Материнский капитал продлили до 2018 года: до какого года действует программа и когда заканчивается срок действия сертификатов

До какого года действует материнский капитал

Основной нормативный акт, регулирующий программу материнского капитала, — это федеральный закон № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Сейчас в тексте документа напрямую указывается, что он применяется к правоотношениям, связанным с рождением (усыновлением) второго или последующего ребенка в период с 01.01.2007 по 31.12.2018 г.

Материнский капитал продлили до 2018 года: до какого года действует программа и когда заканчивается срок действия сертификатов

Меню для навигации по странице

  • Изначально эта программа была запланирована руководством страны на полный десятилетний период — с 1 января 2007 по 31 декабря 2016 года.
  • Однако в декабре 2015 года, выступая с ежегодным посланием Федеральному Собранию, Владимир Путин поручил продлить программу на 2 года — до 31.12.2018 г.
  • После этого можно ожидать как закрытия, так и нового продления программы на текущих или новых условиях.

Таким образом, в каком-то смысле сейчас справедливо сделать вывод: материнский капитал действует до 2019 года. Нет оснований полагать, что она будет досрочно завершена до указанного президентом нового срока окончания.

Программа мат. капитала, стартовавшая с 1 января 2007 года, как долгосрочная демографическая была принята сразу на 10 лет и затем продлена в 2015 году еще на 2 года — до 31.12.2018 г. Кроме того, из-за предусмотренной законом индексации сумма выплат на 2017 год возросла с 250 и 453 тыс. руб.

Благодаря этому и некоторым другим особенностям программы у рядовых граждан зачастую создается иллюзия, что материнский капитал продлевают каждый год. Однако это не так — ежегодно изменяется только сумма выплаты.

В вопросе о том, до какого года действует материнский капитал, необходимо различать три разных возможных ограничения по сроку действия:

  • на право получения государственного сертификата, которое возникает, если второй (третий или последующий) ребенок в семье родился или был усыновлен до 31.12.2018 года (эта дата теперь и приводится в качестве срока действия всей программы в целом, что все равно не совсем корректно);
  • на срок обращения за сертификатом, который никакими специальными условиями по закону не ограничен — то есть обратиться за оформлением в Пенсионный фонд (ПФР) можно в любое время после возникновения соответствующего права;
  • на срок выплаты средств по сертификату, то есть время, в течение которого можно будет потратить предусмотренные государством деньги (условно не ограничен, при необходимости средства материнского капитала можно учесть в составе пенсионных накоплений даже в момент выхода мамы на пенсию по старости, то есть до достижения ею 55 лет или позднее).

Рассмотрим эти три аспекта программы подробнее.

До какого года за второго ребенка выдают материнский капитал

В текущей редакции ст. 13 федерального закона однозначно говорится, что программа применяется по отношению к родителям (или усыновителям) детей, рожденных и усыновленных до 31 декабря 2018 года. Этим имеется в виду, что на второго ребенка, который появился в семье до этого срока включительно, выдадут материнский (семейный) капитал (МСК).

Премьер-министр Дмитрий Медведев считает, что российская программа поддержки семей — уникальна и не имеет аналогов даже в экономически более обеспеченных странах. Он уверен, что, несмотря на серьезные затраты для бюджета, отказываться от нее не стоит.

На прошедшей 1 сентября 2015 года встрече с активом партии «Единая Россия» Медведев отметил, что сейчас разрабатываются варианты дальнейшей стимуляции деторождения по стране, однако какие они приобретут формы — пока неизвестно. В связи с этим гражданам, которые задумываются о рождении второго ребенка в семье, Медведев посоветовал поторопиться успеть до конца 2016 года, чтобы гарантированно стать полноправным участником программы на текущих условиях. Однако затем Владимир Путин поручил продлить программу до конца 2018 года, и теперь какой-либо спешки с оформлением материнского капитала уже не требуется.

В свою очередь Президент России, который 10 лет назад и был инициатор программы, еще в 2013 году в ходе ежегодного общения с гражданами отметил следующие аспекты завершения и возможного продления программы материнского капитала:

  • федеральный бюджет должен быть в состоянии справиться с выплатами семьям с детьми, в связи с чем изначально и был установлен только 10-летний срок действия программы (в тот момент в отличие от текущей экономической ситуации еще была возможностью планировать бюджет на такой большой период);
  • этот вид материальной поддержки должен быть продлен после 2016 года в той или иной форме, однако при этом стоит ужесточить целевое использование выплаты и ввести принцип адресности.

В ст. 5 закона также четко оговорен следующий важный момент: лицо, имеющее право на оформление маткапитала, может обратиться в Пенсионный фонд (ПФР) или многофункциональный центр (МФЦ) за сертификатом в любое время после появления соответствующего права — то есть конечный срок получения сертификата на материнский капитал фактически не установлен.

На практике это означает следующее:

  1. Несмотря на то, что право на вступление в программу заканчивается теперь 31.12.2018 года, действие самого закона на этом не прекращается. Поэтому родители, в семьях которых второй ребенок был рожден до этой даты, смогут подать пакет документов на получение сертификатав любой удобный для них момент, когда это потребуется.
  2. Если мама или папа при этом решат обратиться в ПФР, предположим, даже через 10 лет после появления второго ребенка, сумма маткапитала к этому моменту не обесценится благодаря предусмотренному в ст. 6 закона механизму индексации (важно: действие этого положения приостановлено до 1 января 2020 года в соответствии с «законом о заморозке материнского капитала» от 19.12.2016 № 444-ФЗ ).
    • До 2016 и 2017 гг. ежегодно новый размер маткапитала получался путем умножения суммы, установленной за предыдущий год, на указанный в законе о федеральном бюджете коэффициент индексации. Точно в таком же порядке увеличивался и неизрасходованный остаток средств, если ранее уже подавалось заявление на их частичное расходование.
    • Эта норма будет действовать и после 31 декабря 2018 года, однако в ценах 2007 года к настоящему времени сертификат уже обесценился более, чем на 1/3. Так что решение о времени получения сертификата лучше принимать, основываясь не на желании выгадать когда-то в будущем, а исходя из текущей необходимости или возможности с пользой вложить средства здесь и сейчас.

Есть ли какие-то преимущества в том, чтобы оформить сертификат сразу?

Если получение сертификата приходится на период после рождения третьего ребенка в семье, появляются дополнительные трудности:

  • в заявлении на выдачу сертификата в ПФР необходимо указывать, в связи с рождением какого ребенка заявитель хочет оформить маткапитал;
  • если на момент подачи документов второй ребенок не является младшим в семье, сотрудники Пенсионного фонда могут потребовать оформление сертификата на третьего, чтобы не возникало возможности для ущемления его прав (по факту материнский капитал все-таки выдается на всю семью);
  • оспорить данное решение можно будет только в суде, что вообще не имеет больших перспектив, поскольку требование работников ПФР не противоречит законодательству: в п. 1 ст. 3 закона прямо говорится, что право на материнский капитал возникает у родителей 3-го ребенка, если они по тем или иным причинам не реализовали это право по отношению ко 2-му.

Если же все-таки подобная ситуация возникнет на практике, после оформления материнского капитала на третьего ребенка для того, чтобы воспользоваться предусмотренными государством деньгами, придется выбирать среди двух неприятных вариантов, которые можно было бы избежать:

  • ждать еще 3 года до возможности использовать материнский капитал (то есть до того момента, когда третьему ребенку не исполнится трех лет);
  • использовать средства по сертификату только на ипотеку, что разрешено по закону в любое время с момента рождения — как на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту или займу, так и на оплату первоначального взноса в банке.

В 2015 году в Крыму начали выдавать материнский капитал на общих основаниях, как и на всей остальной территории России. При этом многие многодетные семьи при оформлении сертификата столкнулись со следующей проблемной ситуацией:

  • непосредственно после рождения второго ребенка, начиная с 2007 года, крымчане как граждане Украины еще не могли оформить маткапитал по российскому закону;
  • при обращении в Пенсионный фонд с заявлением на получение материнского капитала с 1 января 2015 года сотрудники ПФР отказывали им в оформлении сертификата на второго (не младшего) ребенка.

По здравой логике, причину возникновения такой ситуации российским законодателям стоило бы счесть уважительной для семей, в которых в период с 2007 по 2014 год включительно уже родился третий ребенок — чтобы родители имели возможность получить сертификат «задним числом» как за второго. Однако законом этого не предусмотрено.

Однако все же можно попробовать указать в заявлении на выдачу сертификата второго ребенка — если в ПФР откажут, то в крайнем случае придется потом просто перезаполнить бланк.

До какого года будут выплачивать деньги по сертификату

Верхняя граница на срок возможности использования денег по сертификату формально не накладывается.

  • Этому не противоречит п. 2 ст. 11 закона, в котором говорится, что средствами можно распорядиться на обучение ребенка до исполнения ему 25 лет:
    • по смыслу это ограничение сейчас более актуально в отношении старшего ребенка, обучение которого также можно оплатить по сертификату после достижения младшим трехлетнего возраста;
    • однако никто не запрещает и дождаться родителям того момента, когда самый младший ребенок в семье вырастет и сам поступит на обучение в вуз.

  • Кроме того, деньги по сертификату можно учесть в составе накопительной пенсии при назначении матери Пенсионным фондом пенсии по старости, то есть уже после достижения ей пенсионного возраста для женщин — в 55 лет или более (к вопросу про повышение пенсионного возраста).

Руководство страны, принявшее решение о введении программы материнского капитала еще в 2006 году, сейчас спустя 10 лет говорит о высокой эффективности этой социальной меры с точки зрения демографии.

Как бы там ни было, за 10 лет действия программы многие семьи (более 4 млн по состоянию на начало 2017 года) воспользовались предоставленными государством деньгами на покупку жилья и в меньшей степени — на другие целевые нужды, предусмотренные по закону. С учетом текущей экономической ситуации такие деньги (более 453 тыс. рублей в 2017 году) не бывают лишними.

Поэтому несмотря на многочисленную критику программы российским семьям хочется уверенности, что при рождении у них второго ребенка, начиная с 1 января 2019 года, государстве не оставит их без материнского капитала, который за 10 лет уже успел стать привычным. Несмотря на предусмотренные ограничения по расходованию средств, эти деньги оказались существенной поддержкой для многих семей.

Сейчас можно предусмотреть следующие возможные варианты дальнейшей судьбы программы материнского капитала:

  • ее продление на действующих условиях — на 5, 10 или другое количество лет путем внесения изменений о сроках программы в существующий закон;
  • существенное изменение программы с 2019 года с учетом возможностей бюджета, в том числе с применением критериев адресности и нуждаемости;
  • завершение материнского капитала после 2018 года, как это изначально предусматривалось законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ для семей, в которых второй ребенок и последующие появятся уже после 01.01.2017.

Возможен и такой вариант развития событий, но миллионам российских женщин хочется верить, что этого все-таки не произойдет.

Будет ли действовать программа в 2017 году на текущих условиях?

Решение о продлении программы после 31 декабря 2016 года еще на 2 года принято руководством страны в виде федерального закона. Однако исходя из сдержанных высказываний Путина на эту тему за последние два года, материнский капитал, если он останется, может претерпеть в ближайшие годы существенные изменения.

В частности, популярной мерой, поддерживаемой даже Минфином, является предложение выдавать мат.капитал на основании нуждаемости семей. Однако оппоненты из Минтруда и соцзащиты критикуют такие доводы тем, что фактически это означает стимулирование рождаемости в самых бедных слоях населения, что само по себе значительно увеличивает социальные риски в стране и повышает потенциальные объемы затрат на соцвыплаты и льготы в будущем (включая единовременные и ежемесячные пособия и компенсации на детей в малообеспеченных семьях).

В свою очередь глава Минтруда и соцзащиты Максим Топилин считает, что в стране и впредь нужно поддерживать рождаемость, и маткапитал в качестве стимулирующей меры хорошо справляется с задачей — например, последние несколько лет в целом по стране наблюдается естественный прирост населения.

  • Топилин также делает акцент на невозможности применить критерий нуждаемости к материнскому капиталу, из-за чего лучше всего будет продлить программу на текущих условиях.
  • Министр объясняет свое мнение необъективностью критерия. Ведь от выдачи сертификата до возможности использовать деньги часто проходит три года или даже больше — то есть это длительный процесс, в течение которого нуждаемость семьи в деньгах может меняться несколько раз.
  • Топилин видит в программе большой потенциал и предлагает продлить ее до 2023 года.

  • В то же время по объективным причинам сейчас происходят попытки оптимизации федерального бюджета на ближайшие несколько лет, и возможность сэкономить ежегодно «лишние» 300-350 млрд. рублей за счет программы мат. капитала до сих пор всерьез рассматривается Правительством.

Именно с этим связано решение заморозить до 1 января 2020 года ежегодную индексацию суммы средств по материнскому сертификату.

Материнский капитал 1.5 млн за 3 ребенка с 2017 года

В июне 2014 на рассмотрение Госдумы поступил необычный законопроект № 571638-6, предлагающий продлить программу материнского капитала после 2016 года на еще один полный 10-летний цикл с одновременной модификацией условий выдачи сертификата и направлений его использования.

В частности, законопроектом предусматривалось:

  • изменение социальной группы, которая может претендовать на материнский капитал — депутаты предложили выдавать его только многодетным родителям, которые родили или усыновили 3-го ребенка в период с 01.01.2017 по 31.12.2026 года;
  • увеличение суммы по сертификату, которую сможет использовать семья, сразу в 3 раза — с текущих почти 0.5 млн. до 1.5 млн. рублей, начиная уже с 2017 года;
  • корректировка приоритетов целевого расходования денег — безальтернативный вариант использования материнского капитала для семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, только по этому направлению (покупка квартиры или дома, а также строительство и реконструкция имеющегося жилья).

По мнению разработчиков, проект нового закона является логичным продолжением действующей программы маткапитала и станет ее достойной заменой.

Однако после рассмотрения Госдумой в апреле 2015 г., по рекомендации Комитета по вопросам семьи, женщин и детей под руководством Елены Мизулиной, документ был отклонен. По самым скромным подсчетам, для финансирования новой программы понадобится в 1,5-2 раза больше денег, чем выделяется сейчас.

Помимо этого, приводился еще целый ряд аргументов против проекта. Основными из них являются:

  • очень неравное положение семей, в которых третий ребенок родился до или после 1 января 2017 года;
  • отсутствие и невозможность ежегодной индексации предложенных 1.5 млн. рублей (то есть с учетом инфляции в более выгодном положении окажутся те, кто получит маткапитал как можно раньше, а ближе к 2026 году деньги будут все больше обесцениваться).

По данной законодательной инициативе руководством страны также отмечается — на данный момент никак не урегулирован вопрос с пресловутой компенсацией матерям детей до 3 лет в размере 50 рублей и другие массовые проблемы, которыми было бы логично заняться в первую очередь. На фоне этого, а также с учетом грандиозности предложенных изменений в проекте закона, вряд ли вообще стоило надеяться на его принятие.

Однако среди целевой группы проект закона был встречен с большим оптимизмом, а его отклонение вызвало бурные споры в обществе:

  • несомненно, государственная поддержка семей, решившихся на рождение третьего ребенка, очень нужна и оправдана;
  • однако нередки мнения, что стоит отступать от иждивенческой позиции в вопросах рождения и воспитания детей и вместо этого рассчитывать, прежде всего, на свои собственные силы и возможности.

Учитывая текущее состояние бюджета, вполне вероятно, что материнский капитал вообще прекратит свое существование после 31 декабря 2018 года, как это и было запланировано на 2016 год при принятии закона.

  • На это наталкивают слова Президента, сказанные два года назад, о необходимости быть уверенными в бюджетных возможностях для воплощения программы перед тем, как что-то обещать людям.
  • Кризисы экономики и внешней политики России не лучшим образом действуют на возможности финансирования семейного капитала.
  • Если вопрос встанет таким образом, то будет касаться только семей, в которых вторые дети родились после 31.12.2018.
  • На рожденных до этой даты сертификаты будут продолжать выдавать и в 2019 году, а предусмотренные по выданным сертификатам деньги будут выплачиваться в полном объеме.
  • При этом вполне вероятно, что после 2016 года так и будет отменен механизм ежегодной индексации, либо она сведется к повышению на символические значения — заведомо ниже показателя инфляции.

Независимо от того, решает ли маткапитал проблему рождаемости, он бесспорно достигает другой цели — поддерживает благосостояние семей с детьми. Какой из перечисленных вариантов реализуется после окончания программы материнского капитала в декабре 2018 года — сейчас можно только гадать, надеясь на лучшее.

Тем же, кто на будущее планирует увеличение семьи, стоит рассмотреть эту возможность в ближайшей перспективе, чтобы успеть получить право на сертификат. Если спешка окажется лишней и программу продлят, родители, как минимум, ничего не потеряют. В противном случае — заметно выиграют.