Главная » Ваш юрист » Экологический аудит может быть обязательным или инициативным

Экологический аудит может быть обязательным или инициативным

Экологический аудит может быть обязательным или инициативным

Экологический аудит — что это?

Аудит обычно проводится в бухгалтерской сфере с целью проверки финансовой отчетности организации — о нем мы писали в соответствующей статье. Однако это не единственный вид проверки, т. к. возможны и иные ее разновидности, в том числе аудит экологический.

Экологический аудит — это комплекс мер, направленных на проверку степени соответствия деятельности предприятия требованиям, установленным нормативными документами, федеральными нормами и правилами, а также международным стандартами в области охраны окружающей среды.

По итогам проведения процедуры составляется перечень рекомендаций по повышению экологической безопасности функционирования компании (ст. 1 федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7).

Принципы проведения аудита устанавливает п. 4 приказа Госкомэкологии РФ «Об экологическом…» от 30.03.1998 № 181:

  1. Объективность и независимость аудитора.
  2. Профессионализм и компетентность.
  3. Полнота и достоверность сведений, фиксируемых в отчете.
  4. Планирование работ, выполняемых в ходе аудита.
  5. Комплексность проверки.
  6. Конфиденциальность сведений, полученных в результате аудита.
  7. Ответственность аудиторов за сведения, указываемые ими в отчетных документах.

Проведение экоаудита позволяет:

  • собрать полную и достоверную информацию о текущей деятельности предприятия;
  • проверить соблюдение предприятием требований действующего экологического законодательства (как федерального, так и международного);
  • сформировать программу внедрения системы экологического менеджмента предприятия или скорректировать уже существующую на нем природоохранную политику.

Объекты экологического аудита

В ходе проведения экоаудита анализу могут быть подвергнуты:

  • сырье и материалы, используемые предприятием в процессе производства продукции;
  • продукты питания и пищеблок (если предприятие работает в сфере производства пищевой продукции или общепита);
  • техпроцессы изготовления продукции;
  • непосредственно готовая продукция;
  • выбросы в атмосферу;
  • сточные воды и отходы;
  • используемые средства коллективной и индивидуальной защиты;
  • техника безопасности;
  • экопаспорт предприятия и иные документы, имеющие отношение к регулированию степени его воздействия на окружающую среду.

Виды экологического аудита

В зависимости от основания для проведения проверки, выделяют два вида экологического аудита (п. 5 приказа № 181):

  1. Обязательный. Проводится по инициативе государственных контролирующих органов, если того требует действующее законодательство. В частности, в обязательном порядке экоаудит проводится в следующих случаях:
  • при банкротстве юрлиц, которые осуществляют деятельность, оказывающую негативное влияние на окружающую среду;
  • экологическом страховании с целью определения размера страховой премии и объема страхового покрытия;
  • оценке деятельности, направленной на ликвидацию последствий чрезвычайных происшествий;
  • выдаче и продлении лицензий на осуществление деятельности, которая оказывает негативное влияние на окружающую среду, и пр.
  1. Инициативный. Проводится по решению руководства предприятия с целью выявления слабых сторон проводимой экологической политики и самостоятельного устранения факторов, влекущих за собой нарушение установленных законом нормативов. Кроме того, проведение такого аудита позволит:
  • снизить риск наложения на предприятие штрафных санкций за осуществление деятельности, оказывающей негативное влияние на окружающую среду;
  • повысить уровень конкурентоспособности производимой продукции и инвестиционную привлекательность всего бизнеса в целом;
  • оптимизировать производство и привести его в соответствие с федеральными и международными стандартами.

Кроме того, экологический аудит может быть:

  • внешним (проверка проводится сторонней аудиторской организацией или независимым аудитором);
  • внутренним (проверка проводится специалистами самого предприятия в рамках реализации программы экологической безопасности).

Кто проводит экологический аудит?

Согласно п. 8 приказа № 181, право проводить экоаудит имеют:

  • физические лица, прошедшие профильное обучение и аттестованные по его итогам;
  • организации, обладающие лицензией на проведение проверок такого рода.

Квалификационные требования, предъявляемые к экологическим аудиторам, приведены в ГОСТ Р ИСО 14012-98 «Руководящие указания…». В частности, проводящее аудиторские проверки в области экологии лицо должно:

  1. Иметь среднее или аналогичное ему профильное образование и стаж работы в области экологии не менее 5 лет или высшее профильное образование и стаж работы не менее 3 лет.
  2. Пройти дополнительное специальное обучение по месту работы или с отрывом от него.
  3. Обладать определенными личными навыками, которые позволяют собирать, обобщать и анализировать информацию.

Выбор аудиторской компании или независимого аудитора осуществляется заказчиком самостоятельно. Реестр аккредитованных аудиторских организаций можно найти на сайте Национальной экологической аудиторской Палаты (далее — Палата), перейдя по ссылке. В реестр включаются только те объединения, которые прошли процедуру аккредитации в Палате.

Реестры независимых экологов-аудиторов, оказывающих услуги в разных городах России, размещены по адресу. Чтобы попасть в этот реестр, аудитор должен пройти аттестацию и обучение в порядке, предусмотренном положением о порядке аттестации, разработанным Палатой.

Порядок проведения экологического аудита

Несмотря на то что проведение экологического аудита может быть обязательным или инициативным, порядок его осуществления неизменен и включает следующие этапы:

  1. Подготовительный. После принятия решения о необходимости проведения экологического аудита инициатор проверки:
  • определяет ее цели и задачи,
  • устанавливает сроки ее выполнения,
  • формирует рабочую группу аудиторов и назначает ее руководителя.

Также на этой стадии определяются объекты аудита и устанавливаются критерии проведения проверки.

  1. Основной. На этом этапе:
  • проводится первичное совещание руководителей предприятия и его подразделений с аудиторами;
  • разрабатывается программа (при обследовании крупных и сложных объектов) или план (при проверке отдельных узких направлений) аудита;
  • собираются и анализируются необходимые для проверки сведения, изучаются свидетельства аудита и производится их регистрация;
  • анализируется работа экологического отдела или эколога предприятия;
  • изучаются применяемые на предприятии планы аудита и результаты его деятельности в области охраны окружающей среды;
  • производится осмотр производственных помещений и территорий, а также санитарно-защитной зоны предприятия;
  • выполняется проверка документов;
  1. Заключительный. Все сведения, полученные в ходе проверки, фиксируются в протоколе аудита. На основании этого документа впоследствии производится формирование отчета и заключения об аудите. Выводы, к которым пришли проверяющие, озвучиваются на финальном совещании. До руководства предприятия доносится информация о выявленных несоответствиях, а также предлагаются рекомендации, направленные на их устранение. Завершенным экологический аудит считается в момент подписания всех документов, составленных по его результатам.

Заключение об экологическом аудите

Аудиторское заключение об экологическом аудите — это официальный документ, заверенный подписью и печатью специалиста, проводившего проверку (если проверка проводилась аудиторской организацией — также печатью данной организации), содержащий выводы о соответствии деятельности проверяемого предприятия и составляемой им отчетности требованиям действующего экологического законодательства, существующим нормативам и международным требованиям.

Заключение, составленное по итогам экоаудита, состоит из 3 частей (п. 21 приказа № 181), идущих в следующем порядке:

  1. Вводная. В ней указываются:
  • информация о компании-аудиторе (наименование, юридический адрес, номер телефона и банковские реквизиты);
  • Ф. И. О. аудиторов, принимавших участие в проведении проверки;
  • сведения о лицензии аудиторской компании (наименование выдавшего ее органа, дата выдачи и срок действия);
  • срок проведения мероприятий по аудиту.
  1. Аналитическая. В этом разделе обозначаются:
  • наименование проверяемого предприятия;
  • период, за который проводится проверка;
  • результаты проведенного анализа деятельности предприятия на предмет ее соответствия природоохранным требованиям;
  • факты выявленных в ходе проверки нарушений.
  1. Итоговая. Эта часть содержит:
  • выводы о степени воздействия предприятия на окружающую среду;
  • перечень предлагаемых мер по снижению негативного воздействия на экологию;
  • описание последствий, которые может повлечь за собой неприменение предлагаемых аудитором мер.

Итак, проведение экологического аудита может быть обязательным или инициативным. В первом случае инициатором проведения проверки является уполномоченный госорган, во втором — руководство аудируемого предприятия. Проверку может проводить как независимый аудитор, так и аудиторская организация, которая самостоятельно формирует состав комиссии из числа своих штатных сотрудников. По итогам проведенного аудита составляется заключение, которое содержит сведения, полученные в ходе проверки, перечень выявленных недостатков и несоответствий, а также практические рекомендации по их устранению. В дополнение к перечисленному компания может самостоятельно проводить текущие внутренние аудиты, анализируя правильность исполнения экологических норм/правил и своевременно внося корректировки при возникновении недочетов и нарушений.

О admin

x

Check Also

Штрафы за ненадлежащее оказание госуслуг

За ненадлежащее оказание госуслуг в социальной сфере предлагают ввести штрафы В Министерстве финансов подняли вопрос о привлечении к административной ответственности лиц, занимающих должности в сфере обслуживания граждан за некачественное предоставление ...

Штрафы за костры в лесу могут увеличить

Штрафы за костры в лесах могут значительно увеличиться Помимо наказания за разведение костров непосредственно в лесных массивах, парламентарий желает наказывать за повсеместную в России народную забаву, когда осенью или весной ...

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru