При трудоустройстве в России граждане РФ и КР уравнялись в правах, Кыргызский портал Boorsok

При трудоустройстве в России граждане РФ и КР уравнялись в правах

При трудоустройстве в России граждане РФ и КР уравнялись в правах, Кыргызский портал Boorsok

О преференциях, которые после присоединения Кыргызстана к Евразийскому экономическому союзу получили граждане республики при трудоустройстве в России, рассказал заместитель директора Департамента развития предпринимательской деятельности Евразийской экономической комиссии Самат Алиев.

— Самат Бикитаевич, не так давно Кыргызстан вступил в Евразийский экономический союз. В числе многих других граждан республики этого события с нетерпением ждали те, кто работает или собирается трудоустроиться на территории России. Какие преимущества по сравнению с трудовыми мигрантами из других стран, не входящих в ЕАЭС, они получили?

— Договор о Евразийском экономическом союзе предусматривает, в том числе создание единого рынка труда, возможность свободного передвижения рабочей силы на всем союзном пространстве. И с присоединением Кыргызстана к ЕАЭС 12 августа текущего года граждане республики получили весь объем преференций, прописанных в этом документе. Одна из главных – предоставление для них национального режима при трудоустройстве.

— Имеется в виду, что, к примеру, трудовые мигранты из Кыргызстана работают в России в соответствии с ее законами, принятыми для своих же граждан, никакой дискриминации ни по какому признаку не допускается. То есть кыргызстанцы теперь наравне с россиянами могут наниматься здесь на работу, выходя напрямую на работодателя, без получения каких-либо квот, разрешительных документов. Нет ограничений по профессии, рынку, нет необходимости приобретать патент, сдавать комплексный экзамен на знание русского языка, истории и основ российского законодательства. Сейчас обсуждается проблема обязательного медицинского страхования. Но, в принципе, для тех, кто трудоустроился, она автоматически решается. Ведь российский работодатель, принимая на работу трудового мигранта из государства-члена ЕАЭС, обеспечивает его, в том числе, и ОМС, тогда как гражданин любой другой страны, обязан сам приобрести полис добровольного медицинского страхования.

— Потребуется ли от кыргызстанца подтверждение имеющихся у него документов об образовании?

— Это понадобится только тем, кто трудоустраивается в России в педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической сферах. Во всех остальных случаях – никаких ограничений. Правда, работодатель может запросить нотариально заверенный перевод документа. Но и процедура подтверждения документов об образовании несложная. Для этого в России существует специальный центр. Насколько я знаю, там проверяется, в основном, легальность диплома и учреждения, выдавшего его. Пока в рамках ЕАЭС до конца не решен вопрос признания ученых степеней и званий.

— А как обстоят дела в вопросах социального обеспечения?

— В данном случае, как и при трудоустройстве, прописан его национальный режим. То есть социальное обеспечение, социальное страхование трудящихся из Кыргызстана и членов их семей, кроме пенсионного (это – отдельный вопрос, но он тоже последовательно решается), должно осуществляться на тех же условиях, что и для граждан России. РФ обеспечивает этот режим для приезжих из всех стран ЕАЭС. Предусмотрено пять видов страхования – обязательное на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве, в связи профзаболеванием и ОМС.

— Как в целом идет формирования единого рынка труда?

— Поверьте, это очень непростой процесс. Ведь приходится не только вырабатывать, скажем так, единые правила игры, но и взаимно увязывать отличающиеся друг от друга законодательства в конкретных вопросах. И рассматривать ту или позицию через призму интересов разных сторон – трудового мигранта, работодателя, государства. И здесь неизбежны различные противоречия. Например, для трудящегося свободный рынок труда, возможность беспрепятственного устройства на работу – благо. А вот у принимающей страны возникают проблемы. Вдруг человек чем-то болеет, а мы его от обязательного для всех других мигрантов медобследования освободили! Да и работодателю выгоднее иметь дело с человеком, оплатившим патент, поскольку в данном случае работник уже оплатил и подоходный налог. В ином же случае приходится все делать самому, образно говоря, стоимость рабочей силы для работодателя возрастает. Все эти риски мы обсуждаем, но стараемся решать их в пользу именно трудящегося.

— Итак, трудовой мигрант из Кыргызстана приехал в Россию. С чего ему начинать здесь?

— Прежде всего, необходимо в миграционной карте в графе «цель приезда» написать «на работу» или «работа». Это очень важно! В принципе, можно вписать, что угодно. Но тогда мигрант теряет некие преимущества, закрепленные в Договоре о ЕАЭС. А если с любой другой записью он устроился на работу, то автоматически становится нарушителем российского миграционного законодательства. И в случае выявления такого нарушения попадет в так называемые «черные списки». Но если он действует строго в соответствии с законом, то и на его семью – супруга или супругу, детей – также распространяется льготный миграционный режим.

— А им что писать в миграционной карте?

— Если кто-то из них не намерен здесь работать, то – «частная поездка».

— Каким временным ресурсом обладает теперь мигрант из Кыргызстана для поиска работы?

— Он может заниматься этим, не вставая на миграционный учет, в течение 30 дней. Но если за месяц он не нашел работу, то, памятуя о возможности безвыездно находиться на территории России в течение 90 дней, должен зарегистрироваться в территориальном органе миграционной службы. И может продолжать такие поиски еще в течение 60 дней. Думается, общего периода в три месяца вполне достаточно для трудоустройства, тем более что мало кто сегодня едет в Россию на заработки, что называется, наобум, не связавшись здесь с знакомыми, близкими и так далее.

— На какой основе осуществляется теперь трудоустройство?

— В зависимости от варианта, предложенного работодателем, – это или обычный трудовой контракт или гражданско-правовой договор. Контракт может быть срочный или бессрочный, если срочный, то заключается на срок максимум до 5 лет. И тогда миграционные службы регистрируют трудящегося и членов его семьи на период действия трудового договора – на два, три года, пять лет. А в случае с бессрочным договором – только на год.

— И по истечении этого года мигранту необходимо покинуть Россию и вновь въехать в нее?

— Никуда выезжать не надо. Трудящийся просто должен прийти в территориальный миграционный орган и подтвердить, что продолжает в конкретной организации работу. И ему еще на год продлят регистрацию. Кроме того, если контракт по каким-то причинам расторгнут, у человека есть время найти новую работу. Для этого предоставляется льготный период в 15 дней, в течение которых мигрант может заключить новый трудовой либо гражданско-правовой договор, также никуда не выезжая.

— Единый рынок труда предполагает взаимообразность движения трудовых ресурсов. Какие правила в таком случае предусмотрены, скажем, для россиян, устраивающихся в Кыргызстане?

— Аналогичные, что и для кыргызстанцев в России. Никаких разрешений, квот ни в одной стране ЕАЭС не требуется, это касается и правоотношений граждан Кыргызстана в России, Казахстане. Правда, могут существовать некоторые различия при регистрации иностранного работника в социальных фондах этих стран, но основополагающие принципы едины для всех.

— А скажем, распространенный ныне вариант удаленной работы?

— Да, такой вид трудовой деятельности разрешен на основании гражданско-правового договора. Раньше можно было работать только по трудовому договору, но с 1 января 2015 в рамках ЕАЭС добавилась возможность заключения и гражданско-правового договора. И здесь уже все зависит от обговоренных взаимоотношений иностранного работника с работодателем. Можно по Интернету материалы предоставлять, лекции читать и так далее, сотрудничать по этой схеме с преподавателями, журналистами, представителями ряда других профессий. Правда, в таком случае у трудящегося-россиянина в том же Кыргызстане могут возникнуть проблемы в социальном плане. Скажем, с будущей пенсией, поскольку в Кыргызстане ему, хоть у него и будет идти трудовой стаж, не станут производиться отчисления ни в пенсионный фонд России, ни в пенсионный фонд Кыргызстана. В общем, тут в каждом конкретном случае сам работник должен сделать выбор, определить, что для него важнее. Но в принципе подобная форма трудоустройства не предполагает проблем ни у российского трудящегося, ни у кыргызского работодателя.

— Как осуществляется в России налогообложение граждан стран-членов ЕАЭС?

— Ранее действовал такой принцип: для резидентов – 13%, для нерезидентов – 30%. Но в рамках ЕАЭС с первого дня его существования, то есть с 1 января 2015 года, правила стали общими для всех – 13%. В том числе, естественно, и для граждан Кыргызстана.

— Предъявляются ли какие-то дополнительные требования к тем из них, кто занимается в России предпринимательством?

— Требования общие, как и ко всем другим. Правда, по предпринимателям мы договорились, что вводим, условно говоря, три «корзины». Первая – взаимно открытые отрасли, в которых граждане наших стран свободно работают на территории друг друга: это строительство, торговля, консалтинг, гостиничная сфера, программирование, ряд других. Третья «корзина» – куда мы точно друг друга не пустим: сферы, связанные с обороной, национальной безопасностью, государственными секретами. А то, что между ними вторая «корзина», в рамках нее мы прописываем сроки, когда либерализуем те или иные режимы друг для друга, в каком году и в каких сферах готовы предоставлять доступ на взаимные рынки.

— Все вышеперечисленные нормы Договора о ЕАЭС должны еще законодательно подтверждаться в каждом из государств-партнеров, включая Кыргызстан?

— Нет, они приобрели юридическую силу с того момента, когда Договор о присоединении Кыргызстана к ЕАЭС ратифицировал парламент самой республики и парламенты остальных стран-членов Союза – России, Беларуси, Казахстана, Армении. В этом случае договор приобрел характер международной, наднациональной нормы и преимущество перед национальным законодательством. Но мы в ЕЭК, конечно, стараемся отслеживать, чтобы любые общие для всех положения неукоснительно исполнялись на местах.

— Повлияло ли вступление Кыргызстана в ЕАЭС на процесс трудовой миграции граждан республики в Россию?

— У ФМС есть статистика, которая отражает количество въездов на территорию России. Но в этом случае если вы, к примеру, предприниматель из Кыргызстана и, работая в России, вынуждены часто ездить на родину, то будет учитываться каждый ваш въезд в Россию в течение года. И вряд ли подобная статистика поможет проследить реальную миграционную динамику. Поэтому мы обратились в ФМС с просьбой дать выборку по гражданам Кыргызстана, которые, прибывая в нынешнем году в РФ, писали в миграционной карте: «на работу». Картина такова: с 1 января по 1 августа 2015-го в Российскую Федерацию въехало 250 тысяч граждан Кыргызстана, в месяц прибывало примерно по 36 тысяч человек. А после присоединения Кыргызстана к ЕАЭС, то есть с 12 августа и по настоящее время – 110 тысяч или около 44 тысяч в месяц.

— И все же какие-то предметные выводы делать, думается, рано. Ведь надо принимать во внимание целый ряд факторов. А именно – и включение, начиная с прошлого года, достаточно большого количества кыргызстанцев за административные нарушения в «черные списки» ФМС, и выход из этих списков тех, кто воспользовался объявленной в нынешнем году для таких людей миграционной амнистией (возможность в период с 10 июля по 1 ноября беспрепятственно выехать из РФ и вновь вернуться в нее для уже официального трудоустройства), и традиционно низкую миграционную динамику в первом квартале нового года, и другие факторы. Так что достаточно объективный анализ, наверное, можно будет делать, уже начиная со следующего года.