Прием на работу гражданина Республики Казахстан-112Бух

Прием на работу гражданина Республики Казахстан

Мы планируем принять на работу гражданина Казахстана. Сообщите, пожалуйста, порядок приема, какие есть особенности?

В соответствии со статьей 97 Договора о ЕАЭС[1], членами которого являются Российская Федерация и Республика Казахстан, работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства (пункт 1).

Трудовая деятельность трудящегося государства-члена регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений настоящего Договора (пункт 4 статьи 97 Договора о ЕАЭС).

Таким образом, привлечение к осуществлению трудовой деятельности на территории Российской Федерации граждан Республики Казахстан осуществляется на общих основаниях без применения закрепленного в законодательстве Российской Федерации порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Учитывая изложенное, особенности привлечения на работу в РФ граждан Республики Казахстан заключаются в следующем:

1. Граждане республики Казахстан вправе осуществлять деятельность на всей территории Российской Федерации без получения патента .

2. Работодателю не нужно оформлять разрешение на привлечение и использование иностранных работников из Республики Казахстан.

Вместе с этим, следует отметить, что вышеизложенные положения не снимают с работодателя обязанности по уведомлению территориальный орган МВД РФ[2] в субъекте РФ , на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора (пункт 8 статьи 13 Федеральный закон от 25.07.02 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Форма уведомления и порядок его предоставления утверждены Приказом ФМС России от 28.06.10 № 147.

Таким образом, при приеме на работу гражданина Республики Казахстан Организации необходимо будет уведомить территориальный орган МВД РФ о заключении трудового договора.

Обращаем Ваше внимание, что за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с миграционным учетом предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ. За такое нарушение налагается административный штраф:

— на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.;

— на юридических лиц — от 400 000 до 500 000 руб.

В соответствии со статьей 11 ТК РФ на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Главой 50.1 ТК РФ установлены специальные правила, регулирующие трудовые отношения иностранных работников с российскими работодателями.

Так, в соответствии со статьей 327.1 ТК РФ на трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем распространяются правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральными законами или международными договорами Российской Федерации трудовые отношения с работниками, являющимися иностранными гражданами или лицами без гражданства, регулируются иностранным правом.

Если иное не установлено федеральными законами, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста восемнадцати лет .

Трудовой договор между иностранным гражданином или лицом без гражданства и работодателем не может быть заключен, если в соответствии с федеральными законами или международными договорами Российской Федерации работодатель не вправе привлекать к трудовой деятельности работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства.

Между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем заключается трудовой договор на неопределенный срок, а в случаях, предусмотренных статьей 59 настоящего Кодекса, — срочный трудовой договор.

Согласно статье 65 ТК РФ, лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю следующие документы[3]:

-паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

-трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

-страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

-документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

-документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

-справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования оформляются работодателем.

В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку.

Рассмотрим подробнее, какие из этих документов, работодатель может потребовать в рассматриваемом случае от иностранного гражданина при заключении трудового договора.

Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность

Если документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина (например, паспорт) оформлен только на языке иностранного государства, то необходимо сделать его перевод (желательно заверенный нотариально) на русский язык, так как данные о личности работника должны быть вписаны в трудовой договор на русском языке.

Согласно статье 57 ТК РФ в трудовом договоре указываются:

-фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя — физического лица), заключивших трудовой договор;

-сведения о документах, удостоверяющих личности работника и работодателя — физического лица.

Таким образом, в трудовом договоре должны быть отражены сведения, как об имени работника, так и о документе, удостоверяющем личность работника .

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона № 53-ФЗ[4] в соответствии с Конституцией РФ государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык .

Подпунктом 6 пункта 1 статьи 3 Закона № 53-ФЗ установлено, что государственный язык РФ подлежит обязательному использованию во взаимоотношениях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности и граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства , общественных объединений.

Соответственно, трудовой договор, регулирующий отношения работодателя и работника, должен заключаться на русском языке, для чего требуется перевод иностранного документа удостоверяющего личность работника. При этом ни договор о ЕАЭС, ни ТК РФ не требует нотариального заверения перевода удостоверения личности. Однако, по нашему мнению, нотариальное заверение позволит исключить в будущем возможность каких-либо конфликтных ситуаций с работников из-за неверного перевода.

Согласно пункту 6 статьи 35 Основ законодательства РФ о нотариате[5] установлено, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой.

Следовательно, нотариус может удостоверить правильность перевода документа, оформленного на иностранном языке.

Трудовой кодекс прямо предусматривает два случая, когда работодатель не может требовать трудовую книжку: трудовой договор заключается впервые и лицо принимается на работу по совместительству.

Однако, согласно статье 66 ТК РФ трудовая книжка должна соответствовать установленной форме. Следовательно, работодатель согласно статье 65 ТК РФ обязан либо потребовать от иностранного гражданина трудовую книжку установленного в РФ образца, либо, если трудовой договор с иностранным гражданином заключается впервые или трудовая книжка установленного образца у него отсутствует по другим причинам, оформить её .

При этом, если гражданин при трудоустройстве представил работодателю трудовую книжку иностранного образца, то вносить в нее какие-либо записи, а также делать в российскую трудовую книжку записи о трудовом стаже на основании иностранной книжки работодатель не вправе.

Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования

В соответствии с пунктом 3 статьи 98 Договора ЕАЭС пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами .

Учитывая, что Договор не содержит специальных положений, определяющих условия обязательного пенсионного страхования трудящихся государств-членов, а, также учитывая, что отдельный договор по пенсионному страхованию и обеспечению не принят, по нашему мнению, в части вопросов пенсионного страхования применяется законодательство страны трудоустройства.

Застрахованными лицами, согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона № 167-ФЗ, являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории Российской Федерации и работающие по трудовому договору .

Таким образом, обязательное пенсионное страхование распространяется на иностранных граждан, имеющих статус временно пребывающего (кроме ВКС), в случае если они находятся на территории РФ и работают по трудовому договору.

Иностранные граждане, имеющие статус постоянно или временно проживающих, подлежат пенсионному страхованию независимо от наличия трудового договора .

Учитывая вышеизложенное, по нашему мнению, Организация, принимающая на работу гражданина Республики Казахстан, обязана оформить на него свидетельство обязательного пенсионного страхования, в случае, если оно у работника отсутствует.

Документы воинского учета

Согласно статье 65 ТК РФ указанные документы обязаны предъявлять только две категории граждан: военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу.

К данной категории граждан согласно пункту 1 статьи 1 Закона № 53-ФЗ[6] Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» относятся граждане Российской Федерации. Следовательно, при приеме на работу гражданина Республики Казахстан работодатель не должен требовать документы воинского учета.

Кроме того, статьей 327.3 ТК РФ прямо установлено, что при заключении трудового договора, поступающие на работу иностранный гражданин или лицо без гражданства не предъявляют работодателю документы воинского учета , за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

Документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки)

В соответствии с пунктом 3 статьи 97 Договора о ЕАЭС в целях осуществления трудящимися государств-членов трудовой деятельности в государстве трудоустройства признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) государств-членов, без проведения установленных законодательством государства трудоустройства процедур признания документов об образовании .

Документы об ученых степенях и ученых званиях, выданные уполномоченными органами государств-членов признаются в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Работодатели (заказчики работ (услуг)) вправе запросить нотариальный перевод документов об образовании на язык государства трудоустройства , а также в случае необходимости в целях верификации документов об образовании трудящихся государств-членов направлять запросы, в том числе путем обращения к информационным базам данных, в образовательные организации (учреждения образования, организации в сфере образования), выдавшие документ об образовании, и получать соответствующие ответы.

Кроме установленных статьей 65 ТК РФ документов, лицо, принимаемое на работу, должно предоставить в соответствии со статьей 327.3 ТК РФ следующие документы:

-договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории Российской Федерации, за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно пребывающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, должен обеспечивать оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме;

-разрешение на работу или патент, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно пребывающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства[7];

-разрешение на временное проживание в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства;

-вид на жительство, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Рассмотрим каждый документ в отдельности.

Полис добровольного медицинского страхования

Как следует из статьи 327.3 ТК РФ, предоставляемый полис (договор) должен действовать на территории РФ, при заключении трудового договора с временно пребывающим в РФ иностранным гражданином .

Соответственно, если трудовой договор заключается с иностранным гражданином, имеющим статус постоянно или временно проживающего в РФ, то предоставление полиса ДМС (договора) не требуется.

Требование о наличии у временно пребывающего в РФ гражданина наличие полиса (договора) коррелируется с положениями статьи 13 Закона № 115-ФЗ.

Так, согласно пункту 10 статьи 13 Закона № 115-ФЗ при осуществлении трудовой деятельности иностранный работник должен иметь действующий на территории РФ договор (полис) добровольного медицинского страхования либо иметь право на получение медицинской помощи на основании заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договора о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договор о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранному работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме .

Вместе с этим, в рассматриваемом случае, речь идет о сотруднике, являющимся гражданином страны члена ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 4 статьи 98 Договора ЕАЭС право трудящихся государств-членов и членов семей на получение скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) и иной медицинской помощи регулируется в порядке согласно приложению № 30, а также законодательством государства трудоустройства и международными договорами, участником которых оно является.

В свою очередь, Приложением № 30 установлено, что иностранные сотрудники, являющиеся гражданами стран членов ЕАЭС, подлежат обеспечению неотложной медицинской помощью в том же порядке, что и граждане РФ. То есть для получения «скорой» медицинской помощи, таким гражданам не требуется оформлять полис ДМС или договор с медицинским учреждением.

Учитывая вышеизложенное, по нашему мнению, работающим по трудовому договору временно пребывающим гражданам Республики Казахстан на территории РФ должна предоставляться первичная медико-санитарная и специализированная медпомощь наравне с гражданами РФ. Следовательно, формально обязанность по оформлению договора (полиса) на добровольное медицинское страхование, обеспечивающего оказание первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме, на них не должна распространятся.

Вместе с этим, согласно пункту 4 статьи 97 Договора о ЕАЭС трудовая деятельность трудящегося государства-члена регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений настоящего Договора.

То есть при принятии иностранного работника на работу действуют нормы ТК РФ.

В свою очередь, поскольку статьи 327.3 ТК РФ содержит требование о включении в трудовой договор полиса ДМС или договора об оказании медицинских услуг, то, несмотря на то, что работник является гражданином страны члена ЕАЭС, нормы статьи 327.3 ТК РФ распространяются на него в полном объеме.

По мнению Минтруда РФ, высказанному в письме от 17.12.15 № 16-4/В-823, в трудовом договоре с иностранным работником (гражданином страны члена ЕАЭС) должны быть указаны реквизиты полиса ДМС (договора об оказании медицинских услуг):

«Согласно абзацу 2 части 1 статьи 327.3 Трудового кодекса Российской Федерации наряду с документами, предусмотренными статьей 65 Трудового кодекса Российской Федерации, при заключении трудового договора поступающие на работу иностранный гражданин или лицо без гражданства предъявляют работодателю договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории Российской Федерации, за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно пребывающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Исходя из положений пункта 3 статьи 98 Договора (далее — Договор) социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. При этом согласно пункту 5 статьи 96 Договора к социальному обеспечению (социальному страхованию) относится в том числе обязательное медицинское страхование.

Вместе с тем в соответствии с абзацем 11 пункта 5 статьи 96 Договора под трудящимся государства-члена понимается лицо, являющееся гражданином государства-члена, законно находящееся и на законном основании осуществляющее трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает.

Таким образом, работники — граждане стран ЕАЭС при заключении трудового договора должны иметь договор (полис) добровольного медицинского страхования либо работодатель должен иметь заключенный с медицинской организацией договор о предоставлении таким работникам платных медицинских услуг, а застрахованными в системе обязательного медицинского страхования они признаются только после заключения указанного трудового договора.

В этой связи в трудовых договорах с работниками — гражданами стран ЕАЭС необходимо указывать условие об основаниях оказания им медицинской помощи в течение срока действия трудового договора, в том числе в реквизитах договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении таким работникам платных медицинских услуг».

Учитывая изложенное, в случае, отсутствия реквизитов полиса ДМС или договора на оказания медицинских услуг в трудовом договоре, мы не исключаем риск претензий контролирующих органов .

Разрешение на работу или патент

Как было указано выше, иностранным работникам, являющимся гражданами стран членов ЕАЭС, не требуется получение патента в РФ . Соответственно, нет необходимости представлять данный документ при заключении трудового договора.

Разрешение на временное проживание, вид на жительство

Если речь идет об иностранном гражданине, который не имеет подобного статуса, то при заключении трудового договора, он не должен предоставлять указанные документы.

[1] Подписан в г. Астане 29.05.14

[2] Указом Президента РФ от 05.04.16 № 156 упразднена Федеральная миграционная служба, ее функции и полномочия переданы МВД России.

[3] В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.

Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

[4] Федеральный закон от 01.06.05 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации».

[5] Утв. ВС РФ 11.02.93 № 4462-1.

[6] Федеральный закон от 28.03.98 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

[7] Разрешение на работу может быть предъявлено иностранным гражданином или лицом без гражданства работодателю после заключения ими трудового договора, если заключенный и оформленный в соответствии с настоящим Кодексом трудовой договор необходим для получения разрешения на работу. В этом случае трудовой договор вступает в силу не ранее дня получения иностранным гражданином или лицом без гражданства разрешения на работу, а сведения о разрешении на работу вносятся в трудовой договор в порядке, установленном частью третьей статьи 57 настоящего Кодекса.