Работники-иностранцы: регулирование труда, НДФЛ и взносы по-новому

Работники-иностранцы: регулирование труда, НДФЛ и взносы по-новому

Если в организации трудятся работники-иностранцы или только планируется принять их на работу, то работодателю нужно знать обо всех изменениях, которые касаются оформления трудовых отношений с данной категорией работников, налогообложения и начисления и уплаты страховых взносов. А таких изменений, которые вступили в силу уже в конце 2014 года, много. Например, в Трудовом кодексе теперь содержатся нормы, которые обязывают работодателя обеспечить иностранного работника первичной медицинской помощью. &Безвизовые&; иностранцы могут работать на основании патента не только у физлиц, но и в организациях и у предпринимателей. В статье эксперты &1С&; комментируют сразу несколько законов, касающихся регулирования труда иностранцев в России.

Отдельная глава ТК РФ о трудовых отношениях с иностранцами

Федеральным законом от 01.12.2014 № 409-ФЗ (далее — Закон № 409-ФЗ) в ТК РФ внесена новая глава 50.1, посвященная особенностям регулирования труда иностранных работников и лиц без гражданства. Данная глава является абсолютно новой для трудового законодательства. Ранее ТК РФ подробно не регулировал особенности приема на работу иностранных граждан и лиц без гражданства. Теперь этот пробел законодательства будет устранен.

Кроме того, комментируемый Закон внес дополнение в Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ &О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации&; (далее — Закон № 115-ФЗ). Отчасти такое дополнение связано с принятием Федерального закона от 24.11.2014 № 357-ФЗ (далее — Закон № 357-ФЗ), который существенно изменил положение безвизовых иностранцев, приезжающих на работу в Россию (см. раздел статьи &Безвизовые иностранцы при устройстве на работу должны получить патент&;).

Комментируемый Закон № 409-ФЗ опубликован на официальном интернет-сайте http://www.pravo.gov.ru/ 02.12.2014, вступил в силу через 10 дней после дня его официального опубликования, т. е. 12.12.2014).

Рассмотрим вносимые изменения подробнее. В целях упрощения под &иностранным работником&; далее понимается (в том числе) и лицо без гражданства.

Заключение срочного трудового договора с иностранным работником

В настоящее время иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию, имеют право работать только при наличии специального документа. Для иностранцев, прибывающих в Россию по визе, этот документ — разрешение на работу. Для безвизовых иностранных граждан с 01.01.2015 таким документом станет патент. Сейчас патент требуется только безвизовым иностранцам, оказывающим гражданам России помощь в личных нуждах, не связанных с предпринимательством. Для работы в организации безвизовый иностранец также получал разрешение на работу.

Как правило, разрешительные документы выдавались органами ФМС России на некий срок. Их переоформление занимало определенное время, в течение которого иностранец не должен был находиться в трудовых отношениях с работодателем. Возникал вопрос: можно ли заключать срочный трудовой договор с иностранными работниками?

Теперь на этот вопрос получен ответ: трудовой договор с иностранным работником, принимаемым на работу, заключается на неопределенный срок. А срочный трудовой договор с иностранными работниками заключается только в случаях, перечисленных в статье 59 ТК РФ (ч. 1 ст. 327.1 ТК РФ). По сути, законодатель дал ответ на вопрос, на какой срок можно заключать с работником трудовой договор.

Согласно статье 59 ТК РФ срочный трудовой договор можно заключить, в частности:

  • на срок выполнения временных (до двух месяцев) работ (в обязательном порядке в соответствии с ч. 1 ст. 59 ТК РФ);
  • с руководителями, заместителями руководителей организаций (по соглашению сторон в соответствии с ч. 2 ст. 50 ТК РФ);

Поскольку соответствующие изменения вступили в силу с 12.12.2014, работодателям, имеющим в штате иностранных работников, следует проанализировать заключенные с ними трудовые договоры. Если с такими работниками заключен срочный договор вместо договора на неопределенный срок, в трудовой договор следует внести дополнения.

Подробнее о том, как внести дополнения в трудовой договор, см. в &Справочнике кадровика&; в разделе &Кадры и оплата труда&; в ИС 1С:ИТС.

Работник-иностранец обеспечивается первичной медицинской помощью

Наряду с изменениями в ТК РФ комментируемый Закон добавил пункт 10 в статью 13 Закона № 115-ФЗ.

Согласно новым нормам прибывшего для работы в РФ иностранца следует обеспечить первичной медико-санитарной помощью (включая неотложную медицинскую помощь). Для этого иностранному гражданину необходимо заключить договор добровольного медицинского страхования (далее — полис ДМС).

Вместо иностранного работника позаботиться о его минимальном медицинском обеспечении может и работодатель, заключив с медицинской организацией договор на оказание такому работнику платных медицинских услуг (далее — договор платного медобслуживания). Если работодатель заключит с медицинской организацией подобный договор, получать полис ДМС иностранному работнику не потребуется.

Отметим, пункт 10 статьи 13 Закона № 115-ФЗ обязывает иностранного гражданина, трудящегося на территории РФ, иметь полис ДМС. При этом не уточняется статус такого иностранца (временно пребывающий, постоянно или временно проживающий). Можно предположить, что договор платного медобслуживания (как и полис ДМС) необходимо заключать в отношении всех иностранных работников. Однако постоянно и временно проживающие на территории РФ иностранные граждане подлежат обязательному медицинскому страхованию (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ &Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации&;).

Кроме того, реквизиты договора платного медобслуживания (как и полиса ДМС) указываются только в трудовом договоре с временно пребывающим иностранцем (ч. 2 ст. 327.2 ТК РФ). Временно пребывающий иностранец должен предоставить сам полис при принятии его на работу (п. 1 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ). Таким образом, можно сделать вывод, что заключать договор платного медобслуживания можно только в отношении временно пребывающих иностранных работников.

Отметим, помимо реквизитов соответствующих договоров в трудовой договор с иностранными работниками следует включить иные дополнительные условия.

Статья 57 ТК РФ требует указывать в трудовом договоре условия, определяющие личность работника и наименование работодателя. Также следует указывать ИНН работодателя, сведения о его представителе, подписавшем трудовой договор, и проч.

По новым правилам при заключении трудового договора с иностранными работниками наряду с вышеуказанными сведениями следует указать информацию о (ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ):

  • разрешении на работу или патенте (для временно пребывающих иностранных граждан);
  • разрешении на временное проживание в РФ (для временно проживающих иностранных граждан);
  • виде на жительство (для постоянно проживающих иностранных граждан).

Напомним, иностранным гражданам, постоянно или временно проживающим в РФ, специальные разрешения на осуществление трудовой деятельности не требуются (пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

Включить недостающие условия в трудовой договор с иностранным работником можно путем дополнения трудового договора.

Подробнее о том, как включить недостающие сведения в трудовой договор, см. в &Справочнике кадровика&; в разделе &Кадры и оплата труда&; в ИС 1С:ИТС.

Документы, представляемые иностранцем при приеме на работу

Статья 65 ТК РФ предусматривает перечень документов, которые работник должен предоставить работодателю при приеме на работу. Распространяется данный перечень (в том числе) и на иностранных граждан.

Однако статья 327.3 ТК РФ, вводимая комментируемым Законом, устанавливает дополнительные документы, которые иностранный работник должен предоставить работодателю.

К таким документам относятся:

  • договор (полис) добровольного медицинского страхования, который предоставляется иностранными работниками, временно пребывающими на территории РФ (данный документ не предоставляется, если у работодателя есть договор на платное медобслуживание таких работников или в случаях, предусмотренных иным федеральным законом или международным договором);
  • разрешение на временное проживание — при заключении трудового договора с иностранцем, временно проживающим на территории РФ;
  • вид на жительство — при заключении трудового договора с иностранцем, постоянно проживающим на территории РФ;
  • разрешение на работу или патент (запрашиваются у иностранца, временно пребывающего на территории РФ).

Если для оформления разрешения на работу иностранцу необходим уже заключенный с работодателем трудовой договор, он может представить ему разрешение позже. В этом случае трудовой договор с иностранным работником вступает в силу не ранее дня получения разрешения на работу. Сам трудовой договор при этом следует дополнить (ч. 6 ст. 327.3 ТК РФ).

Отметим, что применение комментируемой нормы вызывает вопросы.

Так, разрешение на работу для иностранца, въезжающего на территорию РФ по визе, получает работодатель.

Представлять трудовой (гражданско-правовой) договор, на основании которого будет трудиться такой работник, не требуется (п. 45 Административного регламента предоставления ФМС. государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утв. приказом ФМС, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11.01.2008 № 1/4/1/2, далее — Административный регламент).

Безвизовый иностранец получает разрешение на работу сам.

При этом трудовой договор может предоставляться в числе прочих документов только при его наличии, т. е. это не обязательное условие (п. 46, п. 122 Административного регламента).

Более того, с 01.01.2015 действуют изменения, внесенные в Закон № 115-ФЗ Федеральным законом от 24.11.2014 № 357-ФЗ. Согласно этим изменениям все безвизовые иностранцы будут получать патент. А при его получении предоставлять трудовой договор также не требуется (трудовой договор нужен только при переоформлении патента).

Подробно о внесенных в Закон № 115-ФЗ изменениях (см. раздел статьи &Безвизовые иностранцы при устройстве на работу должны получить патент&; на стр. 19).

Таким образом, актуальность норм части 6 статьи 327.3 ТК РФ вызывает сомнение.

Представлять работодателю документы воинского учета (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ) не требуется.

Временный перевод на должность, не предусмотренную разрешением на работу или патентом

Статья 327.4 ТК РФ предусматривает право работодателя временно перевести иностранного работника на другую работу без учета профессии (должности, вида деятельности), предусмотренной разрешением на работу или патентом.

Перевод такого работника возможен только в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 72.2 ТК РФ (перевод, не требующий согласия работника) и частью 3 статьи 72.2 ТК РФ (перевод в случае простоя и пр., требующий согласия работника).

Подробнее о переводе на временную работу см. в &Справочнике кадровика&; в разделе &Кадры и оплата труда&; в ИС 1С:ИТС.

Временно перевести иностранного работника на другую работу можно только один раз в течение календарного года (ч. 1 ст. 327.4 ТК РФ).

Если по истечении этого срока вернуть иностранного работника к прежней работе невозможно, трудовой договор с ним прекращается по соответствующему основанию.

Прекращается трудовой договор с иностранным работником и в том случае, если у работодателя нет возможности перевести его на работу без его согласия в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 72.2 ТК РФ.

Комментируемые положения не согласуются с нормами законодательства о правовом положении иностранцев. Так, иностранный работник, получивший разрешение на работу или патент, может работать только по профессии (специальности, должности), которая указана в таком документе. В свою очередь работодатель не вправе привлекать иностранного гражданина к работе по профессии, которая в разрешении на работу или патенте не указана (п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

Отметим также, что контролирующие органы (в том числе и суды) всегда негативно относились к привлечению иностранного работника к работе по профессии (должности, виду деятельности), не указанной в разрешении на работу.

Такая ситуация расценивалась как работа иностранного работника без разрешения, за что следовало привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 18.15 КоАП РФ за привлечение работника к работе без разрешения (см, например, Постановление Верховного Суда РФ от 23.09.2011 № 18-АД11-15).

Таким образом, на данный момент применение комментируемых положений работодателем нежелательно, поскольку существует риск претензий со стороны контролирующих органов.

Однако не исключено, что в ближайшее время законодатель внесет поправки в статью 13 Закона № 115-ФЗ, которые устранят это противоречие.

Увольнение и отстранение иностранца от работы

Комментируемым Законом были введены дополнительные основания для расторжения трудового договора с иностранным работником, а также отстранения его от работы.

Напомним, что общие основания отстранения работника от работы предусмотрены статьей 76 ТК РФ. Например, не допускается к работе сотрудник, появившийся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсикологического опьянения.

Подробнее о случаях и порядке отстранения сотрудника от работы см. в &Справочнике кадровика&; в разделе &Кадры и оплата труда&; в ИС 1С:ИТС.

Согласно статье 327.5 ТК РФ работодатель отстраняет иностранного работника от работы в случаях, если окончился срок действия следующих документов:

  • разрешения на привлечение и использование иностранных работников (для работодателя). Иностранный работник отстраняется и в том случае, если действие такого разрешения приостановлено;
  • разрешения на труд;
  • патента;
  • полиса ДМС или договора на платное медицинское обслуживание, заключенного работодателем;
  • разрешения на временное проживание;
  • вида на жительство.

Что касается дополнительных оснований прекращения трудового договора с иностранным работником, то они перечислены в новой статье 327.6 ТК РФ.

Отметим, что увольнение иностранного работника по этим основаниям имеет определенные особенности. Например, прекратить трудовой договор с иностранными работниками, увольняемыми в связи с:

  • окончанием срока действия разрешения на работу или патента временно пребывающих иностранцев (пункт 5 часть первая статьи 327.6 ТК РФ);
  • окончанием срока действия разрешения на временное проживание временно проживающих иностранцев (пункт 6 часть первая статьи 327.6 ТК РФ);
  • окончанием срока действия вида на жительство для постоянно проживающих в РФ иностранцев (пункт 7 часть первая статьи 327.6 ТК РФ);
  • окончанием срока действия договора (полиса) ДМС (или договора платного медобслуживания, заключенного работодателем) (пункт 8 часть первая статьи 327.6 ТК РФ)

можно только по истечении месяца с момента возникновения соответствующих оснований (часть 2 статьи 327.6 ТК РФ).

До этого времени работодателю придется отстранить такого работника от выполнения работы. Напомним, по общему правилу зарплата отстраненному работнику не начисляется, если иное не предусмотрено ТК РФ (ч. 3 ст. 76 ТК РФ). Случаи отстранения от работы иностранного работника к таким исключениям не относятся, поэтому период отстранения иностранца от работы в связи с истечением срока действия разрешительных документов ему не оплачивается.

Отметим, что до принятия комментируемого закона в правовом регулировании положения иностранных граждан существовал пробел. Иностранный гражданин, получивший разрешение на работу, мог трудиться до истечения срока такого разрешения. Если срок разрешения истекал, он мог получить новое разрешение и продолжать работать у того же работодателя в той же должности. Однако между датой окончания разрешения на работу и датой получения нового разрешения проходило определенное время (например, месяц), в течение которого иностранец оставался работником организации.

Отстранить такого работника от работы работодатель не мог, поскольку ТК РФ не предусматривал соответствующих оснований для подобного отстранения. Для увольнения такого работника также не было соответствующих оснований. Это могло повлечь ответственность работодателя по части 1 статьи 18.15 КоАП РФ.

С принятием комментируемого Закона у работодателей появится возможность сохранить за работником рабочее место и избежать претензий со стороны контролирующих органов.

Визовому иностранцу может быть выплачено выходное пособие

Если действие разрешения на привлечение работников, полученное работодателем, было приостановлено или разрешение аннулировано, трудовой договор с иностранным работником расторгается (п. 1 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ). В этом случае такому работнику полагается выплата выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка. Данное положение установлено статьей 327.7 ТК РФ.

Напомним, что случаи выплаты выходного пособия работникам при расторжении с ними трудового договора, предусмотрены статьей 178 ТК РФ. Комментируемое основание является дополнительным и применяется только в отношении отдельных категорий иностранных работников.

В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона № 115-ФЗ работодатель может привлекать иностранных работников при наличии у него соответствующего разрешения. Однако данная норма содержит ряд исключений. Так, работодателю не требуется получать разрешение на привлечение к работе безвизовых иностранцев, а также иностранных работников, постоянно или временно проживающих в РФ.

Получается, что разрешение на привлечение к работе необходимо только при найме визовых работников, и они будут уволены, если такое разрешение будет утрачено. Комментируемая норма — попытка законодательно компенсировать визовому иностранцу потери дохода не по его вине.

Безвизовые иностранцы при устройстве на работу должны получить патент

Федеральным законом от 24.11.2014 № 357-ФЗ внесен ряд существенных изменений в законодательство, регулирующее привлечение иностранцев к трудовой деятельности в РФ.

В частности, данные изменения касаются иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию в безвизовом режиме.

Рассмотрим подробнее самые существенные изменения.

Иностранные граждане, прибывшие на территорию России с целью работы, должны получить специальный документ. До внесения изменений иностранным гражданам, въехавшим на территорию РФ по рабочей визе, а также безвизовым иностранцам, собирающимся работать в организациях или у индивидуальных предпринимателей, выдается разрешение на работу.

Те иностранные граждане, которые не только прибывали в Россию в безвизовом порядке, но и поступали на работу к гражданам для помощи в личных нуждах, получали патент.

С 01.01.2015 патент выдается всем иностранным гражданам, прибывшим в безвизовом порядке, независимо от того, где они собираются работать.

Соответствующие положения предусмотрены статьей 13.3 Закона № 115-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 13.3 Закона № 115-ФЗ (в новой редакции) привлекать к работе безвизового иностранца, имеющего патент, могут:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • частные нотариусы;
  • адвокаты, учредившие адвокатский кабинет;
  • иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;
  • граждане РФ, не являющиеся предпринимателями, которым требуется помощь в личных, домашних и иных подобных делах.

Комментируемое положение подробно называет лиц, к которым безвизовый иностранец, получивший патент, может поступить на работу. К числу таких лиц относятся, в частности, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, и частные нотариусы. Действующее законодательство не обязывает данную категорию граждан регистрироваться как индивидуальных предпринимателей. Однако это не лишает их права нанять безвизового иностранца, имеющего патент, в качестве работника.

Следует отметить, что из прямого прочтения нормы не вполне ясно, кого закон относит к лицам, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию. Однако из анализа действующих норм можно сделать вывод, что это те лица, которые, как и частные нотариусы или адвокаты, могут не регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей. Государственная регистрация и (или) лицензирование таких лиц (как адвокатов, открывших адвокатский кабинет, и частных нотариусов) производится на основании специальных федеральных законов. К таким лицам можно отнести, например, арбитражного управляющего.

Безвизовый иностранец, въезжающий на территорию Российской Федерации для трудоустройства, должен обратиться за выдачей патента в течение тридцати календарных дней со дня въезда в страну. При этом в пакете документов, необходимых для выдачи патента, нужно представить миграционную карту, в которой работа будет отмечена как цель въезда (п. 2 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ в новой редакции).

Вместе с тем для безвизового иностранца, несвоевременно обратившегося за патентом, установлена ответственность. Так, за пропуск 30-дневного срока сумма штрафа с 01.01.2015 составит от 4 000 до 5 000 рублей (п. 4 ст. 18.10 КоАП РФ в ред. пп. &б&; п. 2 ст. 3 Закона № 357-ФЗ).

Данные изменения призваны ужесточить требования к пребыванию безвизовых иностранцев на территории РФ. В настоящий момент для таких граждан не установлен срок, в течение которого они должны обратиться за получением разрешения или патента. Нет и административной ответственности за пропуск такого срока.

Итак, выдача патентов вместо разрешений на работу производится с 01.01.2015. Нужно ли безвизовым иностранцам, уже получившим разрешение, менять его на патент? Нет, это не потребуется, поскольку такие разрешения будут действовать до истечения срока, на который они выданы, либо до их аннулирования. Данный вывод можно сделать из пункта 1 статьи 6 Закона № 357-ФЗ.

Продолжают действовать и патенты, полученные безвизовыми иностранцами для трудоустройства у граждан России, не имеющих статуса предпринимателя. Однако принять таких работников в организацию на основании такого патента нельзя, поскольку патент дает право на работу по найму у граждан России только для помощи в личных и иных подобных делах. По окончании срока действия патент не продляется, а иностранный гражданин, имеющий его, должен будет получить патент в общем порядке, который вступил в силу с 01.01.2015 (п. 3 ст. 6 Закона № 357-ФЗ).

Продолжают действовать и разрешения, выданные визовым иностранцам. По истечении срока действия разрешения будут продлены по правилам Закона № 115-ФЗ в новой редакции (п. 2 ст. 6 Закона № 357-ФЗ). Новая редакция статьи 13.3 Закона № 115-ФЗ позволяет привлекать иностранцев, имеющих патент, только организациям, которые не имеют неисполненных постановлений о назначении административного наказания за незаконное привлечение к труду иностранца.

Однако за нарушение данного правила какие-либо негативные последствия не установлены. Равно как и нет механизма контроля за исполнением соответствующего положения.

Срок действия патента ограничен двенадцатью месяцами

По общему правилу разрешение на работу иностранным гражданам, прибывшим в Россию в безвизовом режиме, выдавалось (п. 1.1 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ в старой редакции):

  • на срок временного пребывания (не более 90 суток);
  • на срок действия заключенного трудового договора (гражданско-правового договора), но не более чем на 1 год со дня въезда безвизового иностранца на территорию России.

По новым правилам патент будет выдаваться на срок от 1-го до 12 месяцев. Выданный безвизовому иностранцу патент может быть продлен на период от одного месяца. При этом общий срок патента с учетом всех продлений не может быть больше 12 месяцев. Следовательно, продлить патент, который был выдан ровно на 12 месяцев, нельзя (абз. 1, 2 п. 5 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ в новой редакции).

Из имеющихся норм пока не вполне ясно, как определять срок, на который будет выдан патент. В перечне документов, которые безвизовый иностранец должен предоставить вместе с заявлением на получение патента, не указан трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) (п. 2 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ в новой редакции). Данные документы безвизовый иностранец должен будет предоставить в течение двух месяцев после выдачи ему патента. Если такие документы представлены не будут, патент безвизового иностранца аннулируется (п. 7, пп. 4 п. 22 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ в новой редакции).

Обратите внимание, срок патента не связан со сроком временного пребывания иностранного работника. Однако срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче патента, его продлении или переоформлении (абз. 2 п. 5 ст. 5 Закона № 115-ФЗ в новой редакции). В связи с этим можно предположить, что срок, на который будет выдан патент, может определяться в самом заявлении безвизового иностранца.

При получении патента безвизовый иностранец должен предъявить документ, удостоверяющий личность, и документ об уплате фиксированного авансового платежа по налогу на доходы физических лиц. При получении патента авансовый платеж должен быть уплачен за тот срок, на который выдается патент (п. 6 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ в новой редакции).

О новых правилах уплаты фиксированного авансового платежа по налогу на доходы физических лиц см. раздел статьи &Новое в уплате НДФЛ иностранцами, работающими на основании патента&;.

Патент, выданный на срок меньше 12 месяцев, может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента не может превышать 12 месяцев. Патент считается продленным на тот срок, за который безвизовый иностранец уплатит фиксированный авансовый платеж по НДФЛ. Дополнительно обращаться в ФМС России за продлением патента в этом случае не потребуется (абз. 4 п. 5 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ в новой редакции).

Если же иностранец не внесет платежи за месяцы, на которые продлевается патент, то действие патента прекращается. Датой его прекращения будет день, следующий за последним днем периода, за который уплачен авансовый платеж (абз. 3, 4 п. 5 ст. ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ в новой редакции).

О том, уплатил ли безвизовый иностранец такие платежи или нет, работодатель узнает, получив от налогового органа соответствующее уведомление. Обязанность выслать такое уведомление работодателю закреплена в абзаце 2 пункта 6 статьи 227.1 НК РФ в редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 368-ФЗ. Однако работник сам может представить документ, свидетельствующий о том, что он уплатил авансовый платеж за определенный срок. Истечение срока действия патента работника ставит перед работодателем вопрос, что делать с таким работником.

Как мы писали выше, Федеральным законом от 01.12.2014 № 409-ФЗ в ТК РФ внесена новая глава 50.1, посвященная особенностям регулирования труда иностранных работников.

В частности, иностранного работника, срок патента у которого истек, на основании части 1 статьи 327.5 ТК РФ можно отстранить от работы до тех пор, пока патент не будет переоформлен.

Кроме того, работодатель может прекратить трудовой договор с таким работником на основании пункта 5 части 1 статьи 327.6 ТК РФ.

Патент с истекшим сроком действия переоформляется один раз

Комментируемый Закон № 357-ФЗ вводит процедуру переоформления выданного патента на новый срок.

За переоформлением патента безвизовый работник может обратиться в ФМС России не позднее чем за 10 рабочих дней до истечения 12 месяцев со дня выдачи патента (п. 8 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ в новой редакции).

При переоформлении патента безвизовый иностранец должен предоставить (пп. 8-9 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ в новой редакции):

  • ходатайство работодателя, заказчика работ (услуг) о переоформлении иностранному гражданину патента;
  • трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг).

Таким образом, патент иностранному гражданину переоформляется, если он продолжает работать по трудовому договору (оказывать услуги по гражданскому договору), а срок его патента, продленного до 12 месяцев, истекает.

Переоформленный патент выдается иностранному работнику на срок от 1-го до 12 месяцев и может продлеваться в том же порядке, что и первоначальный патент (п. 13 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ в новой редакции). Однако следует иметь в виду, что переоформить патент безвизовый иностранец может только один раз (п. 8 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ в новой редакции). Это создает определенную проблему.

Разрешения на работу, выдаваемые безвизовым иностранцам, также были ограничены сроком в 1 год. Однако по истечении этого срока иностранный гражданин получал новое разрешение на работу. Получать разрешения на работу, таким образом, можно было неограниченное число раз.

С 01.01.2015 безвизовый иностранец фактически может работать на территории России только два года (если получит патент на 12 месяцев, а потом переоформит его еще на 12 месяцев). Выдача нового патента после истечения срока переоформленного патента вносимыми изменениями не предусмотрена.

Однако норм о том, что получить патент можно только один раз, нет.

Данная ситуация является пробелом в законодательстве. Однако, по нашему мнению, на практике работнику после истечения двух лет (максимального срока основного патента и переоформленного патента) следует выехать с территории Российской Федерации и снова въехать. Затем он сможет обратиться в территориальный орган ФМС России за получением нового патента в качестве вновь прибывшего иностранца.

В любом случае безвизовый иностранный работник не сможет проработать у одного работодателя больше двух лет подряд.

Ответственность за труд иностранца не в том субъекте, где был получен патент

Пунктом 16 статьи 13.3 Закона № 115-ФЗ (в новой редакции) установлено, что иностранец, получивший патент, может работать только на территории того субъекта, в котором данный патент был ему выдан. А работодатель не может привлечь иностранного гражданина к трудовой деятельности вне того субъекта, в котором выдан патент.

Данное правило не является новым для Закона № 115-ФЗ. Ранее оно было установлено в отношении разрешений, выдаваемых безвизовым иностранным работникам (п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ в старой редакции).

Новым в данном случае является установление административной ответственности за привлечение иностранного работника к работе не в том субъекте, где ему выдан патент.

Причем законодатель возложил такую ответственность как на работника, так и на работодателя.

Так, если иностранный гражданин будет работать не в том субъекте, где получил патент, его ждет штраф в размере от двух до пяти тысяч рублей. При этом к нему может быть применено административное выдворение из страны.

Соответствующие дополнения были внесены в статью 18.10 КоАП РФ подпунктом &а&; пункта 2 статьей 3 Закона № 357-ФЗ.

Что касается работодателя, то за привлечение иностранца к работе вне пределов того субъекта, где был выдан патент, ему также грозит штраф:

  • от 2 000 до 5 000 рублей — на граждан;
  • от 25 000 до 50 000 рублей — на должностных лиц;
  • от 250 000 до 800 000 рублей — на юридических лиц (или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток).

Данные изменения действуют с 01.01.2015.

Напомним, Закон № 115-ФЗ (в старой редакции) также разрешал иностранным работникам трудиться только на территории того субъекта РФ, в котором выдано разрешение на работу (или патент). Однако административная ответственность за нарушение данных норм не устанавливалась.

Теперь же штраф будет налагаться не только на работодателя, но и на работника-иностранца.

Не нужно уведомлять налоговиков о привлечении к работе иностранца

До 01.01.2015 работодатель, нанявший иностранного работника, был обязан в течение 10 дней уведомить об этом налоговые органы. Такая обязанность возлагалась на него подпунктом 4 пункта 8 статьи 18 Закона № 115-ФЗ. При этом из прямого прочтения данной нормы не было понятно: о приеме на работу какой именно категории иностранных работников (визовых или безвизовых) следует уведомлять налоговые органы.

В разъяснениях чиновники указывали, что работодатель должен уведомлять о приеме на работу любого иностранного гражданина (см. письма ФМС России от 20.12.2007 № МС-1/9-25552, УФНС по г. Москве от 12.09.2008 № 28-10/086918). В этом контролирующие органы поддерживал и Верховный Суд РФ (см. обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009).

Теперь эта проблема решена: уведомлять налоговые органы не потребуется вообще.

Таким образом, законодатель существенно облегчил обязанности работодателя, связанные с уведомлением соответствующих органов о принятии на работу иностранных граждан. Кроме того, был снят вопрос, который возникал при приеме на работу безвизовых иностранцев (пп. &а&; п. 8 ст. 1 Закона № 357-ФЗ).

Однако после 01.01.2015 соответствующие сведения налоговым органам отправляет территориальный орган ФМС России (абз. 5 п. 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ в новой редакции).

Если на работу принят безвизовый иностранец, уведомляется только ФМС

Согласно новым нормам, изложенным в подпункте &з&; пункта 3 статьи 1 Закона № 357-ФЗ, работодатель должен уведомить территориальный орган ФМС России о принятии на работу безвизового иностранного работника, а также о его увольнении. Уведомлять территориальный орган ФМС России следует и в случае заключения или расторжения с безвизовым иностранцем гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Подать соответствующее уведомление можно как на бумажном носителе, так и в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

До вступления в силу новых положений подобная обязанность для работодателя была установлена пунктом 9 статьи 13.1 Закона № 115-ФЗ. Однако сейчас работодатель должен уведомлять не только о заключении и расторжении договоров с безвизовым иностранцем, но и о предоставлении ему отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного месяца в течение года. В новой редакции Закона № 115-ФЗ отпуск без сохранения зарплаты не указан.

Также исключена обязанность работодателя направлять такое уведомление органам занятости населения. Территориальный орган ФМС России сам должен отослать этим органам соответствующую информацию.

Срок подачи уведомления остался прежним — три рабочих дня с даты заключения (расторжения) соответствующего договора.

В связи с внесенными изменениями ФМС России должна разработать новую форму уведомления (в том числе и в электронном виде), а также порядок ее заполнения. Об утверждении такого документа мы сообщим дополнительно. Следите за публикациями.

Расторжение договоров с высококвалифицированным работником

Изменения коснулись и трудовых отношений с высококвалифицированными специалистами.

Закон № 115-ФЗ требовал от работодателя, принявшего на работу высококвалифицированного специалиста-иностранца, уведомлять территориальный орган ФМС России о (п. 13 ст. 13.2):

  • выплате заработной платы такому специалисту;
  • расторжении с ним трудового договора (или гражданско-правового договора);
  • предоставлении таким специалистам отпуска без сохранения заработной платы.

Комментируемым Законом данная обязанность изменена. С 01.01.2015 работодателя уведомляет ФМС России только о выплате этому работнику заработной платы. Сообщать в органы миграционной службы о расторжении с ним трудового договора (или гражданско-правового договора), а также о предоставлении отпуска за свой счет, больше не потребуется. Соответствующие изменения были внесены пунктом 5 статьи 1 Закона № 357-ФЗ.

Отметим, срок уведомления — ежеквартально, не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом — остался прежним. Форма и порядок подачи такого уведомления также сохранены. Напомним, данные документы утверждены приказом ФМС России от 28.06.2010 № 147.

Возможно, в связи с изменением Закона № 115-ФЗ форма и порядок ее заполнения тоже будут изменены. Однако произойдет это не ранее первого квартала 2015 года. Поэтому организация, принявшая на работу высококвалифицированного специалиста-иностранца или уволившая его в декабре 2014 года, должна подать уведомление по действующей на сегодняшний день форме. Даже если организация не успеет подать уведомление о соответствующих событиях, обязанность сделать это в январе у нее останется. Связано это с тем, что нормы Закона обратной силы не имеют и на прошлые периоды не распространяются.

Уведомлять о принятии на работу (увольнении, предоставлении отпуска за свой счет), если эти события произошли после 01.01.2015, не требуется.

Об утверждении новой формы уведомления мы сообщим дополнительно. Следите за публикациями.

Новое в уплате НДФЛ иностранцами, работающими на основании патента

Изменения в статью 221 НК РФ части второй НК РФ внес Федеральный закон от 24.11.2014 № 367-ФЗ (далее — Закон № 367-ФЗ), в статьи 226 и 227.1 части второй НК РФ — Федеральный закон от 24.11.2014 № 368-ФЗ (далее — Закон № 368-ФЗ).

С 01.01.2015 изменяется статья 227.1 НК РФ, которая регулирует правила исчисления и уплаты НДФЛ иностранными гражданами, работающими у физических лиц (не являющихся предпринимателями) на основании патента и выполняющими домашнюю и иную подсобную работу. Поправки связаны с тем, что с этой же даты действую новые правила трудоустройства в России &безвизовых&; иностранных лиц, о которых мы писали выше.

Одно из нововведений: иностранцы получат возможность вести трудовую деятельность на основании патента не только у физических лиц, но и в организациях и у индивидуальных предпринимателей (иных самозанятых лиц).

Рассмотрим внесенные поправки, касающиеся НДФЛ.

Иностранцы, уплачивающие НДФЛ в виде фиксированных авансовых платежей

До 01.01.2015 НДФЛ самостоятельно обязаны были уплачивать те иностранные граждане, которые на основании патента работают по найму у физических лиц по трудовому или гражданско-правовому договору, выполняя работы (оказывая услуги) для личных, домашних и иных подобных нужд (п. 1 ст. 227.1 НК РФ).

Иностранцы, получившие патент, с 01.01.2015 могут работать также в организациях и у индивидуальных предпринимателей (адвокатов, нотариусов, иных лиц, занимающихся в установленном порядке частной практикой). В связи с этим и на них будет возложена обязанность по уплате НДФЛ, но с учетом ряда особенностей (п. 2 ст. 1 Закона № 368-ФЗ).

Условно поделим перечисленных налогоплательщиков на две категории:

  • иностранные граждане, работающие у физических лиц;
  • иностранные граждане, работающие в организациях и у предпринимателей.

И те, и другие должны самостоятельно перечислять фиксированные авансовые платежи по НДФЛ. При этом правило о том, что авансовый платеж нужно внести до начала срока, на который выдается (продлевается) или переоформляется патент, в следующем году останется неизменным (п. 4 ст. 227.1 НК РФ в новой редакции). Однако налог по итогам года рассчитывать и уплачивать нужно будет по-разному.

Для первой категории налогоплательщиков ничего не меняется. Как и сейчас, они должны определить величину НДФЛ за соответствующий календарный год исходя из фактически полученного дохода. При этом исчисленный налог уменьшается на уплаченные в этом же году фиксированные авансовые платежи по НДФЛ за период действия патента (п. 5 ст. 227.1, п. 5 ст. 227.1 НК РФ в новой редакции).

В отношении второй категории налогоплательщиков обязанность по исчислению годовой суммы НДФЛ возлагается на налоговых агентов, то есть на работодателей в лице юридических лиц и предпринимателей (иных самозанятых лиц) (п. 2 ст. 226 НК РФ в новой редакции, п. 6 ст. 227.1 НК РФ в новой редакции).

Налоговый агент при исчислении налога за год также должен учитывать уплаченные работником авансовые платежи. Для этого потребуются следующие документы (п. 6 ст. 227.1 НК РФ в новой редакции):

  • письменное заявление от физлица к работодателю с просьбой уменьшить НДФЛ за налоговый период на сумму перечисленных фиксированных авансовых платежей по налогу. Форма заявления не установлена. Полагаем, что допускается произвольная форма;
  • документы, подтверждающие уплату авансовых платежей по НДФЛ (квитанции об уплате налога от работника);
  • уведомление от налогового органа по месту нахождения (жительства) работодателя о правомерности уменьшения НДФЛ на сумму авансовых платежей.

Такое уведомление в территориальной инспекции обязан запросить налоговый агент, представив заявление.

Следует учитывать, что налоговый орган высылает работодателю уведомление раз в год при наличии информации от органа ФМС России о заключенном трудовом (гражданско-правовом) договоре между налоговым агентом и иностранным работником и о том, что иностранцу на законных основаниях выдан патент.

Уменьшить исчисленный за год НДФЛ на сумму уплаченных самим иностранцем фиксированных авансовых платежей вправе только один налоговый агент (абз. 2 п. 6 ст. 227.1 НК РФ в новой редакции). Его выбирает иностранный работник (в случае, когда иностранец трудится на основании патента у нескольких работодателей).

Проверять информацию о том, у скольких работодателей занят сотрудник и обращался ли он еще к кому-либо из них с заявлением на уменьшение НДФЛ, налоговому агенту не потребуется. Ведь всю информацию о выданных патентах и о действующих трудовых (гражданско-правовых) договорах между иностранными гражданами и их работодателями налоговый орган должен получать от территориальных отделений ФМС России. Соответственно, если какой-либо работодатель уже обращался за упомянутым уведомлением в отношении того же иностранного сотрудника, инспекция повторно не выдаст данный документ. Это и будет означать, что НДФЛ по такому сотруднику на сумму авансовых платежей уже уменьшается по иному месту его работы.

В отношении второй категории налогоплательщиков сумма налога к уплате возникнет только тогда, когда НДФЛ, исчисленный исходя из фактически полученного ими заработка, превысит уплаченные в течение года фиксированные авансовые платежи по налогу. В противном случае НДФЛ по итогам года перечислять не нужно. При этом величина превышения авансовых платежей над итоговой суммой НДФЛ не будет переплатой. Соответственно, никаких действий для ее возврата иностранному сотруднику работодателю предпринимать не потребуется (п. 7 ст. 227.1 НК РФ в новой редакции).

Аналогичные нормы до 01.01.2015 были установлены в отношении порядка расчета НДФЛ по итогам года иностранцами, осуществляющими деятельность на основании патента у физических лиц. В 2015 году для этой категории налогоплательщиков указанные нормы не изменятся.

Уплата фиксированного авансового платежа по НДФЛ

Внесенными поправками изменен порядок уплаты фиксированного авансового платежа в части определения, на территории какого именно субъекта РФ или муниципального образования его нужно перечислить.

Так, с 01.01.2015 платежи иностранным гражданам необходимо вносить по месту осуществления деятельности на основании патента (п. 4 ст. 227.1 НК РФ в новой редакции).

До этой даты действало следующее правило: фиксированный платеж по НДФЛ перечисляется по месту жительства (месту пребывания) иностранца (п. 4 ст. 227.1 НК РФ).

Размер фиксированного авансового платежа по НДФЛ

Ежемесячный фиксированный авансовый платеж с 01.1.2015 составляет 1 200 руб. (п. 2 ст. 227.1 НК РФ в новой редакции).

Таким образом, его величина незначительно увеличилась. Отметим, что до 01.01.2015 иностранные работники перечисляли фиксированный платеж по НДФЛ в размере 1 000 руб. в месяц (п. 2 ст. 227.1 НК РФ).

Расчет авансового платежа по НДФЛ с учетом регионального коэффициента

До 01.01.2015 статья 227.1 НК РФ предусматривала, что уплачиваемый авансовый платеж нужно умножать на коэффициент-дефлятор. Он определяется на каждый календарный год. Например, на 2014 год такой коэффициент равен 1,216 (приказ Минэкономразвития России от 07.11.2013 № 652). А на 2015 год коэффициент-дефлятор установлен в размере 1,307 (приказ Минэкономразвития России от 29.10.2014 № 685).

Начиная с 01.01.2015 налогоплательщики-иностранцы при перечислении фиксированного платежа по НДФЛ обязаны дополнительно умножить его на региональный коэффициент. Такой коэффициент должен устанавливаться ежегодно законами субъектов РФ. Если соответствующий закон не будет принят, то авансовый платеж нужно будет скорректировать лишь на коэффициент-дефлятор, поскольку в подобном случае значение регионального коэффициента принимается равным 1 (п. 3 ст. 227.1 НК РФ в новой редакции).

В Законе № 368-ФЗ не уточняется, какой именно региональный коэффициент необходимо учитывать налогоплательщикам, а именно: установленный законом субъекта РФ по месту жительства (пребывания) иностранца или законом субъекта РФ по месту осуществления деятельности на основании патента.

В связи с тем, что с 2015 года фиксированный авансовый платеж по НДФЛ иностранному лицу уплачивается по месту работы, вероятнее всего, законодатели имеют в виду региональный коэффициент, установленный властями того субъекта РФ, в котором иностранец осуществляет трудовую деятельность.

Работающие по найму представляют декларацию по НДФЛ

Налогоплательщики, работающие по найму у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, обязаны в общем порядке подавать декларацию по НДФЛ по итогам года (п. 1 ст. 229 НК РФ). В то же время в отдельных случаях они освобождаются от исполнения данной обязанности. Такие исключения перечислены в пункте 6 статьи 227.1 НК РФ. Их действие сохраняется и в 2015 году (новый п. 8 ст. 227.1 НК РФ).

Так, не нужно подавать декларацию, если:

  • НДФЛ, исчисленный исходя из фактически полученного дохода, превышает сумму уплаченных за год фиксированных авансовых платежей;
  • иностранец до конца года выезжает из РФ и НДФЛ, рассчитанный исходя из фактического заработка, превышает сумму фиксированных авансовых платежей;
  • патент аннулирован.

Для иностранцев, которые с 01.01.2015 могут трудиться на основании патента в организациях и у предпринимателей (иных самозанятых лиц), никаких исключений не предусмотрено. Следовательно, они в любом случае обязаны представить декларацию по НДФЛ, в том числе, если по итогам года отсутствует НДФЛ к уплате.

Что делать иностранцу, уже работающему по найму у физлица

Если иностранный гражданин до 01.01.2015 получил (продлил) патент и заключил трудовой (гражданско-правовой) договор с физическим лицом на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, то до истечения срока, на который был выдан (продлен) патент либо до момента его аннулирования, уплачивать НДФЛ необходимо по действующим сейчас правилам, то есть без учета внесенных поправок (ч. 1 ст. 2 Закона № 368-ФЗ).

Это означает, что работающие по патенту иностранные лица должны:

  • уплачивать фиксированные ежемесячные авансовые платежи по НДФЛ в размере 1 000 руб., корректируя их только на коэффициент-дефлятор;
  • перечислять платеж по месту жительства (пребывания).

Обложение НДФД доходов тех иностранцев, которые будут работать по найму в организациях и у предпринимателей (иных самозанятых лиц) должно происходить исключительно по новым нормам. Это связано с тем, что на основании патентов, выданных до 01.01.2015, иностранцы вправе вести трудовую деятельность только у физических лиц. Это предусмотрено частью 3 статьи 6 Закона № 357-ФЗ.

Следовательно, чтобы работать у юридических лиц и предпринимателей, необходимо обращаться за получением нового патента с указанной даты.

Взносы в ФСС за временно пребывающих в РФ иностранцев

Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории России, до 01.01.2015 не относились к числу застрахованных в сфере обязательного социального страхования. Поэтому выплаты в их пользу не облагались взносами в ФСС РФ (в части страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, далее — Закон № 255-ФЗ).

Однако с 01.01.2015 ситуация изменилась. Федеральным законом от 01.12.2014 № 407-ФЗ (далее — Закон № 407-ФЗ) предусмотрены поправки, согласно которым указанные иностранные лица (а также лица без гражданства) со следующего года получают право на страховое обеспечение в определенной части. В связи с этим расширяются и обязанности плательщиков взносов. Теперь обо всем по порядку.

Тариф взносов в ФСС с выплат временно пребывающим в РФ иностранцам

В 2015 году, как и ранее, иностранные высококвалифицированные специалисты (ВКС) по-прежнему не будут относиться к числу застрахованных в сфере обязательного социального страхования.

Поэтому начисления в их пользу взносами в ФСС РФ облагать не нужно.

Однако с 01.01.2015 выплаты и вознаграждения, начисляемые всем другим иностранным лицам и лицам без гражданства с миграционным статусом временно пребывающих на территории России, необходимо облагать взносами в ФСС РФ. Для них предусмотрен тариф 1,8 процента (п. 1, 4 ст. 3, ст. 4 Закона № 407-ФЗ). Как видим, он ниже общего тарифа, установленного в размере 2,9 процента.

Отметим, что уплачивать взносы за временно пребывающих иностранных граждан обязаны будут не все страхователи.

Это касается только тех, кто исчисляет взносы с применением общих тарифов, а также отдельных категорий плательщиков, имеющих право на пониженные тарифы. О них пойдет речь далее.

Со следующего года предельная величина базы для расчета взносов в ФСС РФ установлена отдельно. На 2015 год она определена в размере 670 000 руб. (постановление Правительства РФ от 04.12.2014 № 1316).

Поправками, внесенными в законодательство о взносах пунктом 1 статьи 5, статьи 6 Федерального закона от 01.12.2014 № 406-ФЗ установлено, что страхователи, производящие выплаты физическим лицам, не начисляют взносы на обязательное социальное страхование на выплаты, превышающие предельный размер базы. Полагаем, что на выплаты в пользу временно пребывающих иностранных граждан (и лиц без гражданства), которые превысят предельную величину базы, взносы в ФСС РФ также начислять не требуется.

Привилегии по взносам в ФСС отдельным категориям страхователей

Возможность наряду с общеустановленным тарифом взносов в ФСС РФ (2,9 процента) применять тариф взносов в размере 1,8 процента при выплатах временно пребывающим иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставлена следующим категориям страхователей, исчисляющим взносы по пониженным тарифам (п. 2, 3 ст. 3 Закона № 407-ФЗ):

  • хозяйственным обществам и партнерствам, которые занимаются практическим применением (внедрением) результатов интеллектуальной деятельности;
  • резидентам особых экономических зон;
  • IT-организациям.

До 01.01.2015 частью 3 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ) было предусмотрено, что перечисленные плательщики должны уплачивать взносы по таким тарифам (табл. 1):

Таблица 1 Тарифы взносов для плательщиков, указанных в пп. 4 — 6 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (до 01.01.2015)

То есть по пониженным тарифам указанные страхователи имеют возможность перечислять взносы лишь в ПФР.

Законом № 407-ФЗ предусмотрено, что с 2018 года и до окончания 2019 года данная категория плательщиков сможет исчислять взносы в ФСС России с выплат временно пребывающим иностранцам по тарифу 1,8 процента.

Следовательно, с учетом поправок с 01.01.2015 для них будут действовать следующие тарифы взносов (табл. 2):

Таблица 2 Тарифы взносов для плательщиков, указанных в пп. 4 — 6 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ с учетом Закона № 407-ФЗ (с 01.01.2015)

При выплатах в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства со статусом временно пребывающих (кроме ВКС)

При выплатах в отношении всех других застрахованных лиц

2015 — 2017 годы

Пособия для временно пребывающих иностранцев

Изменения, внесенные Законом № 407-ФЗ, предусматривают, что иностранные граждане (лица без гражданства) со статусом временно пребывающих с 2015 года из всех видов страхового обеспечения имеют право лишь на пособие по временной нетрудоспособности.

С 2015 года работодатели должны назначать и выплачивать его по общим правилам. Однако право на данное пособие у иностранного лица появляется только при условии, что работодатель перечислял за него взносы в ФСС РФ за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступила временная нетрудоспособность (ст. 2, 4 Закона № 407-ФЗ).

Таким образом, чтобы определить, правомерно ли назначать иностранному сотруднику пособие &по болезни&;, работодателю нужно произвести подсчет времени, за которое были перечислены взносы на обязательное социальное страхование с выплат такому лицу.

Например, временно пребывающий иностранец принят на работу в феврале 2015 года. Начиная с заработной платы за февраль, работодатель исчисляет и уплачивает за него в ФСС РФ страховые взносы. Шесть месяцев составит период с февраля по июль 2015 года.

Следовательно, пособие работодатель обязан выплатить такому работнику, только если временная нетрудоспособность возникнет в августе 2015 года или позднее. В случае если страховой случай наступит ранее, пособие не назначается.

В &1С:Предприятии&; изменения, внесенные в законодательство Российской Федерации Федеральными законами от 01.12.2014 № 407-ФЗ, № 409-ФЗ, от 24.11.2014 № 368-ФЗ, реализованы. О сроках см. в &Мониторинге изменений законодательства&;.

Работники-иностранцы: регулирование труда, НДФЛ и взносы по-новому

Мероприятия

При использовании материалов гиперссылка на БУХ.1С обязательна.

Редакция БУХ.1С не несет ответственности за мнения и информацию, опубликованную в комментариях к материалам.

Редакция уважает мнение авторов, но не всегда разделяет его.

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.