выручали солдат веселые шутки, смешные рассказы и, конечно же, задорные частушки. (Поёт под музыку.)

Разрешите доложить

Коротко и просто:

Я большой охотник жить

Лет до 90.

Ты, Германия. Германия,

Страна неверная.

Заключила договор,

А напала первая.

О войне спою частушки –

Пусть ребята слушают.

Как немецкие фашисты

Наши бомбы кушают.

Сидит Гитлер на заборе,

Пишет телеграмму:

«Меня русские побили.

Привезите маму».

Через речку зайка скачет,

Дай-ка я перескачу.

А увижу я фашиста –

Утюгом поколочу.

Дует ветер от Берлина,

Дым оттуда тянется.

Там «катюши» бьют фашистов,

Аж земля качается.

Вот и кончилась война.

Будем веселиться!

Пусть жестокая война

Никому не снится.

Ведущий: Ты, Петрушка, на все руки мастер: и пословицы помнишь, и загадки знаешь, и частушки спеть можешь! Но и наши ребята тоже не лыком шиты: умеют не только стихи рассказывать да загадки загадывать, они могут ответить на любые вопросы. Я предлагаю тебе провести конкурс.

Петрушка: Итак, конкурс! И называемся он «Немогузнайка».

Ведущий: Какое странное название

Петрушка: Объясняю. Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов был ярым врагом муштры и зубрёжки. Воспитывая в солдате смекалку, обучая военному делу, умению ориентироваться в обстановке, Суворов высоко ценил в нем стремление понять, постичь, узнать. Ответ «не могу знать» способен был привести полководца в ярость. Задавая вопросы солдатам, он был рад, если неожиданный вопрос заставал солдата врасплох, но не ставил в тупик. «От немогузнайки много беды!» – так считал непобедимый Суворов.

Ведущий: Я думаю, что наши ребята не огорчили бы великого полководца своими ответами. Задавай свои вопросы, Петрушка.

Петрушка: Почему копье и щит – неразлучные, но извечные враги?

(Ответы детей: копье предназначено для нападения, а щит – для защиты от него.)

Петрушка: Что надевали на голову древнерусские воины, чтобы защитить ее от ран в бою?

(Ответы детей: шлем.)

Петрушка: Продолжите пословицу «Кто к нам с мечом придет »

(Ответы детей: « от меча и погибнет».)

Петрушка: А кому принадлежат эти слова?

(Ответы детей: Александру Невскому.)

Петрушка: А как называлось оружие, из которого стреляли стрелами?

(Ответы детей: Лук.)

Петрушка: Ай да ребята, ума палата! Все знают, обо всем разумение имеют. Хорошие защитники растут: умные да грамотные, смекалистые да находчивые! Хорошо с вами, ребятки, да пора и честь знать. Ведь моих рассказов, шуток да частушек и другие ребята ждут. Поэтому разрешите откланяться!

Ведущий: Ребятам без тебя будет грустно.

Петрушка: А чтобы вы, друзья, не грустили, я подарю волшебные слова:

Петрушка, Петрушка,

Скорее к нам приди.

Веселье, смех и радость

С собою принеси!

Как только вы скажете эти слова вслух, грусть-тоска сама собой пройдет, слезы высохнут, а на ваших лицах расцветут улыбки. До новых встреч, друзья! (Уходит.)

Ведущий: А наш праздник продолжается! И сейчас мы с вами, ребята, поговорим о нашей славной российской армии, о той армии, в которой служили ваши папы и будете служить вы, когда подрастете. Но сначала давайте выясним, чем отличается сегодняшний солдат от древнерусского воина или суворовского солдата?

(Показать иллюстрации и книге А.В.Митяева «Книга будущих командиров». Ответы детей.)

Правильно. У сегодняшнего солдата форма защитного цвета (цвета окружающей среды – земли, деревьев и т.д.), современное оружие. А еще наши солдаты очень многое умеют делать. Например, прыгать с парашютом, работать на компьютере, владеть приёмами рукопашного боя, работать на радиостанции, управлять ракетами, торпедами, метко стрелять и многое другое. Я хочу вам напомнить, что в армии нет мамы, нет бабушки. Поэтому каждый солдат должен уметь убирать свою постель, чистить картошку, мыть полы, пришивать пуговицы.

У писателя Эдуарда Успенского есть стихотворение «Про Сидорова Вову». Кто из вас читал? Помните, как

«мальчик Вова,

был ужасно избалован.

Чистенький и свеженький,

был он жутким неженкой.

– Дайте это!

– Дайте то!

И ботинки, и пальто

Год прошел, другой проходит.

Вот уже пора приходит

С дисциплиною дружить,

В Красной Армии служить.

Вова в армию идет

И родню с собой ведет».

И вот маме дали большой пулемет, бабушка носила за Вовой раскладушку с подушкой, а дед кормил Вову обедом. А что же Вова?

«В двух словах он был таков:

Глуп, ленив и бестолков.

Хорошо, что другие солдаты

Совершенно другие ребята!

Могут сутки стоять в дозоре.

Плыть на лодке в бушующем море,

В цель любую попадут

И никогда не подведут».

Но чтобы стать хорошим солдатом, как вы уже поняли, нужно очень много знать и много уметь. И поможет вам в этом книга Бориса Николаевича Никольского «Солдатская школа». «Уроки» в этой «школе» называются подготовкой. Физподготовка учит, как стать сильным, огневая подготовка – как стать метким, строевая подготовка – как стать выносливым. Из «Солдатской школы» вы узнаете о боевых действиях ракетчиков, связистов, моряков, артиллеристов – всего не перечислишь!

А сейчас я предлагаю вам, ребята, отправиться на военный аэродром и посмотреть, как будет прыгать с парашютом радист Башмаков, которого все почему-то считали невезучим: то на стрельбах в чужую мишень попадет, то сапоги перепутает, то ногу вывихнет. Но так было, пока не сменился командир взвода.

Новый командир объявил Башмакову, что невезучих людей не бывает, а бывают люди недисциплинированные. А тут через несколько дней как раз большие учения. И взводу выпало особое задание: произвести разведку в тылу «противника».

Лейтенант Петухов на всякий случай не спускал глаз с Башмакова. И в самолете посадил возле себя. Нарочно. И прыгнул вслед за ним. Их парашюты раскрылись почти одновременно. И тут вдруг лейтенант увидел, что Башмаков летит не вниз, а вверх. Да, да, его парашют поднимался вверх!

– Рядовой Башмаков! – закричал лейтенант. – Вы куда?

– Не могу знать! – закричал Башмаков.

– Немедленно вернитесь! – закричал лейтенант.

Но Башмаков продолжал медленно лететь вверх.

– Вернитесь сейчас же! – еще громче закричал лейтенант.

Что ответил Башмаков, он уже не услышал. Ведь лейтенант летел вниз, а Башмаков вверх, и расстояние между ними все увеличивалось.

А между тем все объяснялось просто: парашют Башмакова попал в восходящий поток теплого воздуха. Будь на месте Башмакова другой солдат, он бы наверняка растерялся и от страха натворил бы каких-нибудь глупостей. Но Башмаков не испугался. Он даже не удивился. Потому что привык, что с ним всегда что-нибудь происходит.

Он спокойно летел, словно на воздушном шаре, смотрел вниз и запоминал всё, что было внизу. А внизу был лесок. А в нём – танки «противника». Так Башмаков летел довольно долго. А когда приземлился, то сразу пробрался к своим. И доложил о танках. Лейтенант Петухов объявил ему благодарность за самообладание и находчивость. С тех пор Башмакова перестали считать невезучим. А как только его перестали считать невезучим, он и правда перестал быть невезучим

А сейчас мы с вами, ребята, с аэродрома отправимся на танковый полигон (полигон – это место, где проходят учения) и посмотрим, как ведет свой танк Володя Кукушкин. Он во всем полку считается лучшим механиком-водителем. Про него говорили: «Завяжите Кукушкину глаза, он и с завязанными глазами проведет танк по ниточке. И из любого непроходимого болота танк выведет».

Однажды на учениях Кукушкин на своем танке выполнял боевое задание. А солдаты, товарищи Кукушкина, переживали и волновались за него, хотя и знали, какой Володя отличный водитель. А на танковом полигоне каких только препятствий нет! И крутой подъем на гору, и отвесный спуск, и самый настоящий противотанковый ров, и узенький мост. Чуть ошибешься – и вес, застрял. Только для Кукушкина все ли препятствия – не препятствия.

Одно – позади. Второе – позади. Третье – позади. Молодец, Кукушкин! И вдруг

Что такое? Мы даже глазам своим не поверили. Замер танк, остановился как вкопанный. Что случилось? Никогда такого не бывало. Неужели отказал мотор? Смотрим издали – открывается крышка люка, и выбирается Кукушкин из танка. Повозился возле гусеницы – и назад, в люк. Тронулся танк. Но время-то уже потеряно.

«Эх, подкачал Кукушкин, опозорился», – сказал лейтенант. А когда подъехал танк и Володя из него вылез, то все увидели в руках Кукушкина маленького ёжика. «Чуть под самую гусеницу не угодил, – говорит Кукушкин. – И как только я его заметил!».

Вот так маленький ёжик остановил огромную машину – танк. А как вы, ребята, думаете – почему?

(Ответы Детей.)

Правильно. Потому что Володя Кукушкин – добрый, а добрый человек никогда не обидит слабого и беззащитного.

Мы с вами говорили о том, что современные российские солдаты отличаются от солдат других поколений солдатской формой, оружием, умениями. А теперь подумайте и скажите, а что же общее есть у защитников Родины всех времен?

(Ответы детей.)

Правильно. Любовь к Родине, мужество, отвага, доблесть, смекалка, находчивость, решительность и доброта.

Пройдут годы и века, и я верю, что наступит такое время, когда на Земле не будет войн. Тогда не нужны будут армии. Уже сейчас маленькая страна Швейцария не имеет армии. Но всегда и во все времена в мальчиках и в мужчинах будут цениться качества и черты характера настоящих защитников.

Дорогие наши мальчики! Помните о том, что на свете есть много разных званий, но самое высокое из них – защитник Отечества.