Проблемы реализации государственной уголовной политики на примере уголовной ответственности иностранных граждан в Российской Федерации (Музыченко П

Проблемы реализации государственной уголовной политики на примере уголовной ответственности иностранных граждан в Российской Федерации (Музыченко П.Б.)

Дата размещения статьи: 13.01.2016

Проблемы реализации государственной уголовной политики на примере уголовной ответственности иностранных граждан в Российской Федерации (Музыченко П

6 августа 2014 г. в Генеральной прокуратуре Российской Федерации под председательством Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки состоялось Координационное совещание руководителей правоохранительных органов Российской Федерации, посвященное вопросам противодействия незаконной миграции. На совещании было отмечено, что «. результаты совместной работы правоохранительных органов свидетельствуют о позитивных тенденциях в противодействии незаконной миграции. Вместе с тем складывающиеся миграционные процессы и состояние законности в этой сфере продолжают вызывать тревогу и требуют принятия дальнейших мер. В 2013 г. иностранные граждане совершили почти 47 тыс. преступлений, что на 10,2% больше, чем в 2012 г. Отмеченная тенденция роста свидетельствует об увеличении числа таких мигрантов и отсутствии со стороны миграционных служб надлежащего контроля за их пребыванием в России» <1>.

<1> Материалы координационного совещания руководителей правоохранительных органов в Генпрокуратуре РФ от 06.08.2014. URL: http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-252347.

Ведь даже в принятой Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года <2>, одобренной Президентом России, вопросы совершенствования миграционной политики рассматриваются в отрыве от уголовной политики государства. Однако главнейшей задачей, по мнению автора, требующей немедленного решения по регулированию миграции, должен стать вопрос реализации государственной уголовной политики в области уголовной ответственности иностранных граждан.

<2> Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года: утв. Президентом РФ 13.06.2012. URL: http://www.kremlin.ru.

<3> Материалы VII Российского конгресса уголовного права «Современная уголовная политика: поиск оптимальной модели».

<4> См.: Сухарев А.Я., Алексеев А.И., Журавлев М.П. Основы государственной политики борьбы с преступностью. Теоретическая модель. М., 1997. С. 24.

<5> См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

<6> Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 // Российская газета. 2013. 13 декабря.

Вызванные реформированием изменения политической системы государства, всех сфер экономики и жизни общества, системы государственного управления, становление России как нового субъекта международного права породили в стране реальные миграционные процессы. При этом способность государства обеспечить законное пребывание иностранных граждан, регулируемость миграционных потоков, создать условия для проявления реальных возможностей защиты человека, гражданина и личности, соблюдения их прав и общечеловеческих свобод стало первоочередной задачей государственных организаций, служб, органов и должностных лиц, наделенных полномочиями работать с иностранными гражданами и регулировать миграцию населения, влиять на ее процессы и преодолевать негативные последствия их стихийного развития.

Согласно первому Закону о гражданстве России от 28 ноября 1991 г., вступившему в силу 6 февраля 1992 г., был введен специальный порядок приобретения гражданства Российской Федерации, а вот порядок пребывания и ответственность иностранных граждан за его нарушения в тот период регулировались Законом СССР от 24 июня 1981 г. N 5152-X «О правовом положении иностранных граждан в СССР» <7> вплоть до июля 2002 г., что вызывало множество нареканий со стороны правоохранительных органов, т.к. данный Закон совершенно не соответствовал происходящим изменениям в стране и фактически за допущенные нарушения иностранные граждане никакой ответственности не несли.

<7> О правовом положении иностранных граждан в СССР: Закон СССР от 24.06.1981 N 5152-X (ред. от 15.08.1996, с изм. от 17.02.1998) // Ведомости ВС СССР. 1981. N 26. Ст. 836.

<8> О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (в ред. от 21.07.2014, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.09.2014) // Российская газета. 2002. 31 июля.

Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом иностранный гражданин, совершивший правонарушение или незаконно находящийся в Российской Федерации, подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации <9> с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных <10>.

<9> О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации: Федеральный закон от 25.07.1998 N 128-ФЗ (в ред. от 07.05.2013, с изм. от 04.06.2014) // Российская газета. 1998. 1 августа.

<10> См.: Положение о порядке формирования и ведения информационного массива, создаваемого в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации: Приказ МВД РФ N 688, МЧС РФ N 472, Министра обороны РФ N 1214, Минфина РФ N 110н, Минюста РФ N 235, Минтранса РФ N 205, СВР РФ N 36, ФТС РФ N 1785, ФСБ РФ N 456, ФСО РФ N 468, ФСКН РФ N 402, ФМС РФ N 299 от 27.09.2010 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. 24 января.

При том что в соответствии со ст. 11 УК РФ уголовная ответственность иностранных граждан на территории России наступает на общих основаниях с гражданами России, Уголовный кодекс Российской Федерации от 1996 г. по-новому сформулировал ряд вопросов уголовной ответственности иностранных граждан. Так, в ст. 12 сформулирован реальный принцип действия уголовного закона в пространстве. Впервые появилась ст. 13 о выдаче лиц, совершивших преступления, относящаяся только к совершившим преступления вне пределов Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства. Последняя норма конкурирует с нормами о таких принципах действия уголовного закона в пространстве, как реальный и универсальный, указанных в ст. 12 УК РФ. Кроме того, норма о выдаче указанных лиц конкурирует и с нормой ст. 63 Конституции Российской Федерации о предоставлении иностранным гражданам политического убежища.

Проблема преступности иностранных граждан является также и частью проблемы территориального действия уголовного закона в пространстве. Новый Уголовный кодекс в ст. 11 также сформулировал особенности ответственности за преступления, совершаемые на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, чаще всего совершаемые именно иностранными гражданами <11>.

<11> См.: Харламова Ю.Н. Ответственность иностранных граждан по российскому уголовному праву: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1998. С. 14.

Ужесточение уголовного законодательства в первую очередь направлено на борьбу с так называемыми резиновыми домами, в которых фиктивно регистрируются тысячи людей, в результате чего становится невозможным установить реальное место жительства человека и органы регистрационного учета не могут предоставлять достоверную информацию другим госорганам — военкоматам, судам, налоговой службе и т.д.

В мае 2013 г. утверждены изменения в Законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Согласно новой редакции этого Закона разрешительные документы на привлечение и использование иностранных работников могут оформляться и направляться иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также работодателями и заказчиками работ (услуг) в Федеральную миграционную службу и ее территориальные органы в форме электронных документов. Кроме того, Закон предоставляет право работодателям и заказчикам работ (услуг) привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных работников, временно проживающих в Российской Федерации, без наличия разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Одновременно указанной категории иностранных граждан предоставляется право осуществлять трудовую деятельность без разрешения на работу.

Также принят Федеральный закон «О внесении изменения в ст. 26 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» <12>. Суть корректировки — установить возможность запрета на въезд в нашу страну в течение трех лет для иностранных граждан и лиц без гражданства, которые в период своего предыдущего пребывания в России без веских на то оснований не выехали из РФ до истечения тридцати суток со дня окончания срока временного пребывания.

<12> О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (в ред. от 20.04.2014, с изм. от 04.06.2014) // Российская газета. 1996. 22 августа.

Внесены изменения в ст. 322.1 УК РФ. В ней усилена ответственность за организацию незаконного въезда в Россию иностранных граждан и лиц без гражданства, их незаконного пребывания или незаконного транзитного проезда через территорию нашей страны. Произошло увеличение размеров и сроков наказаний за организацию незаконной миграции и, таким образом, отнесение указанного деяния к преступлениям средней тяжести, а при наличии квалифицирующих признаков — к тяжким преступлениям.

Как видно из перечисленных мер, действительно, в последнее время государством очень много сделано в области борьбы с незаконной миграцией и предотвращения преступлений, совершаемых иностранными гражданами. Однако отсутствие единого комплексного нормативного акта, отражающего основы уголовной политики в стране, включая вопросы уголовной ответственности иностранных граждан, делает эту работу запоздалым реагированием при отсутствии системного подхода.

Скорейшее решение на государственном уровне проблемы выработки новой современной уголовной политики и издание конкретного, с четко регламентируемыми задачами и исполнителями, комплексного нормативного акта, несомненно, позволит улучшить меры государственного управления миграционными потоками, приведут к повышению качества миграционной работы, проводимой государством, и сделают уголовную ответственность иностранных граждан адекватной ситуации, сложившейся с их пребыванием в стране.

2. Гончаров Д.Ю. Законодательство криминального цикла в определениях уголовной политики советского и раннего постсоветского периодов // Адвокатская практика. 2010. N 4. С. 34 — 36.

3. Гриненко А.В. Категоризация преступлений и положения Общей части Уголовного кодекса РФ в свете гуманизации уголовного законодательства // Уголовное право. 2012. N 5.

4. Зубарева О.В. Теория уголовной политики: становление и развитие // Российский судья. 2011. N 1. С. 35 — 39.

5. Кобец П.Н. Современное состояние теории предупреждения преступности и ее роль в оптимизации борьбы с преступлениями // Российская юстиция. 2012. N 1. С. 19 — 21.

6. Солонин А.Ю. Реализация уголовной политики Российского государства с программируемым эффектом // Российский следователь. 2010. N 5. С. 19 — 22.