Иностранцы, которым для работы в России не требуется получать разрешение на работу или патент

Иностранцы, которым для работы в России не требуется получать разрешение на работу или патент

Иностранцы, которым для работы в России не требуется получать разрешение на работу или патент

Категории иностранных граждан, которым не требуются получать разрешительные документы для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации установлены подпунктами 1 – 12 пункта 4 статьи 13 Закона о правовом положении иностранных граждан.

К таким категориям относятся:

1. Иностранные граждане постоянно и временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане.

К постоянно проживающим в соответствии с абзацем 12 пункта 1 статьи 2 Закона о правовом положении иностранных граждан относятся лица, получившие вид на жительство в Российской Федерации — документ, подтверждающий их право на постоянное проживание в Российской Федерации, а также на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Порядок выдачи вида на жительство установлен статьей 8 Закона о правовом положении иностранных граждан, а также Административным регламентом, утвержденным Приказом ФМС России от 22 апреля 2013 года № 215.

К временно проживающим в соответствии сабзацем 11 пункта 1 статьи 2 Закона о правовом положении иностранных граждан относятся лица, получившие разрешение на временное проживание (РВП) в Российской Федерации — подтверждение права иностранного гражданина временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство. РВП оформляется в виде отметки в паспорте иностранца. Порядок выдачи разрешения на временное проживание установлен статьями 6 и 6.1 Закона о правовом положении иностранных граждан, а также Административным регламентом, утвержденным Приказом ФМС России от 22 апреля 2013 года № 214.

2. Иностранные граждане — участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию, утвержденной Указом Президента РФ от 22 июня 2006г. № 637 (Далее – Государственная программа).

К соотечественникам относятся категории иностранных граждан, указанные в статье 1 Федерального закона от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ &О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом

В соответствии с положениями Госпрограммы ее участником может стать дееспособный иностранный гражданин, достигший возраста 18 лет, соответствующий требованиям Госпрограммы (подпункт &б&; пункта 6 Государственной программы). При этом необходимо учитывать, что Государственной программа реализуется только на территории субъектов, принявших региональные программы переселения, согласованные Правительством Российской Федерации.

Статус участника Государственной программы приобретается иностранным гражданином при получении соответствующего Свидетельства, которое признается документом, подтверждающим его права и обязательства, права и обязательства членов его семьи, а также обязательства по предоставлению государственных гарантий и социальной поддержки.

3. Иностранные граждане — сотрудники дипломатических представительств, работники консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудники международных организаций, а также частные домашние работники указанных лиц

В соответствии с положениями пунктов &b&;, &c&; статьи 1 Венской конвенции от 18 апреля 1961 года &О дипломатических сношениях&; сотрудниками дипломатических представительств признаются глава представительства, члены дипломатического персонала, административно-технического персонала и обслуживающего персонала представительства.

В соответствии с подпунктом &g&; пункта 1 статьи 1 Венской конвенции от 24 апреля 1963 года &О консульских сношениях&; под работниками консульского учреждения понимаются консульские должностные лица, консульские служащие и работники обслуживающего персонала.

4. Иностранные граждане — работники иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющие монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования. В действующем законодательстве отсутствует определение понятия &техническое оборудование&;, равно как и дополнительная информация в отношении указанной категории иностранных граждан. Однако, можно обоснованно предположить, что в качестве документов, подтверждающих их особый статус, могут выступать собственно договор между иностранным юридическим лицом и его российским контрагентом о производстве и поставке или поставке технического оборудования с последующим его сервисным и гарантийным обслуживанием, а также послегарантийным ремонтом и документы, подтверждающие направление работников этого иностранного юридического лица для проведения соответствующих работ в рамках заключенного договора.

Кроме того, следует учитывать, что для урегулирования правового статуса работников иностранных юридических лиц из государств с визовым режимом въезда в Российскую Федерацию в период их пребывания в Российской Федерации, им необходимо будет получить обыкновенную деловую визу с указанной целью визита &техобслуживание&; (что предусмотрено совместным Приказом МИД России, МВД России и ФСБ России от 27 декабря 2003 г. № 19723А/1048/922 &Об утверждении перечня цели поездок&;), максимальный непрерывный срок пребывания по которой в России составляет 90 дней.

Несоответствие заявленной цели въезда фактически осуществляемой иностранным гражданином деятельности на территории Российской Федерации влечет привлечение к административной ответственности как его самого (часть 2 статьи 18.10 КоАП РФ), так и лица, пригласившего его в РФ (часть 6 статьи 18.9 КоАП РФ).

Что касается работников иностранных юридических лиц из государств с безвизовым режимом въезда в Российскую Федерацию, то их правовое положение в настоящее время представляется неурегулированным ввиду отсутствия в миграционной карте, форма которой утверждена Приложением № 1 к Протоколу между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Беларусь &О порядке реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об использовании миграционной карты единого образца&; от 5 октября 2004 года, актуальной цели визита.

Кроме того, пребывание указанной категории иностранных граждан в Российской Федерации также ограничено по времени. В соответствии с положениями абзаца второго пункта 1 статьи 5 Закона о правовом положении иностранных граждан срок их пребывания в России не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток. В качестве меры ответственности за нарушение установленных сроков пунктом 12 статьи 27 Федерального закона от 15.08.1996г. № 114-ФЗ &О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию&; предусмотрено безусловное ограничение въезда в РФ на срок до 3-х лет.

5. Иностранные граждане, являющиеся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 11 статьи 2 Закона РФ от 27.12.1991г. № 2124-1 &О средствах массовой информации&; под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию. Аккредитация иностранных корреспондентов в Российской Федерации производится МИДом России в соответствии со статьями 48 и 55 Закона Российской Федерации &О средствах массовой информации&;. Правила аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации (в том числе журналистов) на территории Российской Федерации определены Постановлением Правительства от 13 сентября 1994 г. № 1055 и предполагают выдачу аккредитованному лицу соответствующего удостоверения.

6. Иностранные граждане, обучающиеся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования (далее – иностранные студенты) и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул. При этом законодатель не устанавливает каких-либо ограничений в части формы обучения (очная, очно-заочная или заочная) иностранных граждан в названных учебных заведениях. Значимым в данном случае является сам факт обучения.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ &Об образовании в Российской Федерации&; (далее – Закон об образовании) предполагается, что продолжительность каникул устанавливается в соответствии с календарным учебным графиком, который утверждается соответствующей образовательной организацией.

Таким образом, периоды осуществления трудовой деятельности указанной категорией иностранных граждан напрямую зависят от продолжительности каникул, определенной календарным учебным графиком и могут быть различны для каждой конкретной образовательной организации, в которой иностранные студенты проходят обучение (см. Постановление Верховного Суда РФ от 28.12.2015г. по делу № 38-АД15-9, Постановление Верховного Суда РФ от 30.06.2016г. по делу № 78-АД16-30).

7. Иностранные граждане — обучающиеся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования (опять же вне зависимости от формы обучения) в случае работы в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются.

8. Иностранные граждане, приглашенные в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования:

  • ​ образовательными организациями высшего образования;

Исключение из данного правила установлено для иностранных граждан, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях.

К организациям, осуществляющим образовательную деятельность, Закон об образовании относит довольно широкий спектр учебных учреждений. Перечень должностей педагогических работников, установленный разделом III Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приложением к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н, включает 21 должность и предполагает возможность работы иностранных граждан, в том числе, в образовательных учреждениях дошкольного образования.

9. Иностранные граждане, приглашенные в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций.

Указанная норма в отличие от предыдущей ограничивает перечень учреждений образования, в которых иностранные граждане вправе осуществлять педагогическую деятельность. Однако, при реализации нормы на практике вопросы, поднятые выше, также приобретают актуальность. Помимо прочего, при условии распространения нормы на безвизовых иностранцев, следует учитывать, что в миграционной карте, выдаваемой иностранным гражданам при въезде в РФ отсутствует указание на такие цели визита, как &деловая&; и &гуманитарная&;, что делает невозможным идентификацию лица, как прибывшего в РФ с целью, указанной в норме закона. Реализовать ее на практике остается возможным лишь лицам, осуществляющим в РФ трудовую деятельность на основании патента или разрешения на работу (выданного до вступления в силу ФЗ РФ № 357-ФЗ).

10. Иностранные граждане, приглашенные в Российскую Федерацию в качестве медицинских, педагогических или научных работников в случае их приглашения для занятия соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластера, который образован в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015г. № 160-ФЗ &О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации&;.

11. Иностранные граждане, являющиеся аккредитованными работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

При реализации положений данной нормы необходимо учитывать ее отсылочный характер к международным договорам с участием Российской Федерации. Фактически осуществление трудовой деятельности при отсутствии разрешительных документов со стороны работодателя и работника возможно лишь при условии, что такие положения закреплены в соответствующем международном договоре. Как, например, в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея &О временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства&;, заключенном 10 ноября 2010г. в Сеуле. В соответствии со статьей 8 Соглашения представительствам юридических лиц, расположенным на территории государств Сторон, для привлечения работников в пределах численности, определенной при аккредитации, не требуется оформление разрешительных документов на осуществление трудовой деятельности.

12. Иностранные граждане, не достигшие возраста 14 лет при осуществлении трудовой деятельности в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках в порядке, предусмотренном частью четвертой статьи 63 ТК РФ, и не достигшие возраста 18 лет иностранные спортсмены, осуществляющие трудовую деятельность в порядке статьи 348.8 ТК РФ

13. Иностранные граждане, признанные беженцами на территории Российской Федерации или получившие временное убежище на территории Российской Федерации, — до утраты ими или лишения их статуса.

Необходимо учитывать, что правовой статус беженца, равно как и иностранца, получившего временное убежище, подтверждается соответствующим документом:

Так, лицу, признанному беженцем, выдается и достигшему возраста восемнадцати лет, органами ФМС России выдается соответствующее удостоверение. Форма бланка удостоверения беженца утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2011 г. № 356.

Лицу, ходатайствующему о предоставлении временного убежища, по рассмотрении его заявления выдается соответствующее свидетельство. Форма бланка свидетельства о предоставлении временного убежища утверждена Приложением № 3к Приказу ФМС России от 25 апреля 2011 г. № 81.

При выдаче удостоверения беженца и свидетельства о предоставлении временного убежища, документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина передаются им на хранение в орган ФМС России, выдавший соответствующий документ (пункт 8 статьи 7 Федерального закона от 19 февраля 1993г. № 4528-1 &О беженцах&; ипункт 10 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001г. № 274 соответственно).

При этом, в соответствии с Абзацем 2 пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 19 февраля 1993г. № 4528-1 &О беженцах&; и пунктом 9 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001г. № 274 соответственно, как удостоверение беженца, так и свидетельство о предоставлении временного убежища являются документами, удостоверяющим личность их владельцев, действующими на всей территории Российской Федерации, что, в сочетании с отсутствием необходимости получать разрешительные документы, не накладывает на данную категорию иностранцев какие-либо ограничения в части их работы за пределами субъекта, на территории которого был выдан соответствующий документ. То есть они вправе осуществлять трудовую деятельность на всей территории Российской Федерации.

14. В соответствии с пунктом 1 статьи 97 Договора о Евразийском Экономическом Союзе для работы в России не требуется получать патенты гражданам Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии.