Как развить интеллект

Как развить интеллект. Упражнения и рекомендации

В этой статье я расскажу о том, как развить интеллект. Здесь пойдет речь о возможностях и потенциале нашего ума.

Но для начала хотелось бы развеять ряд заблуждений, распространенных мифов об интеллекте, прежде чем перейти непосредственно к практическим рекомендациям.

Считается то, что интеллектуальные способности, тип мышления(математико-аналитичекий склад ума, гуманитарный склад) даются от природы и далее определяются воспитанием и развитием в детстве, что задает основной фундамент для нашего типа мышления и уровня развития интеллекта в зрелом возрасте. Это отчасти верно, но только отчасти.

Из этого вытекает ошибочная убежденность в том, что раз формирование разума и способностей мозга уже состоялось, то интеллект это вовсе не то за чем надо ухаживать, что необходимо тренировать и развивать. Это частный случай того о чем я говорит в статье можно ли себя изменить;, в которой я разоблачал известный миф о том что себя изменить нельзя. Только я говорил о характере и способностях вообще, но это также справедливо и отношении возможностей мозга.

Да, я согласен с тем, что нужно очень счастливое стечение обстоятельств, чтобы стать Эйнштейном: с одной стороны благоприятствующие становлению ума условия на уровне генома, с другой — правильное, с точки зрения формирования личности гения, воспитание и развитие способностей в детстве. Но я категорически не разделяю убеждения, касающегося того, что человек не способен развивать интеллект, коль уж его способности не получили нужного толчка в юном возрасте или не были даны от рождения.

Каждый из нас может достичь приемлемого уровня интеллектуальных качеств, нужно только приложить усилие и не опускать руки. Может показаться, что я где-то повторяюсь, но на самом деле я просто вновь возвращаюсь к принципу, который лежит в основе моей системы саморазвития: внутри каждого человека лежит потенциал и нужно лишь проявить силу воли и осознанность, чтобы его раскрыть.

Теперь поговорим о втором заблуждении. Если первый миф относится к людям чьи возможности ума не получили нужного развития, то следующий касается тех, кому удалось хорошо поспособствовать усилению некоторых качеств рассудка, людей умных и/или одаренных и которые считают себя таковыми. Для них в самом факте осознания собственных выдающихся способностей корениться некоторая опасность.

Может казаться, что коль скоро они располагают определенными качествами ума (математическими способностями умением разбираться в людях, формулировать сложные концепции, хорошей памятью и эрудицией), то остальные параметры мышления в развитии не нуждаются, так как эти люди, по их убеждению и так достигли пика своего умственного формирования.

Например кто-то думает что быть умным в какой-то одной области, значит быть умным вообще. Какие-то индивидуумы обладают большими познаниями в области гуманитарных наук, бегло умеют охватить мыслью основную идею какой-нибудь мудреной концепции, но испытывают сложность когда приходиться считать мелочь в магазине, а кто-то наоборот быстро решает математические задачи но теряется при анализе жизненных ситуаций или при оценке людей. Ум должен быть развит гармонично! Несбалансированное развитие интеллекта, подобно неравномерной тренировке мышц. Это все равно, что записаться в тренажерный зал и работать над развитием только мышц рук и в итоге превратиться в какое-то подобие орангутанга! Хорошая спортивная фигура требует сбалансированной проработки каждой из групп мышц, а чтобы этого достичь, необходимо знать какие группы мышц бывают и как нужно их тренировать.

Пользуясь такой аналогией, я буду говорить об интеллекте: опишу то из каких функциональных частей он состоит и как можно развивать каждую из них.

Меня один раз спросили совета: «Николай, посоветуйте мне способ развить интеллектуальные способности. С детства у меня какие-то проблемы с соображалкой, прочитал книгу (не помню точно автора а название припоминаю примерно) И. Иванова — Стань гением за несколько дней! — не помогло».

И ничего удивительного, подобная литература использует желание людей к поиску легких и быстрых путей в обход проверенных, но сложных. Так же как и не существует тренажера или таблетки, который сделает из тебя культуриста и заменит целый тренажерный зал(хоть и была во времена моего детства реклама таких чудо-тренажеров), также и не существует универсального метода повышения интеллект быстро и легко.

Лучший способ развивать мозг — это регулярно нагружать его при этом комплексно, а не одним каким-то упражнением (то же и справедливо для мышц). Эта мысль не блещет оригинальностью, более того она банальна и очевидна: нет лучшего способа улучшить состояние своего здоровья и физическую форму чем бросить вредные привычки и заняться спортом. Таким же образом лучшим толчком к развитию ума является использование его в разных комплексных задачах. Многие это прекрасно понимают, но как доходит до практики почему-то благополучно забывают!

Это происходит из-за того, что лень и нежелание прилагать усилия затмевают доводы здравого смысла и сознание начинает искать легкие пути для достижение поставленных целей. Об этой особенности человека прекрасно осведомлены различные маркетологи, которые массово тиражируют чудо-таблетки или волшебные тренажеры и средства для похудения. Вы должны понимать, что без усилий ничего не дается и что они есть не только средство, инструмент (вы должны приложить усилие, чтобы достичь цели), но и самоцель!

Прилагая усилия, вы закаляете волю и укрепляете характер. Делая регулярные упражнения, вы формируете дисциплину. Получается, что заставлять себя ежедневно упражняться в чем бы то ни было в физическом/умственном развитии полезно не только для физического/умственного совершенствования. Это также делает вас более волевыми и дисциплинированными и формирует полезную привычку работать над собой.

Ладно.. пускай это будет темой отдельной статьи, которую я обязательно здесь опубликую.

Вернемся к описанию способностей интеллекта, они бывают следующие:

  • Аналитические: умение проводить всесторонний анализ информации, делить ее на смысловые и логические блоки, определять взаимосвязи, сравнивать и сопоставлять между собой различные фрагменты информации
  • Логические: логическое ядро рассудка, включает в себя способность рассуждать, мыслить и анализировать не нарушая принципов формальной логики, умение делать верные, логичные и последовательные выводы
  • Дедуктивные: качества, способствующее тому чтобы выуживать общую идею из большого массива информации и грамотно формулировать ее, способность к дедукции и обобщению, умение группировать частности в нечто общее, находить закономерности
  • Критические: способность к мысленной критической оценке информации, умение отсеивать неправильные выводы, отметать ложные идеи, качество, позволяющее противостоять влиянию и внушению
  • Прогностические: умение позволяющее планировать наперед, формировать в уме модель будущих событий и одновременно удерживать в голове варианты решения различных альтернатив
  • Способности к абстрактному мышлению: позволяют проникать умом в сложные абстрактные идеи(как математические, логические так и философские) и удерживать в мышлении сложные концепции и системы
  • Способности к образному мышлению: способствуют возможности сопоставлять в уме разные по смыслу вещи, подводя их под общий условный знаменатель, умение формулировать сравнения, метафоры что помогает упрощать понимание сложных идеи, переводя их на более доступный уровень понимания, хорошее восприятие художественных образов
  • Способность концентрироваться , удерживать внимание: наверное в большей степени относиться к проявлению воли чем к работе разума, но тут считаю необходимым упомянуть, так как это во-многом определяет эффективную работу интеллекта

Также наш рассудок обладает некоторыми свойствами:

  • Логика архитектуры: степень упорядоченности мышления и согласованной работы разных способностей интеллекта (у кого-то например порядок в голове, про него можно сказать что он мыслит трезво и разумно, а чье-то мышление наоборот хаотическое, спонтанное и несвязное)
  • Глубина и широта ума: то, что пожалуй в общем понимании определяет, то насколько человек умный. Задает возможности всестороннего охвата объекта мышления и глубины погружения в мыслительные задачи
  • Быстрота выполнения операций: ну тут все понятно, то насколько быстро мы думаем и насколько быстро решаем задачи
  • Автономность: степень независимости разума, от работы чувств, внешнего влияния, способность принимать трезвые решения, как в спокойном состоянии, так и в условиях стресса, беспокойства, страха и психологического давления. Определяется мерой осознанности.

Поддерживает во всем этом нас наша память. На ней не буду останавливаться, думаю итак понятно какую функцию она несет, но считаю нужным выделить один из типов памяти, важных для работы рассудка

  • Оперативная память: умение удерживать в уме одновременно несколько промежуточных операций и находить их решение. (попробуйте перемножить в голове в столбик несколько двузначных чисел: вам придется удерживать в памяти промежуточный результат умножения (то что учителя в школе называли «в уме») для того чтобы получить результат конечный)

Вот собственно те составляющие нашего разума, которые я выделил, деление в какой-то степени условное, где-то что-то может пересекаться и дублировать другое, но тут ничего не поделаешь, наука не точная, да и к абсолютной точности мы не стремимся. Тут эта точность не реализуема в принципе и это не только обусловлено ограниченными познаниями человека в области работы сознания, но и самой структурой мышления и связей в мозге: там все взаимосвязано и может дублировать другое в функциональных аспектах (это придумано эволюцией для надежности, откажет одна часть — есть запасная).

Я выделил эти блоки для того чтобы в последствии было удобнее говорить какое упражнение за развитие какой функции отвечает.

Теперь наконец-то поговорит о том, как можно повысить интеллект. Во-первых, примите к сведению, что упражнения не должны быть слишком нудными и монотонными, выберете то что больше подходит вам и приносит хоть какое-то удовольствие. Надо стараться не переусердствовать, делать так чтобы это занимало не настолько много времени, чтобы вам было сильно в тягость. Но главная это регулярность подачи нагрузки на мозг, надо чтобы упражнения вошли в вашу привычку.

В физкультуре есть базовые упражнения (которые задействуют сразу несколько групп мышц — отжимания от пола, отжимания от брусьев, приседания), а есть изолированные(тренирующие одну отдельную группу мышц), также и в развитии интеллекта существуют вещи которые помогают совершенствовать сразу несколько качеств нашего рассудка.

Далее я расскажу, какие именно вещи помогают развить ваш ум. В этой статье я коснусь их вкратце, но приведу ссылки на свои статьи, где каждый из этих пунктов раскрывается подробнее. Для тех пунтков, для которых не будет ссылок, я потом обязательно напишу статью, так что подписывайтесь по почте (иконка вверху справа) и ждите обновлений.

Итак, что же улучшает наши умственные качества?

Логические и интеллектуальные игры: (отдельная статья Развивающие мозг игры. Польза шахмат, польза покера) Это шахматы, нарды, покер, преферанс, логические головоломки, развивающие компьютерные игры различных жанров и т.д.

Интеллектуальные игры отлично тренируют ум, концентрацию и память. В добавок они доставляют радость соперничества(если игра ведется против противника) и удовольствие от повышение мастерства. Настольная игра — древнейший вид умственного состязания, в котором проявляли себя лучшие умы.

Могу порекомендовать очень хороший сайт с большим количеством увлекательных упражнений и игр на развитие интеллекта — Wikium.

Занятия математикой, точными науками: (отдельная статья Зачем нужна математика) Точные науки развивают целый спектр умственных качеств. Это логическое и абстрактное мышление, критические, аналитические, дедуктивные, прогностические способности, а также память и быстрота мышления. Это, можно сказать, упражнение на многие группы мышц.

Точные науки не только улучшают ваш интеллект, но и организуют, структурируют мышления, наводят порядок в голове, в мыслях. Математика крайне важна в контексте умственного становления индивида, как ребенка, так и взрослого.

Чтение художественной литературы: Мне кажется, что влияние книг на развитие ума, несколько преувеличено. Я говорю о распространенной убежденности в том, что, чтобы стать умным надо много читать. Это утверждение верное, но неполное. Да, бесспорно, хорошие книги расширяют ваш кругозор, способствуют эмоциональному становлению, формируют хороший вкус и развивают определенные качества вашего ума.

Книги обязательно нужно читать и взрослым и детям. Но литература усиливает только какие-то определенные умственные свойства. Для того, чтобы иметь сбалансировано развитый ум, одних книг недостаточно (как, впрочем одной математики или логических игр), нужно заниматься всем вместе: и точными науками и литературой и т.д. Иначе какие-то ваши способности получат развитие, а какие-то останутся в зачаточном состоянии.

Обучение: Уникальная способность нашего мозга — это возможность обучения новым навыкам, получения новой информации и применения ее в своем повседневном опыте. Учение — свет! Обучение способствует не только тому, что мы постигаем знания, которые, как могут пригодиться нам, так могут вовсе не понадобиться. Ценность не только в самих знаниях, а в обучении как таковом!

Обучаясь, мы учимся работать с информацией, обрабатывать ее, а затем, находить для нее место в общей структуре наших знаний. Даже если эти знания никогда не пригодятся в жизни, обучаясь им, мы напрягаем свои ум и память, учимся концентрации. Также обучение способствует расширению кругозора, и чем больше мы учимся, тем легче нам дается обучение новым знаниям! В этом процессе мы учимся учиться!

Изучение других языков: также развивает определенные стороны нашего мышления. Где-то я читал, что многим хорошим математикам, «технарям» трудно, по-началу, дается язык. И наоборот, те, кто хорошо знают языки, как правило, не в ладах с точными науками. Это так, но я не хочу, чтобы вы делали неправильные выводы! Это, вовсе, не говорит о наличии пресловутой дихотомии «технари — гуманитарии», о том, что первые созданы для одного, а вторые для другого.

Вывод в статье, в которой я об этом читал был следующий. Каждый при должных усилиях способен освоить все что угодно! Факт о сложности в изучении языков, со стороны технарей, говорит о том, что умственные качества, которые развиваются точными науками не являются смежными с теми свойствами интеллекта, которые улучшаются знанием языков! Короче говоря, если вы долго отжимались от пола, то потом вам будет легче тянуть штангу от груди, так как и там и там задействованы одни и те же мышцы.

Но если вы хотите хорошо приседать, то тут вам ваш опыт отжимания совсем не поможет. А если вам хочется иметь и сильные ноги, и рельефную грудь, то будьте добры делать и то и то. Также и здесь. Математика мало способствует развитию тех частей мозга, которые нужны для изучения языков. ТЗдесь задействованы совершенно разные качества, а для гармоничного умственного развития, необходимо развивать и те и другие. Помните, одно другого не исключает, пускай даже что-то будет вам будет даваться намного трудней чем другое.

Познание нового: чтение научной и научно-популярной литературы, просмотр познавательных фильмов, энциклопедии, полезные, познавательные сайты, все это способствует обогащению вашего ума и эрудиции. Не пренебрегайте этим! Стремитесь сохранить любознательность как у ребенка! Всегда узнавайте новое, постигайте этот мир и человека. Помните, знание — сила! В мире происходит масса удивительных вещей. Все мироздание — это одно большое чудо! Стремитесь узнать как можно больше о нем!

Вам также понравится

Как развить интеллект

Это обзор нового, замечательного, оригинального и.

Как развить интеллект

Многие часто задаются вопросом зачем нужна.

83 комментария

Классно говорит товарищ. Интеллект развивать и все такое. Но…увы, судя по грубейшим ошибкам, своими советами автор не пользуется. Ну, хотя бы «тся/ться» научился писать грамотно, не говоря за еще целый ряд ошибок. А в целом — прелестно и внушает.

Интеллект развивать после того ,как начнет проявляться осознанность и рассвет в уме?Спасибо.

Отличная статья, спасибо.

Есть варианты сохранения настроения. Заппатернить его. Гуглите

Бред ) Старая информация никуда не девается , «если только нейроцепочка отвечающая за данную последовательность фактов того или иного воспоминания не затирается другой последовательностью ассоциаций связанных с ассоциациями данной нейроцепи». Но затирание возможно лишь в теории, ибо с каждой ассоциативной нейроцепью (воспоминанием, знанием) связано слишком много ассоциаций, в эту ассоциацию могут вступать : всё что окружало вас в тот момент когда вы «впитывали — познавали» какую либо инфу.

Если вы не поняли то, о чём я написал , то я прошу прощения. Я бы обязательно смог объяснить вам свою мысль, если бы не время которого у меня мало)

Рациональное мышление и эмоциональная устойчивость одни из основ рефлексии как по мне

ахахха забавляет подобная очевидная очевидность надо достичь цели предпринимаем действия не надо смысл заморачиваться=)

то есть смысл ездить на машине просто так просто чтобы ездилаXDD)

Евгения, честно говоря, не знаю=)

Очень интересная и полезная статья, спасибо.

Однако в процессе чтения возник один вопрос: как вы считаете, не происходит ли в процессе познания нового, так сказать, «захламление» мозга? Например, человек узнаёт какие-то факты из новой для него сферы жизни, с которой он до этого не сталкивался, а его мозг, «освобождая место» для новых сведений, выбрасывает старые, возможно, более нужные. Корректно ли это?

Николай я давно искала ответ на многие вопросы написанные Вами в этой статье..Вопррос а вы считаете себя гением это оч интересно и как можно распознать в себе есть ли у меня способность сотворить ноу хау??))

Никак. Эмоции временная вещь. Нельзя сделать, чтобы они не уходили.

Спасибо большое за такие золотые советы, но есть ещё один момент, на эмоциях я все это делаю так как ваши советы сейчас меня зажгли и мне хочется все это делать, но, как сделать так чтоб они не гасли во мне?

а почему еще не выкинул

Хорошая статья. Спасибо, автор.

Верить можно, почему нельзя?=)

Николай,а может,можно верить в то,что невозможное возможно и что, даже не получив толчка для развития в детстве и не обладая благоприятствующим условием становлением ума на уровне генома,можно стать Эйнштейном?

Гений правит над хаосом только в том случае, когда у него в голове здравый холодный расчет

Только глупцы нуждаются в порядке, гений правит над хаосом (с)

Что бы стать умнее,реально.Нужно,начинать это с дсада,школы.1 . Каждодневно посещать,дсад, выработать привычку на всю жизнь вставать в одно и тоже время,это уже признак ума, 2 .заниматься зарядкой в одно и тоже время каждый день .3,Во время принимать пищу для развития ,и ума и тела.4. и конечно самое главное это информация .порциями и пока организм не захочет спать.Информация должна быть разная разная, и приниматься спокойно порциями из книг,газет, интернета,с разговором на улице,дома,на работе везде..ничего нельзя пропускать.тогда мозг будет,развиваться..И человек спокойно из садика перейдёт в школу уже ,с багажом огромным за спиной…и так ,всегда по одному пути и дальше..Ум не любит изменений, любых,хороших или плохих.

Я вас не понимаю для чего торопится совершенствоваться,если жизнь такая короткая.как пишите вы..а может лучше просто жить,любить и дарить жизнь и любовь другим.А совершенство вам для чего,если все равно умрёте.?

В спецслужбах за короткий срок языки запоминают и осваивают различные навыки, потому что они вкалывают за книгами и на различных занятиях, можно сказать, круглосуточно. Не будешь вкалывать — тебя быстро оттуда под зад пинком.

Спасибо, очень полезная информация, сейчас же начну тренировать свой мозг)

Николай, здорово вы его обламали :))))

Золотые советы, просто золотые. Спасибо автору.

Довольно позновательно, спасибо, некоторые советы я учёл))

Спасибо за интересную и познавательную статью!

Умные полезные советы, а если кому-то не нравится пжл напишите свой! Доступ к коавишам еще никто не отменял.

Дорогой господин Перов.

Ставьте, пожалуйста, Ваше имя перед текстом — возле заглавия статьи.

Я зашёл случайно на Ваш сайт, и Вы часто говорите «я считаю», по моему мнению», но кто же Вы — я не сразу нашёл.

И ещё — в тексте ряд опечаток — прочитайте его ещё раз и исправьте их \ чаще всего речь о глаголах.

Текст хороший и позитивный — больше таких текстов.\

Аноним, мозг используется полностью на все сто процентов , это миф что человеческий мозг работает на десять процентов .

можно ли развить свой мозг до 100% .

Красавчик!! Отличный сайт)) буду рекомендовать всем знакомым и друзьям!

Сергей, а вы с холодильника что ли на сайт зашли?=))

Отстой! Чтобы стать умнее есть только один способ — выкинте компъютер!