Многие из тех, кто получили в пользование жилье по договору социального найма, уже оформили его в собственность, т.е. приватизировали. Те, кто еще этого не сделал, хотели бы узнать все о тонкостях этого процесса и его целесообразности.
Приватизация – процедура добровольная! Некоторые опасаются больших размеров налога на имущество и прочих платежей, поэтому не спешат с регистрацией прав собственности.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-45-84. Это быстро и бесплатно!
Оглавление:
- Что из себя представляет приватизация муниципального (государственного) жилья?
- В каких случаях она запрещена?
- Необходимые документы
- Нюансы прохождения процедуры
- Длительность процесса
А ряд граждан по ошибке считает муниципальное жилье и так «своим», полагая, что они могут распоряжаться им по своему усмотрению.
Решение о необходимости приобретения такой собственности должны принимать все зарегистрированные в квартире жильцы.
Возможность приватизации жилья предоставляется гражданину лишь единожды, поэтому стоит взвесить все плюсы и минусы заранее. Разберем основные моменты данной процедуры.
Что из себя представляет приватизация муниципального (государственного) жилья?
В каких случаях она запрещена?
Не разрешено оформлять в собственность:
- Жилье, признанное аварийным.
- Квадратные метры в общежитии или военных городках закрытого типа.
- Помещения, принадлежащие соцзащите.
- Жилые служебные помещения. Однако, в некоторых регионах при постоянном проживании на одном месте более 10 лет приватизировать жилье разрешается! Это также возможно с согласия собственника, долго ждать в этом случае не потребуется.
Необходимые документы
Пакет документов внушительный. К тому же есть ряд нюансов, о которых необходимо знать на этапе сбора и подготовки всей необходимой документации.
Основной пакет документов:
- договор социального найма;
- документы, на основании которых подписывался договор найма жилого помещения: ордер или выписка из распоряжения;
- экспликация и поэтажный план – паспорт жилого помещения. Документы запрашиваются в БТИ (бюро технической инвентаризации);
- оригиналы паспортов и ксерокопии заполненных страниц всех зарегистрированных на площади человек;
- в случае проживания детей до 14 лет – свидетельство о рождении и копия;
- выписка из домовой книги;
- копия финансово-лицевого счета;
- в том случае, если в документах какого-то человека идет расхождение в фамилии – необходимо приложить документ-основание. Чаще всего – свидетельство о регистрации брака;
- заявление на приватизацию + согласие на нее всех прописанных жильцов в письменном виде;
- в том случае, если кто-то отказывается от включения его в приватизацию, либо передает свое право (долю) другому человеку, зарегистрированному в квартире, требуется нотариально заверенное заявление.
Обратите внимание! Если в процессе участвуют граждане, которые после июня 1991 года не были постоянно зарегистрированы на приватизируемой площади, необходимо к пакету основных документов приложить выписку из домовой книги по всем предыдущим адресам.
Это позволит подтвердить его право на приватизацию.
В том случае, если гражданин уже участвовал в процессе приватизации другого муниципального жилья, права на приватизацию этого у него не наступает. Но в любом случае от него необходимо получить согласие на приватизацию данного жилья.
В таком случае должна быть доверенность или распорядительный документ, подтверждающий возможность проведения процедуры обретения прав собственности.
Если в приватизации участвует лицо, отбывавшее наказание после июня 1991 года, необходимо приложить к общему комплекту документов:
- справку об освобождении;
- копию приговора суда;
- документ, подтверждающий факт отбывания наказания;
- решение суда относительно имеющихся прав на жилье или их отсутствие.
Нюансы прохождения процедуры
В стране активно развиваются службы «одного окна», МФЦ, в которые стало возможным обратиться практически по любому вопросу, связанному, в том числе, и с жильем. В Москве есть «Управление департамента жилищной политики и жилищного фонда», в каждом округе – свое.
В полномочный орган следует обратиться с пакетом документов всем участникам процедуры лично! Либо предоставить нотариальную доверенность в случае обращения представителя.
После проверки наличия всех необходимых документов происходит подпись договора участниками, подавшими заявление на приватизацию. В ряде регионов запрос на процедуру можно подать в электронном виде.
Затем право перехода собственности необходимо зарегистрировать в Росреестре.
Обратиться туда может заявитель, но в обязательном порядке при подаче документов должен присутствовать представитель полномочного органа, являющийся стороной договора на приватизацию.
Подать документы может и представитель полномочного органа, но от заявителя (второй стороны) на него обязательна доверенность, заверенная нотариально.
Документы, необходимые для регистрации перехода права собственности в «Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»:
- Заявление о государственной регистрации от всех сторон договора или их законных представителей.
- Договор приватизации.
- Паспорт заявителя. В случае обращения представителя – нотариальная доверенность!
- В случае имеющихся отказов от приватизации – копии заявлений.
- Заверенные копии договора социального найма.
- Справки, подтверждающие наличие права на приватизацию конкретными гражданами.
- Справки о регистрации по предыдущему месту жительства. В случае прибытия после июня 1991 года на приватизируемую площадь.
- Разрешение органов опеки, попечительства (если есть недееспособные или несовершеннолетние в определенных ситуациях).
- Квитанция об уплате государственной пошлины.
Может потребоваться заявление о государственной регистрации прекращения права пользования другими помещениями по договору социального найма. В каждом конкретном случае комплект документов может быть дополнен. Эту информацию необходимо уточнять в Росреестре по месту жительства и приватизации объекта недвижимости.
Длительность процесса
Срок подписания договора на приватизацию составляет от 30 до 60 дней в зависимости от субъекта Федерации.
Срок регистрации перехода права собственности в отделениях Росреестра составляет в среднем от 15 до 20 дней.
Возможность проведения бесплатной приватизации на сегодняшний момент ограничена 01 марта 2015 года. Данная процедура требует согласия или отказа от приватизации всех человек, зарегистрированных в квартире.
В среднем срок проведения всего процесса приватизации занимает порядка 2 месяцев.