Принудительное снятие граждан с регистрационного учета в жилых помещениях

Принудительное снятие граждан с регистрационного учета в жилых помещениях

Опубликовано в журнале «Советник юриста» №1 год — 2012

заместитель председателя КАМО «Дальневосточная»

Регистрация граждан по месту жительства традиционно относится к институтам административного права. Участниками правоотношений по регистрации граждан по месту их жительства выступает государственный орган (Федеральная миграционная служба РФ), должностные лица, ответственные за регистрацию, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 1, а также сами регистрируемые граждане. Но режим регистрации граждан по месту жительства порождает не только административно-правовые последствия, но и последствия в сфере частного права. Как известно, стоимость большинства коммунальных услуг исчисляется по количеству жильцов, пользующихся в жилом помещении данными коммунальными услугами (холодным и горячим водоснабжением, канализацией, отоплением, вывозом мусора и проч.). Количество жильцов определяется компаниями – поставщиками коммунальных услуг в соответствии с количеством зарегистрированных в квартире граждан.

Счета на оплату выставляются лицу, который указан собственником жилого помещения в свидетельстве о праве собственности на жилое помещение либо который является стороной договора социального найма жилого помещения (нанимателем). В случае образования задолженности по оплате коммунальных платежей коммунальные кредиторы подают в суд иск к этому лицу. Поэтому собственник жилого помещения или наниматель жилого помещения по договору социального найма напрямую заинтересован в том, какое количество в его жилом помещении зарегистрировано граждан и каков их персональный состав. Кроме величины коммунальных платежей, регистрация в одном жилом помещении нескольких граждан оказывает влияние на их права по приватизации этого жилого помещения, по предоставлению иного жилого помещения в порядке улучшения жилищных условий и некоторые другие.

В результате всего этого вопрос о том, как можно «выписать» (население по старинке использует этот привычный термин советских времен) из своей (собственной или полученной в социальный наем) квартиры «лишнего» человека, занимает первые места в рейтинге вопросов, задаваемых адвокатам и частнопрактикующим юристам на консультационном приеме.

(1) Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 30. – Ст. 2939.

Ответ на такой вопрос далеко не относится к числу простых, а судебные споры о снятии с регистрационного учета граждан, скажем прямо, относятся к разряду дел повышенной сложности.

Основания регистрации граждан по месту жительства, а также снятия их с регистрационного учета регламентируются Законом РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»(1) (в ред. от 01.07.2011, далее – Закон «О праве граждан на свободу передвижения»).

Согласно ст. 6 названного Закона гражданин РФ, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:

– паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;

– документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.

Гражданин РФ вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством РФ в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст. 7 того же Закона снятие гражданина РФ с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в следующих случаях:

– изменение места жительства – на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства;

– призыв на военную службу – на основании сообщения военного комиссариата;

– осуждение к лишению свободы – на основании вступившего в законную силу приговора суда;

(1) Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 32. – Ст. 1227.

– признание безвестно отсутствующим – на основании вступившего в законную силу решения суда;

– смерть или объявление решением суда умершим – на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

– выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда (если судебное постановление, в связи с вступлением в силу которого гражданин был снят с регистрационного учета, впоследствии отменено в установленном законом порядке, то право быть зарегистрированным по прежнему месту жительства должно быть восстановлено. В этой связи подлежат отмене и принятые во исполнение ранее действовавшего судебного постановления акты органов Федеральной миграционной службы, на основании которых гражданин был снят с регистрационного учета по месту жительства. После вступления в законную силу судебного акта, которым отменено постановление суда, послужившее основанием для снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства, гражданин должен быть восстановлен на регистрационном учете по прежнему месту жительства с даты его снятия. Вынесение отдельного судебного постановления для этого не требуется(1));

– обнаружение не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, или неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о регистрации – на основании вступившего в законную силу решения суда.

Процедура регистрации граждан по месту жительства, а также снятия их с регистрационного учета регламентируется таким подзаконным нормативным правовым актом, как Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (в ред. от 11.11.2010, далее – Правила).

В п. 31 Правил перечислены те же основания снятия с регистрационного учета, что и в ст. 7 Закона «О праве граждан на свободу передвижения» (подп. с «а» по «ж» соответственно).

Согласно п. 32 Правил при снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства по основаниям, предусмотренным подп. «в», «г», «д», «е» и «ж» п. 31 настоящих Правил, соответствующие документы могут быть представлены заинтересованными физическими и юридическими лицами.

Таким образом, при смене гражданином места жительства, если он не исполняет добровольно возложенной на него обязанности по регистрации по новому месту жительства и соответственно по снятию с регистрационного учета по прежнему месту жительства, ущемляются права и законные интересы собственника жилого помещения – прежнего места жительства либо нанимателя этого помещения по договору социального найма, поскольку заинтересованное лицо не вправе подать заявление о снятии гражданина, изменившего место жительства, с регистрационного учета.

(1) Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 г. (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010, в ред. от 08.12.2010) // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2010. – № 9.

Удобным вариантом для собственника жилого помещения или нанимателя жилого помещения по договору социального найма является подп. «е» п. 31 Правил – снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.

Поэтому требование о снятии гражданина с регистрационного учета целесообразно всегда включать в просительную часть исковых заявлений о выселении гражданина из жилого помещения либо о признании его утратившим право пользования им.

Но такой иск можно подать не всегда. Например, гражданин, сменивший место жительства, уже не претендует на право пользования прежним жилым помещением, уже покинул его (выселился), но не снимается с регистрационного учета.

В этом случае необходимо обращаться в суд с иском о снятии гражданина с регистрационного учета.

Подсудность таких споров – районный (городской) суд.

Госпошлина, подлежащая оплате, – 200 руб. 00 коп.

Необходимо отметить, что судебная практика не всегда придерживается изложенной позиции. Так, например, Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Т. П.Г. к Ф. Л.В. о снятии с регистрационного учета, установил: Т. П.Г. обратился с вышеназванным исковым заявлением к Ф. Л.В. о снятии с регистрационного учета, в обоснование заявленных требований указав, что он является нанимателем квартиры <…>. Он состоял в браке с Ф. Л.В., после регистрации брака дал согласие на ее регистрацию по указанному адресу. Супружеские отношения не сложились и в <…> она переехала жить к своей матери, общее хозяйство с этого времени не ведем. Брак расторгнут в <…>. С момента выезда из квартиры ответчик коммунальные услуги не оплачивает. Ссылается на ст. 69 ч. 4, 71, 83 ст. 3 ЖК РФ и просит снять Ф. Л.В. с регистрационного учета по адресу: <…>.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, суд находит исковые требования Т. П.Г. необоснованными и не подлежавшими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что в квартире <…> зарегистрированы: квартиросъемщик Т. П.Г. с <…> г., жена Ф. (Т.)Л. В. с <…>, что подтверждается выпиской из домовой книги от <…> г.

На основании решения <…> от <…> г. брак между Т. П.Г. и Т. Л.В. расторгнут, о чем <…> г. составлена запись акта о расторжении брака <…>, что подтверждается свидетельством о расторжении брака.

Из пояснений истца следует, что с <…> Ф. Л.В. не проживает в кв. <…> и выехала на другое место жительство к своей матери.

В материалах дела имеется сообщение начальника <…> от <…> г. о том, что Т. Л.В. и ее дочь <…>, <…> по указанному адресу не проживают около *** лет, а только зарегистрированы. По данному адресу проживает Т. П.Г. со своей супругой <…>.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 67 ЖК РФ, которая предусматривает права и обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма, наниматель жилого помещения в установленном законом порядке имеет право вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц, перечень которых установлен ч. 1 ст. 70 ЖК РФ.

Порядок и правовые последствия вселения в жилое помещение, занимаемое нанимателем по договору социального найма, предусмотрены ст. 70 ЖК РФ.

В соответствии со ст. 71 ЖК РФ временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.

Согласно ст. 83 ЖК РФ в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда.

Таким образом, требования истца о снятии ответчика с регистрационного учета по адресу: <…> удовлетворению не подлежат, поскольку согласно п. 31 Правил снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.

С учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению, заявленные требования о снятии ответчика с регистрационного учета удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного суд решил Т. П.Г. в удовлетворении исковых требований к Ф. Л.В. о снятии с регистрационного учета по адресу: <…> отказать(1).

Как видно из приведенного примера, судебное решение было вынесено не в пользу истца по той причине, что ему не удалось (а может быть, и не делалось таких попыток) доказать факт того, что ответчица покинула жилое помещение постоянно, а не временно.

О том, что жилое помещение покинуто постоянно, могут свидетельствовать следующие обстоятельства:

– ответчик переехал в другой населенный пункт;

– ответчик вступил в бессрочные трудовые правоотношения в другом населенном пункте;

– ответчик рассказывал знакомым (свидетелям) о том, что не имеет намерения проживать по прежнему месту жительства.

Для того чтобы получить доказательства того, что ответчик выбыл из места жительства навсегда и не имеет намерения вернуться, иногда (с учетом психологических особенностей конкретного гражданина) целесообразно до подачи основного иска (о снятии с регистрационного учета) инициировать предварительный процесс – о взыскании с этого лица в порядке регресса части (доли) оплаты коммунальных платежей. Как правило, в судебных заседаниях по таким искам ответчики делают упор на том, что они в этом помещении «не живут и жить не собираются, потому и платить не должны». Задача истца в этом случае – добиться скрупулезной фиксации таких высказываний в протоколе судебного заседания. В этом случае возможно использовать диктофонную запись хода судебного процесса, а также рекомендуется сразу по окончании судебного разбирательства знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания. Иногда можно даже с целью фиксации такого доказательства отказаться от исковых требований на том основании, что ответчик «действительно не проживает в жилом помещении, принадлежащем (нанимаемым) истцом, что было установлено в судебном заседании из показаний самого ответчика».

(1) Решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 12.05.2010 по делу № 2-3055/10.

Судебное решение (и протокол судебного разбирательства), фиксирующее подобные высказывания ответчика, будет одним из самых веских и неопровержимых доказательств в силу правила о судебной преюдиции вступившего в силу судебного решения.

По рассматриваемой категории дел необходимо активно использовать позицию Конституционного Суда РФ, выраженную им в Постановлении от 02.02.1998 № 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713»(1).

В этом Постановлении говорится, что уведомление гражданином РФ органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью.

Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства. Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Второй способ снятия гражданина с регистрационного учета – это обжалование законности самой постановки на регистрационный учет по месту жительства.

По сложившейся административной практике органы ФМС России регистрируют граждан в жилых помещениях других граждан зачастую без должных на то оснований. Им достаточно того, что собственник квартиры начертает собственноручно «не возражаю» или «согласен» на заявлении гражданина о регистрации по месту жительства. Но такое согласие – это никакое не основание для регистрации по месту жительства. Такие основания четко прописаны в жилищном законодательстве. Это:

– договор безвозмездного пользования;

– иное законное основание.

Поэтому собственник жилого помещения вправе наделить правами пользования своим жилым помещением другого гражданина только в договорном порядке. Об этом повсеместно забывают (или же не знают вовсе).

(1) Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 6. – Ст. 783.

С договором найма все более или менее ясно. Но какова ситуация с безвозмездным проживанием одного гражданина у другого (имеем в виду взрослых граждан, не детей)? Жена живет в квартире у мужа (недвижимость приобретена не в период брака), сын живет у мамы, супруги у свекрови и т. п. Все это – договоры безвозмездного пользования, даже если они не оформлены письменно. Основания к расторжению такого договора – в ГК РФ. Итак, второй способ снятия с регистрационного учета – лишение права пользования гражданина посредством признания сделки ссуды жилого помещения (его доли) недействительной, а третий способ – то же самое, но в формате расторжения договора ссуды.

В приложении к статье приводятся образцы судебных документов с вариантами обоснования процессуальных позиций по делу.