Увеличение пенсионного возраста в России стоит ли ожидать?

О том, что в ближайшем будущем произойдет увеличение пенсионного возраста в России, говорилось немало, но в сегодняшних реалиях возраст для получения права на трудовую пенсию по старости остался неизменным.

Причем новая пенсионная реформа призвана играть роль стимула для российских граждан, чтобы они по своему желанию уходили на заслуженный отдых позднее установленного законом возраста.

  • Трудовая пенсия по старости накопительная и страховая
  • Возраст выхода на пенсию для отдельных категорий граждан
  • Особенности пенсионного возраста для государственного пенсионного обеспечения
  • Увеличения пенсионного возраста не будет
  • Страховой трудовой стаж подсчет и его назначение
  • Увеличение страховой пенсии
  • Новые правила накопительной государственной пенсии
  • Ограничения по государственному софинансированию накопительной части пенсии
  • Увеличение накопительной части пенсии в случае переноса срока оформления
  • Итоги пенсионной реформы
    • Пенсионный возраст в России

      Трудовая пенсия по старости накопительная и страховая

      На сегодняшний день общий порядок обеспечения пенсионными выплатами через Пенсионный фонд России предполагает, что трудовая пенсия по старости разделена на две части: накопительную и страховую. Начиная с 2015 года, произошли изменения на законодательном уровне: две части одной пенсии стали самостоятельными пенсиями – накопительной и страховой. Это никак не влияет на процесс формирования пенсии – новые пенсии реализуют аналогичные задачи, как и их «части-собратья» единой пенсии, существующие ранее.

      Чтобы рассчитать страховую пенсию, необходимо воспользоваться сложной формулой. Итоговая сумма получается из следующих составляющих:

      • Минимальной базовой суммы, которую государство гарантирует гражданину.
      • Дополнительных выплат. Их сумма напрямую связана с размером заработной платы работающего гражданина и общего рабочего стажа.

      Данную пенсию выплачивает только Пенсионный фонд России. Что же представляет собой накопительная пенсия? Это денежные накопления на индивидуальном счете работающего гражданина (6% из 16% страховых пенсионных взносов работодателя на своего работника, перечисляемых в Пенсионный фонд).

      Упомянутые выше накопления инвестируются либо управляющей компанией, либо некоммерческим пенсионный фондом (НПФ), и после того, как гражданин достиг пенсионного возраста, они могут быть выданы заявителю. Для этой процедуры предусматриваются такие способы выплаты:

      1. Единовременная выдача средств.
      2. Выплаты в виде срочных пенсионных выплат, которые будут рассчитаны на 10 лет минимум. Данный вариант имеет отношение к следующим лицам:

      • Гражданам принимавшим участие в государственной программе софинансирования накопительной части трудовой пенсии.
      • Гражданам, которые получили материнский капитал и направили его на накопительную часть пенсии.

      3.Как часть трудовой пенсии. Данная сумма будет рассчитана методом деления пенсионных накоплений на период выплаты трудовой пенсии, который ожидается.

      По обоим видам пенсий установлен одинаковый возраст выхода на пенсию – для мужчин он составляет 60 лет, а для женщин – 55 лет.

      Возраст выхода на пенсию для отдельных категорий граждан

      Для лиц, осуществляющих трудовую деятельность в отдельных государственных органах, а также лиц определенных профессий на законодательном уровне предусмотрен специальный возраст выхода на пенсию.

      Пенсии для сотрудников МВД ФЗ № 247

      Разговор идет о назначении пенсионных выплат до указанного срока.

      Это касается, к примеру:

      • Государственных служащих.
      • Сотрудников МВД.
      • Граждан, осуществляющих трудовую деятельность на Крайнем Севере.
      • Сотрудников уголовно-исполнительной системы.

      Если упомянутыми категориями граждан будут соблюдены предусмотренные законом условия, пенсия по выслуге лет будет назначена ПФР. В большинстве случаев, чтобы ее получать, требуется отработать в указанных выше структурах не менее 15-ти летнего срока.

      Особенности пенсионного возраста для государственного пенсионного обеспечения

      Имеются еще и прочие варианты пенсионного возраста: для граждан, которые получают пенсию по пенсионному обеспечению, установленному на государственном уровне (самостоятельная система пенсий, отдельная от общей, которая разделена на 2 части – накопительную и страховую).

      Данный вид пенсии носит название социальной пенсии по старости. Она назначается гражданам, за которых не выплачивались взносы в НПФ или ПФР на трудовую пенсию, а начиная с 2015 года – накопительную и страховую часть пенсии по той причине, что официальная трудовая деятельность отсутствовала.

      Перечень негосударственных пенсионных фондов

      В каких случаях назначается пенсия по возрасту:

      • Гражданам, возрастом 65 лет (мужчины) и 50 лет (женщины).
      • Представителям малочисленных народов Севера. Возраст мужчин должен быть 55 лет, а женщин – 50 лет.

      Помимо этого, некоторые категории граждан тоже получают пенсию по системе пенсионного государственного обеспечения. К ним относятся сотрудники противопожарной службы, военнослужащие и т.п.

      Срок назначения подобного пенсионного обеспечения не зависит от возраста гражданина. Здесь играет роль факт увольнения со службы и выслуга лет. Для данных категорий граждан общий пенсионный возраст будет играть роль лишь в момент формирования накопительной пенсии. Эти граждане в достаточно молодом возрасте выходят на пенсионный отдых по выслуге лет, и в дальнейшем продолжают осуществлять трудовую деятельность.

      То есть, они могут помимо пенсии по выслуге лет заработать себе еще и накопительную пенсию.

      Увеличения пенсионного возраста не будет

      Несмотря на тот факт, что финансовые ведомства требуют экономить на пенсионных выплатах, увеличив пенсионный возраст граждан России, данная мера так и не была запущена.

      В 2015 году произошла реформа пенсионного законодательства, которая разделила единую пенсию на две части – накопительную и страховую. Но при этом для обоих видов пенсий пенсионный возраст остался неизменным, то есть остался на уровне прошлых лет. Не претерпел изменения и минимальный возраст для социальной пенсии по старости.

      На законодательном уровне принято решение не использовать увеличение пенсионного возраста в России, с целью стимулирования российских граждан к переносу оформления пенсии на более поздний срок. Помимо этого, были введены и ограничения по минимальному стажу для пенсионных прав, которые формально не имеют никакого отношения к возрасту.

      Страховой трудовой стаж подсчет и его назначение

      Помимо пенсионного возраста, чтобы получить пенсионное обеспечение требуется страховой стаж. Что это значит? Страховой стаж представляет собой периоды, в течение которых работодатель вносил взносы (и иные, приравненные к ним выплаты) в ПФР за работающего сотрудника. К примеру, сюда относят время:

      • Когда гражданин получал в центре занятости пособие по безработице.
      • Отпуск по уходу за ребенком (этот период составляет не более 1, 5 лет для 1 ребенка и в совокупности для всех детей не более 6 лет).
      • Ухода за пожилым человеком, возрастом более 80 лет или инвалидом.
      • Отсутствия возможности осуществлять трудовую деятельность для супругов дипломатов или военнослужащих во время пребывания с ними по месту прохождения службы. Этот срок не может быть более 5 лет.
      • Содержание под стражей осужденных или необоснованно обвиненных граждан, а также репрессированных без оснований и в дальнейшем реабилитированных.

      Если обратиться к Приложению 3 к ФЗ» О страховых пенсиях», то там сказано, что минимальный страховой стаж для получения пенсии будет ежегодно расти. Это будет продолжаться, начиная с 2015 года и вплоть до 2024 года. В 2015 году страховой стаж равнялся 6 годам, а к 2024 году он станет равным 15 годам.

      Для отдельных категорий пенсионеров страховой стаж увеличивает фиксированную часть страховой пенсии. Это минимальная базовая сумма, которая подвергается ежегодной индексации и не имеет связи со страховыми взносами.

      А теперь давайте обратим внимание на то, какие еще меры предусмотрены на законодательном уровне для того, чтобы стимулировать российских граждан оформлять пенсию позже обозначенного срока. Данные меры имеют отношение, как к накопительной, так и к страховой пенсии.

      Увеличение страховой пенсии

      Новое законодательство относительно страховых пенсий предусматривает увеличение их суммы за каждый год, в который гражданин, который достиг пенсионного возраста, не оформляет трудовую пенсию.

      Происходить это может в течение 10-тилетнего срока. Возрастание начинается с того момента, когда истекло 12 месяцев с момента наступления законного права гражданина на пенсию – в этом случае увеличение будет в 1,07. Этот множитель увеличивается следующим образом: первоначально каждый год, а в дальнейшем – каждые несколько лет. Максимальный уровень данного показателя достигнет самой высокой точки при 120 месяцах – его значение будет равняться 2,32.

      В отдельном порядке происходит увеличение минимальной фиксированной выплаты, которая является частью страховой пенсии. Минимальный повышающий коэффициент, равный 1,056, применяется при задержке оформления на 1 год. Максимальное значение показателя, равное 2,11, будет применяться в случаях задержки оформления пенсии на 10-ти летний период.

      Итак, на законодательном уровне гражданам гарантировано, что в случае обращения за оформлением пенсии позже положенного срока, их ожидает увеличение ее размера. К примеру, если срок, в который не оформлена пенсия в положенный срок, составил 3 года, то размер трудовой пенсии будет увеличен на 24%.

      Новые правила накопительной государственной пенсии

      Государственная программа софинансирования накопительной части пенсии предполагает, что гражданам, которые внесли дополнительный накопительный пенсионный взнос суммой не меньше 2000 рублей, государство его в два раза увеличит. На счет накопительной пенсии гражданина из государственной казны будет доплачена сумма, рассчитанная в индивидуальном порядке, значение которой равняется его дополнительному взносу. В год эта сумма не может превышать 12 000 рублей.

      Здесь есть немаловажный момент: если гражданин уже пересек отметку наступления пенсионного возраста, но не приступил к оформлению одного из видов пенсионного обеспечения, софинансирование будет производиться в повышенном размере. Иными словами, дополнительный взнос гражданина, перечисленный на счет накопительной пенсии, будет увеличен на сумму, превышающую его в четырехкратном размере. Но данная сумма не может быть более 48 000 рублей в год.

      Если гражданин, начиная с 4 ноября 2014 года, стал участником программы софинансирования накопительной пенсионной части, то он вправе рассчитывать на увеличение накоплений за государственный счет. Но это правило будет работать лишь в том случае, если гражданин не получает накопительную или страховую пенсию. Также это относится к содержанию судьи, находящегося в отставке и это не зависит от факта достижения пенсионного возраста.

      Ограничения по государственному софинансированию накопительной части пенсии

      Для граждан, успевших подать заявление до 4 ноября 2014 года, ограничительное правило, указанное выше, не будет распространяться. Их накопительную часть пенсии государство будет софинансировать как и раньше. Если граждане получают пению по государственному пенсионному обеспечению (здесь работает закон от 12 февраля 1993 года № 4468-1), то они наделены правом формирования накопительной пенсии в НПФ или ПФР, в том числе за счет дополнительных взносов. В данном случае софинансирование за государственный счет будет предоставляться.

      Давайте разберемся, кто имеет право на одновременное государственное софинансирование накопительной пенсии, и на получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

      Это следующие категории граждан:

      • Сотрудники полиции Министерства Внутренних Дел.
      • Сотрудники службы контроля за оборот наркотиков.
      • Военнослужащие.
      • Сотрудники противопожарных служб.
      • Граждане, которые проходили службу в системе исполнения наказаний.

      Увеличение накопительной части пенсии в случае переноса срока оформления

      Возможность увеличить регулярный платеж предусмотрена для накопительной пенсии в случае, если выбран способ получения совместно со страховой пенсией. Это правило будет работать при условии выхода на пенсионный отдых позже указанного в законе срока. Для тех граждан, которые обратились за оформлением пенсии сразу, как наступили основания для ее получения, период ожидаемой выплаты составляет 228 месяцев.

      При расчете накопительной пенсии период ожидаемой выплаты для конкретного человека снижается в том случае, если он обратился за ее начислением в более поздний срок – на год или более. К примеру, если накопительная пенсия оформляется гражданином на 3 года позднее положенного срока, то период равняется 192 месяцам. Соответственно, произойдет увеличение размера ежемесячной выплаты по накопительной пенсии.

      Итоги пенсионной реформы

      Итак, государство не стало использовать предложенную меру экономии – увеличивать пенсионный возраст в России. Но были введены многочисленные правила, которые стимулируют граждан к тому, чтобы они выходили на заслуженный пенсионный возраст позже оговоренного законом срока.

      Причем по собственному желанию. В частности, разговор идет об увеличении страховой и накопительной пенсии, а также возможности государственного софинансирования накопительной пенсии на довольно выгодных условиях.