Главная » Защита прав » Кто такой обладатель сервитута, его права и обязанности

Кто такой обладатель сервитута, его права и обязанности

Статья 39.50. Права и обязанности обладателя публичного сервитута

1. Обладатель публичного сервитута вправе приступить к осуществлению публичного сервитута со дня заключения соглашения о его осуществлении, если иное не предусмотрено статьей 39.47 настоящего Кодекса и пунктом 2 настоящей статьи, но не ранее дня внесения сведений о публичном сервитуте в Единый государственный реестр недвижимости.

2. В случае, если публичный сервитут установлен в отношении земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и (или) юридическим лицам, обладатель публичного сервитута вправе приступить к осуществлению публичного сервитута после внесения платы за публичный сервитут в соответствии с решением об установлении публичного сервитута.

3. Обладатель публичного сервитута вправе в установленных границах публичного сервитута осуществлять в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, в том числе:

1) осуществлять доступ на земельный участок по графику, установленному соглашением об осуществлении публичного сервитута, и при условии заблаговременного уведомления об этом правообладателя земельного участка, а в случаях необходимости предотвращения аварии или устранения ее последствий незамедлительно

2) осуществлять строительство, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию инженерных сооружений, а также создание временных или вспомогательных сооружений, необходимых для таких строительства, реконструкции, ремонта

4) осуществлять консервацию и снос сооружений, принадлежащих обладателю публичного сервитута

5) выполнять иные работы, необходимые в целях установленного публичного сервитута.

4. Обладатель публичного сервитута приобретает права на вещи, в том числе недвижимые, размещенные им на земельном участке и (или) землях в связи с осуществлением публичного сервитута, если иное не установлено соглашением об осуществлении публичного сервитута.

5. Обладатель публичного сервитута вправе требовать от правообладателя земельного участка или иных лиц соблюдения ограничений, установленных публичным сервитутом, и режима зоны с особыми условиями использования территории, устанавливаемой в связи с осуществлением деятельности, в целях обеспечения которой установлен публичный сервитут.

6. В связи с реконструкцией, влекущей изменение исключительно местоположения инженерного сооружения, обладатель публичного сервитута вправе самостоятельно уточнить местоположение границ публичного сервитута при соблюдении следующих условий:

1) общая площадь публичного сервитута не увеличивается

2) действие публичного сервитута не распространяется на земельные участки, которые предоставлены или принадлежат гражданам и (или) юридическим лицам и ранее не были обременены публичным сервитутом

3) расстояние от инженерного сооружения до границы публичного сервитута изменяется не более чем на десять процентов от первоначального расстояния

4) такое изменение не приводит к нарушению требований безопасной эксплуатации зданий, сооружений.

7. Для уточнения границ публичного сервитута в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи обладатель публичного сервитута обращается с соответствующим заявлением в орган регистрации прав с приложением уточненного описания местоположения границ публичного сервитута.

8. Обладатель публичного сервитута обязан привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием, в срок не позднее чем три месяца после завершения строительства, капитального или текущего ремонта, реконструкции, эксплуатации, консервации, сноса инженерного сооружения, для размещения которого был установлен публичный сервитут, или в случаях установления публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 2, 5 статьи 39.37 настоящего Кодекса, после завершения на земельном участке деятельности, для обеспечения которой установлен публичный сервитут.

9. Обладатель публичного сервитута обязан снести объекты, размещенные им на основании публичного сервитута, и осуществить при необходимости рекультивацию земельного участка в срок не позднее чем шесть месяцев с момента прекращения публичного сервитута.

10. Переход прав на инженерное сооружение, принадлежащее обладателю публичного сервитута и расположенное в границах публичного сервитута, влечет за собой переход публичного сервитута к новому собственнику инженерного сооружения. При этом такой переход не является основанием для изменения условий осуществления публичного сервитута.

11. Обладатель публичного сервитута вправе отказаться от осуществления публичного сервитута в любое время, при этом такой отказ не освобождает его от обязанностей, установленных пунктами 8 и 9 настоящей статьи.

12. Обладатель публичного сервитута вправе до окончания срока публичного сервитута обратиться с ходатайством об установлении публичного сервитута на новый срок.

Кто такой обладатель сервитута, его права и обязанности

Согласно статье 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Согласно статьи 27 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав.

Сервитут — это право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества (статья 1 Закона о регистрации). Сервитут является вещным правом (пункт 1 статьи 216 ГК РФ).

Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком (пункт 2 статьи 274 ГК РФ).

Сервитут может быть срочным или постоянным (пункт 4 статьи 23 ЗК РФ).

В случаях и порядке, установленных п. 5 ст. 274 ЗК РФ, п. 6 и 7 ст.

23 ЗК РФ, собственник участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату за пользование участком.

Государственная регистрация сервитута на земельный участок как ограничения (обременения) вещного права на земельный участок возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав (Закона о регистрации).

В том случае, когда определенному лицу предоставляется право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, возникает частный сервитут. Если же право пользования земельным участком возникает у неопределенного круга лиц, речь идет о публичном сервитуте.

Лица, которым предоставлены указанные права, являются обладателями сервитута.

Правила установления публичного сервитута определены в Земельном кодексе Российской Федерации. Такого рода обременение возможно только в отношении земельного участка (причем без его изъятия), другая недвижимость (в отличие от частного сервитута) не может быть ограничена публичным сервитутом.

Необходимо отметить три ключевых момента.

Во-вторых, цель установления публичного сервитута — исключительно обеспечение интересов государства, местного самоуправления или местного населения. Закрытый перечень потребностей, для удовлетворения которых может быть установлен публичный сервитут, приведен в п. 3 ст.

23 ЗК РФ. Условно их можно разделить на три категории:

1) сервитуты, предоставляющие право прохода (проезда) через земельный участок, включая сервитут для свободного доступа к прибрежной полосе

2) сервитуты, предоставляющие право осуществления определенных работ (иных действий) на земельном участке, например для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, использования земельного участка в целях охоты и рыболовства

3) сервитуты, необходимые для размещения и обслуживания объектов, эксплуатация которых имеет публичный интерес. К примеру, использование земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры.

В-третьих, публичный сервитут устанавливается с учетом результатов общественных слушаний.

При установлении публичного сервитута орган власти должен учитывать, что осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен (п. 5 ст.

23 ЗК РФ). Если лицо посчитает, что факт установления в отношении его земельного участка публичного сервитута нарушает его права (интересы), оно может обратиться в суд. Это следует из п. 8 ст.

23 ЗК РФ, согласно которому лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке. Кроме того, согласно ст. 13 ГК РФ нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

На основании п. 1 ст. 192 АПК РФ в суд вправе обратиться гражданин, организация или иное лицо, полагающие, что оспариваемый нормативный правовой акт (его отдельные положения):

— не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу

— нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности

— незаконно возлагает на него какие-либо обязанности или создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка, а в случае наличия спора между этими лицами — судом. В таком случае спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

При этом суд не может обязать стороны заключить соглашение об обременении недвижимости сервитутом, поэтому основанием для государственной регистрации сервитута при наличии спора является решение суда (кстати, в резолютивной части которого должны быть приведены все условия сервитута). Как указал Президиум ВАС в Постановлении от 28.02.2012 N 11248/11, суд вправе самостоятельно определить оптимальные условия сервитута, в том числе маршрут проезда и прохода, который бы не только соответствовал интересам истца, но и был бы наименее обременительным для собственника обслуживающего земельного участка.

При необходимости разрешения судом вопросов, касающихся отдельных условий сервитута и возможных вариантов его установления, которые требуют специальных знаний (например, в области организации дорожного движения, оценочной деятельности), суд в соответствии с положениями ст. 82 АПК РФ может назначить проведение экспертизы.

Рассмотрим вопросы, встречающиеся при установлении сервитута в правоприменительной деятельности, на примере обзора правовых позиций Президиума ВАС РФ по вопросам частного права.

При наличии спора между сторонами, суд пришедший к выводу о необходимости установления сервитута, может самостоятельно определить оптимальные условия сервитута, в том числе маршрут проезда и прохода, который бы не только соответствовал интересам истца, но и был бы наименее обременительным для собственника обслуживающего земельного участка. При необходимости разрешения судом вопросов, касающихся отдельных условий сервитута и возможных вариантов его установления, которые требуют специальных знаний (например, в области организации дорожного движения, оценочной деятельности), суд в соответствии с положениями ст.

82 АПК РФ может назначить проведение экспертизы.

Основанием для государственной регистрации сервитута при наличии спора между собственником недвижимости и лицом, претендующим на получение права ограниченного пользования этим имуществом, является решение суда, принятое в соответствии с п. 3 ст. 274 ГК РФ.

По этой причине в резолютивной части соответствующего судебного акта должны быть приведены все условия, на которых суд устанавливает сервитут.

Согласно ст. 27 Закона о регистрации при государственной регистрации сервитута, если он относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, в орган, осуществляющий такую регистрацию, предоставляются документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается кадастровый паспорт такого объекта недвижимости, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка о таком объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части объекта недвижимости, на которую распространяется сфера действия сервитута.

Исходя из требований данной статьи при предоставлении истцу права ограниченного пользования в отношении части участка суду в резолютивной части судебного акта следует указывать точные пространственные характеристики сервитута, относящиеся к сфере его действия, которые необходимы и достаточны для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, а впоследствии и для государственной регистрации данного вещного права в ЕГРП.

В том случае, если кадастровые работы для описания конкретных параметров сервитута выполнены и стороны спора согласны с их результатами, отраженными в межевом плане обслуживающего земельного участка, суд принимает решение в соответствии с результатами таких кадастровых работ.

При наличии разногласий сторон относительно конкретных пространственных характеристик сервитута, суд разрешает данный спор и устанавливает границы сервитута, исходя из результатов кадастровых работ, которые проводятся в рамках дела применительно к правилам, предусмотренным ст. 82 АПК РФ.

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости), нужды которого не могут быть обеспечены без установления сервитута, вправе потребовать установления частного сервитута. На сегодняшний день в соответствии с абз.

2 п. 1 ст. 274 ГК РФ целью обременения земельного участка частным сервитутом могут быть:

— обеспечение прохода и проезда через соседний земельный участок

— прокладка и эксплуатация линий электропередачи, связи и трубопроводов

— обеспечение водоснабжения и мелиорации

— другие нужды собственника недвижимого имущества.

Таким образом, в отличие от публичного сервитута список задач, ради решения которых может быть установлен частный сервитут, не является исчерпывающим.

— сервитутом перемещения (предполагается, что здесь может быть реализовано право прохода, прогона скота или проезда)

— строительным сервитутом (сервитутом стройки или опоры)

— сервитутом мелиорации (подвод или отвод воды на господствующий земельный участок или с этого участка)

— горным сервитутом (в целях добычи полезных ископаемых)

— коммунальным сервитутом (для размещения, эксплуатации, ремонта и реконструкции объектов коммунального назначения).

С требованием об установлении частного сервитута можно обратиться к собственнику соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и к собственнику другого земельного участка (соседнего участка), а также к собственнику другого недвижимого имущества (например, здания, сооружения), ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком. Имущество, которое обременяется частным сервитутом, называют служащей вещью.

Поэтому, если служащая вещь находится в государственной или муниципальной собственности, требование должно быть заявлено соответствующему правообладателю объекта недвижимости.

Говоря о форме соглашения об установлении частного сервитута должна быть соблюдена простая письменная форма сделки (п. 1 ст.

161 ГК РФ). Следовательно, договор об установлении сервитута должен быть составлен в форме одного документа, подписанного сторонами.

Несоблюдение данного требования влечет недействительность указанного договора, что в силу ст. 17, п. 1 статьи 27 Закона о регистрации является основанием для регистрации данного ограничения.

— сведения о сторонах соглашения

— сведения об обременяемом земельном участке (местоположение, площадь, кадастровый номер)

— цели и задачи установления сервитута

— пределы действия (местоположение) сервитута на земельном участке

— размер платы за сервитут и порядок ее внесения (при ее наличии)

— иные права и обязанности сторон.

Минэкономразвития в вышеназванном письме также обратило внимание на то, что на законодательном уровне не утвержден перечень документов, необходимых для принятия решения об установлении частного сервитута. Предложено как минимум иметь в наличии документы, подтверждающие право собственности (иное вещное право) лица, требующего установления сервитута, на объект недвижимости.

Если сервитут относится к части земельного участка, необходим документ, определяющий пределы действия (местоположение) сервитута на земельном участке (кадастровый паспорт, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта недвижимости).

Сервитут может быть как платным, так и бесплатным. Пунктом 5 ст.

274 ГК РФ предусмотрено: собственник участка, обремененного частным сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. Об этом сказано и в п. 6 ст. 23 ЗК РФ.

На основании подготовленных поправок в ГК РФ частный сервитут планируется сделать исключительно платным, кроме сервитута, не связанного с осуществлением собственниками господствующей и служащей вещей предпринимательской деятельности (такой сервитут может быть безвозмездным).

Что касается публичного сервитута, если его установление приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник согласно абз. 2 п. 7 ст.

23 ЗК РФ вправе потребовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерной платы.

Основания прекращения публичного и частного сервитута разные. Согласно п. 2 ст. 48 ЗК РФ публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

Пока существуют указанные причины, сервитут отменен не будет. А что делать, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использовать земельный участок? Тогда собственник земельного участка (землепользователь, землевладелец) вправе потребовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом власти, установившим сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков (абз.

1 п. 7 ст. 23 ЗК РФ).

Основания прекращения частного сервитута перечислены в ст. 276 ГК РФ. Это может быть отпадание основания, по которому обременение было установлено.

В этом случае с требованием о прекращении частного сервитута может выступить собственник служащей вещи. Невозможность использования служащей вещи по целевому назначению также является основанием для отмены сервитута, но только по решению суда.

Необходимо учитывать: переход прав на объект недвижимости, в отношении которого установлен сервитут, не служит основанием для прекращения сервитута. Об этом свидетельствует не одна норма действующего законодательства.

Например, в силу ст. 275 ГК РФ частный сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. При этом сервитут не может выступить в качестве самостоятельного предмета купли-продажи, залога и передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

В то же время при заключении договора аренды арендодатель обязан предупредить арендатора о всех правах третьих лиц на сдаваемое в аренду имущество, в том числе о сервитуте. Неисполнение этой обязанности дает арендатору право требовать уменьшения арендной платы либо расторжения договора и возмещения убытков (ст.

613 ГК РФ). Такие же правила применяются при передаче вещи в безвозмездное пользование (ст.

694 ГК РФ).

В п. 5 ст. 11.8 ЗК РФ сказано: сервитуты, установленные в отношении земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, сохраняются в отношении образуемых земельных участков в прежних границах.

— соглашение собственников вещей, связанных сервитутом

— отпадание обстоятельств, вызвавших необходимость его установления (требование может быть заявлено любой стороной: не только собственником служащей вещи, но и собственником господствующей вещи)

— соединение служащей и господствующей вещей

— пользование служащей вещью в соответствии с ее изменившимся назначением стало невозможным при сохранении сервитута

— истечение срока, на который был установлен сервитут

— решение собственника, которому одновременно принадлежат и служащая, и господствующая вещи.

Основные права, обязанности и обременение обладателя сервитута

Сервитут предоставляет право ограниченного пользования земельным участком, находящемся в чужой собственности. По положениям ГК РФ, при вводе данного обременения появляются два правовых статуса: владелец сервитута и его обладатель.

Обладатель сервитута

Согласно статье 5 Земельного кодекса, обладателями сервитута считаются граждане, имеющие право пользования чужим земельным участком с установленными ограничениями. В большинстве случаев данное право пользования распространяется на отдельную часть земельного участка.

Очень редко оно используется в отношении всего участка.

Инициаторами ввода сервитута чаще являются владельцы соседних участков. Однако при некоторых обстоятельствах cервитут устанавливается на иной земельный участок.

По закону удаленности участка не придается никакого значения.

Закон разрешает ввод сервитута владельцам участка и гражданам, имеющим участки по праву бессрочного пользования. Гражданин вправе добиваться ввода ограничений на данный участок и стать обладателем сервитута по следующим причинам:

  • потребность прохода или проезда по данному участку
  • подвод электропитания или ЛЭП
  • необходимость соединения с линиями инфраструктур или установки знаков
  • для осуществления научно-исследовательских изысканий
  • для ремонта коммунальных и электрических сетей
  • для перегона скота
  • для обслуживания линейных объектов
  • в остальных случаях, когда без сервитута не обойтись.

Сервитут вводится для удовлетворения публичных и частных нужд. Инициаторами публичного сервитута выступают федеральные или местные органы власти.

Это производится для осуществления общественно значимых проектов посредством принятия соответствующих решений по вводу обременений данного земельного участка.

Публичный сервитут определяется в отношении неограниченного числа граждан, поэтому его обладателем считается все местное население, которое, к примеру, пользуется проходом по территории установленного участка.

Обладатели частного сервитута — отдельные граждане или организации, заключившие соглашение по установлению сервитута для осуществления личных или корпоративных целей. Характерным признаком частного сервитута считается допустимость расширения его действия не только на конкретный участок, но и на другие объекты.

Обладатели сервитута — физические и юридические лица, имеющие право прохода, проезда или производства установленного перечня действий на чужом земельном участке.

Права обладателя сервитута

Любой гражданин вправе просить у владельца участка введения сервитута. Если договориться с владельцем не получилось, он может подать иск в суд для документального обоснования своих притязаний.

В случае успешного решения вопроса он станет обладателем сервитута в обязательном режиме.

Права и обязанности сторон данного обременения закрепляются в письменном договоре или содержатся в постановлении органов местных властей. При этом устанавливаются пределы выделенной зоны, в границах которых действует сервитут.

Обладатель сервитута может использовать всю инфраструктуру, находящуюся в пределах выделенной зоны, и осуществлять перечень действий, определенных договором. Владелец участка не должен чинить препятствия при производстве данных работ, а обладатель сервитута должен выполнять все действия с наименьшими затратами для собственника участка.

Все действия обладателя сервитута должны выполняться в пределах выделенной зоны и не препятствовать деятельности собственника участка. Право пользования сервитутом не предусматривает изменение пределов выделенной зоны и несогласованную замену типа сервитута.

Обязанности обладателя сервитута

Вне зависимости от ввода ограничений владелец наделен всеми правами по пользованию участком. Однако он должен считаться с некоторыми ограничениями.

По этой причине собственник участка претендует на получение соразмерной платы за ввод сервитута. Это положение закреплено в Гражданском и Земельном кодексах.

Кто такой обладатель сервитута, его права и обязанности

Величина оплаты определяется и устанавливается сторонами. При ее подсчете учитывается сумма издержек, имеющихся у владельца участка.

Величина окончательных выплат должна индексироваться по мере инфляции.

Обладатель сервитута обязан производить выплаты согласно режиму и периодам, закрепленным в договоре. Он также оплачивает все издержки по процедурам регистрации сервитута в структурах Росреестра.

Обладатель сервитута должен строго выполнять все требования по установленному обременению и ответственно пользоваться объектом предоставленного права. Сервитут устанавливается по определенной сфере деятельности и не может изменяться в одностороннем порядке.

К примеру, при наложении обременения с целью проведения линий инфраструктур определяется перечень разрешенных работ и используемая техника с указанием числа занятых сотрудников.

Всю деятельность обладатель сервитута обязан осуществлять в рамках целевого назначения земельного участка. Если участок относится к сельскохозяйственным угодьям, то обладатель сервитута обязан обеспечить сохранность плодородного пласта участка.

При нарушении условий договора обладатель сервитута может быть оштрафован в административном порядке.

Пользователь сервитута должен возмещать владельцу все расходы относительно содержания участка (к примеру, переводить средства на восстановление земель участка). По завершению периода действия права на сервитут он обязан оплатить все необходимые действия по снятию установленных ограничений из базы Росреестра.

Обременения обладателя сервитута

Ввод ограничений касается только собственника участка. Обладатель сервитута получает статус пользователя. Однако право на сервитут невозможно продать или передать другому пользователю.

Для этого надо аннулировать прежнее соглашение и оформить новое.

Право сервитута не является отдельным хозяйственным объектом, поэтому его нельзя оформить в залог.

Право пользования ограничениями остаются за обладателем сервитута, если право собственности на участок переходит к другому владельцу. Оно сохраняется также при актах дарения, обмена, продажи.

Имеется только единственное исключение: когда участок отторгается государством или местными властями для собственных потребностей, и обременения по участку отменяются.

Действия сервитута заканчивается, когда исчерпываются основания для его продления в связи с полным выполнением намеченных работ, а также при завершении срока, установленного соглашением.

Сам себе юрист

Сервитут — понятие, виды, порядок установления и прекращения

Сервитут представляет собой право ограниченного пользования чужим земельным участком. Он может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Сервитут устанавливается только в том случае, когда собственник недвижимого имущества не может осуществить пользование своим имуществом без установления сервитута.

Сервитут может быть как публичным, так и частным.

Публичный сервитут — сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения.

Публичный сервитут может быть установлен для достижения следующих целей:

— прохода иди проезда через земельный участок

— использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры

— размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним

— проведения дренажных работ на земельном участке

— забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя

— прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок

— сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям

— использования земельного участка в целях охоты и рыболовства

— временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ

— свободного доступа к прибрежной полосе.

Частный сервитут — сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка или иного объекта недвижимости соглашением между лицом, требующим установления сервитута и в его интересах (собственником земельного участка, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, собственником иного объекта недвижимости) и собственником другого земельного участка или собственником иного объекта недвижимости.

Срочный сервитут устанавливается на определенный срок. Бессрочный сервитут указания на срок не содержит.

По истечении срока сервитута вопрос о его повторном установлении разрешается сторонами, при недостижении ими соглашения — в судебном порядке.

Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено законодательством.

Соразмерная плата за сервитут — это плата за пользование чужим земельным участком или иным объектом недвижимости на праве ограниченного пользования чужим земельным участком или иным объектом недвижимости (сервитуте), выплачиваемая собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, лицом, в интересах которого сервитут установлен (при установлении частного сервитута), либо выплачиваемая собственнику земельного участка органом государственной власти, органом местного самоуправления, нормативным правовым актом которого сервитут установлен (при установлении публичного сервитута), величина которой равна размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка или иного объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута.

В настоящее время установление платы за сервитут регламентируется Временными методическими рекомендациями по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденными Росземкадастром 17 марта 2004 года. Однако данный документ не был зарегистрирован Минюстом России и опубликован в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1009 Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, и в связи с этим не подлежит обязательному применению.

Плательщиками соразмерной платы за сервитут в зависимости от вида сервитута выступают:

в случае установления частного сервитута — собственники земельных участков, обладатели права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, обладатели права пожизненного наследуемого владения на земельные участки, собственники иных объектов недвижимости, в интересах которых сервитут установлен

в случае установления публичного сервитута — органы государственной власти, органы местного самоуправления, нормативным правовым актом которых сервитут установлен.

Плата за сервитут должна быть соразмерна убыткам, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута.

Соразмерность платы за сервитут таким убыткам означает, что величина платы за сервитут равна размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка или иного объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута.

Величина соразмерной платы за сервитут определяется как размер убытков, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута, и рассчитывается путем сложения:

— размера реального ущерба, рассчитываемого без учета размера реального ущерба, который причинен собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами

— размера упущенной выгоды, рассчитываемого без учета размера упущенной выгоды, которая причинена собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами

— размера убытков, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами.

Порядок оформления и прекращения сервитута

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

В свою очередь, частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Соглашение об установлении частного сервитута должно содержать:

— сведения о сторонах соглашения

— сведения об обременяемом земельном участке (местоположение, площадь, кадастровый номер)

— цели и задачи установления сервитута

— пределы действия (местоположение) сервитута на земельном участке

— размер платы за сервитут и порядок ее внесения (при ее наличии)

— иные права и обязанности сторон.

Минимально необходимыми документами для заключения соглашения об установлении частного сервитута являются документы, подтверждающие право собственности лица, требующего установления сервитута, на объект недвижимости, и в случае если сервитут относится к части земельного участка — документ, определяющий пределы действия (местоположение) сервитута на земельном участке (кадастровый паспорт, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта недвижимости).

Соглашение об обременении земельного участка частным сервитутом может заключать исключительно его собственник, иные правообладатели земельного участка (землепользователи, землевладельцы, арендаторы и т. п.) таким правом не наделены.

В случае не достижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Дела об установлении сервитута рассматриваются федеральными (районными) судами.

Иск подается по месту нахождения недвижимого имущества. Исковое заявление названной категории оплачивается в размере, установленном подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового Кодекса РФ (для судов общей юрисдикции), а именно: для физических лиц — 200 рублей для организаций — 4000 рублей.

В исковом заявлении должны быть отражены следующие данные:

— наименование суда, в который подается заявление

— наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем

— наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения

— обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства

— сведения о соблюдении до судебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон

— перечень прилагаемых к заявлению документов.

К исковому заявлению следует приложить письменные доказательства о до судебном порядке урегулирования спора, документы, подтверждающие права на земельный участок.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Более детально указанная процедура регламентируется Методическими рекомендациями о порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки, утвержденными приказом Министерства юстиции РФ от 26 июля 2004 года № 132.

Так, для осуществления государственной регистрации сервитута в территориальный орган Росреестра необходимо представить следующие документы:

1) заявление о государственной регистрации

2) документ об уплате государственной пошлины

3) документ, удостоверяющий личность заявителя (представителя)

4) доверенность, подтверждающую полномочия представителя

5) для заявителя — юридического лица дополнительно представляются:

— учредительные документы (устав, учредительный договор) со всеми изменениями и дополнениями

— свидетельство о государственной регистрации юридического лица — для юридических лиц, созданных после 1 июля 2002 года

— свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года — для юридических лиц, созданных до 1 июля 2002 года

— свидетельство о постановке на налоговый учет

— выписка из ЕГРЮЛ

— документы, подтверждающие полномочия руководителя юридического лица (протокол об избрании, приказ о назначении, определение суда о назначении арбитражного управляющего и т.д.)

6) право устанавливающий документ: соглашение об установлении частного сервитута нормативно-правовой акт органа исполнительной власти об установлении публичного сервитута

7) кадастровый паспорт объекта недвижимого имущества, выданный после 1 марта 2008 года, или техническая документация, описывающая объект недвижимого имущества (кадастровый план земельного участка), выданные до 1 марта 2008 года.

Заявление о государственной регистрации сервитута представляет собственник земельного участка или лицо, в пользу которого установлен сервитут. Размер государственной пошлины за регистрацию сервитута в интересах физического лица составляет 1000 рублей, в интересах юридического лица — 4000 рублей.

Сервитут может быть прекращен в следующих случаях:

— по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен

— по решению суда в случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии со своим целевым назначением.

При прекращении сервитута в ЕГРП вносится соответствующая запись.

Сервитут – это получение возможности на ограниченное пользование недвижимостью, вещью или землей, которые находятся в чужой собственности.

Сервитут используется в земельных, вещных и иных отношениях. В рамках правоприменительной практики под сервитутом понимаются обстоятельства, согласно которым одна из сторон в рамках допустимой по закону договоренности, получает от другой стороны разрешение и допуск на использование своих объектов или территорий, находящихся в собственности.

Отметим, что большая часть прочих обстоятельств, связанных с сервитутом, относится к категории земельного права, когда речь идет о различных аспектах применения права ограниченно употреблять себе на пользу территорию чужого земельного владения.

Виды сервитута

Земельный кодекс различает два варианта сервитута: частный и публичный.

Разница здесь заключается в том, кто становится обладателем ограниченного права пользования.

Первая ситуация относится к частным лицам и организациям, которые урегулируют свои правоотношения в процессе эксплуатации соседних участков. Публичный сервитут устанавливается в случаях, когда речь идет об интересах государства в целом, отдельных его органов или местного населения.

Частный сервитут

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (частного сервитута).

Частный сервитут может устанавливаться для:

обеспечения водоснабжения и мелиорации

прокладки и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов

обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок

также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Основанием установления частного сервитута выступает соглашение между лицом, которое требует установить сервитут, и собственником соседнего участка.

В случае не достижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спор разрешается судом по иску лица, которое требует установить частный сервитут.

Публичный сервитут

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Публичный сервитут устанавливается в публичных интересах, то есть если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения. Публичный сервитут может устанавливаться для достижения следующих целей:

проведения дренажных работ на земельном участке

использования земельного участка

прохода или проезда через земельный участок

выпаса сельскохозяйственных животных

прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок

временного пользования земельным участком в целях проведения исследовательских работ

свободного доступа к прибрежной полосе

использования земельного участка в целях охоты и рыболовства.

Классификация сервитута

По своим особенностям сервитуты могут быть классифицированы следующим образом:

платные – с установлением компенсационных отчислений в пользу лица, обременяющего свое имущество сервитутом

бесплатные – по закону или на основе взаимной договоренности предоставляемыми безвозмездно

срочные – с установлением фиксированного, продляемого или всегда четко завершаемого срока действия

бессрочные – не имеющие определенного срока существования.

Процедура оформления сервитута

При этом обеспечение процедуры происходит по следующим правилам

1.Стороны (собственники) приходят к выводу о необходимости применения сервитута

2.Участники соглашения заключают договор, в котором отмечают:

сферу, на которую распространяется действие сервитута

платную или бесплатную форму взаимодействия в рамках сервитута

другие необходимые условия.

3.Если стороны приходят к соглашению, они переходят к процедуре государственной регистрации сервитута в Росреестре

4. После рассмотрения и подтверждения сделки будет выдана соответствующая выписка из ЕГРП, в которой будут отмечены обременения, наложенные на соответствующую территорию. После регистрации сервитут будет считаться имеющим законную силу.

Регистрация сервитута

Сервитут является обременением и вещным правом, поэтому он подлежит государственной регистрации.

Случаи кода сервитут не подлежит регистрации

Регистрационные действия необходимо осуществлять во всех случаях кроме двух исключений:

территория с обременением отходит в собственность наследника. В этой ситуации и ограниченное право пользования передается по наследству вместе с землей. Обременение здесь неотделимо от земли, поэтому оно никак не меняется при смене собственников

условия введения исчезли до того, как соседи пришли к подписанию договора.

Стадии регистрации сервитутного права

Сам процесс регистрации состоит из четырех этапов.

Подача необходимых документов. Здесь проверяется правильность составления бумаг, после чего ответственный работник принимает их с выдачей подтверждения о получении документации и ее перечне.

Юридическая проверка представленных документов. Переданные заявителем бумаги направляются на юридическую экспертизу, в ходе которой документы проверяются на следующие моменты: соответствие действующему законодательству подлинность и действительность полное соответствие той задаче, которая планируется быть разрешенной.

Внесение необходимой информации в Единый государственный реестр.

Выдача заявителю документа, который подтверждает регистрацию. В этой бумаге отражается факт установления данного сервитутного права и указывается продолжительность действия сервитута.

Документы для регистрации сервитутного права

Для оформления необходимо подавать следующие документы:

соглашение между сторонами вопроса или нормативный акт, по которому должно быть установлено сервитутное право

заявление на выполнение регистрации

паспорт лица, подающего данное заявление

кадастровые документы на землю, которая будет подвергнута обременению

бумага с подтверждением уплаты госпошлины на проводимую процедуру

если заявителем выступает организация – ее устав и выписка из ЕГРЮЛ

при представлении интересов заявителя сторонним лицом – доверенность на выполнение им необходимых действий, полученная в нотариальной конторе.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

О admin

x

Check Also

До скольки можно шуметь в квартире по закону РФ: закон

Тонкие стены с плохой звукоизоляцией в многоквартирных домах приносят много неприятных моментов, если соседи вдруг затеют ремонт, решат слушать музыку, заведут собаку или включат на полную громкость телевизор. Федеральный закон ...

Закон о тишине в дневное время при проведении ремонтных работ

Долгая история закона о тишине началась еще в 1999 году, когда Государственная Дума Российской Федерации приняла его первую редакцию. Несовершенство принятой законодателями нормы отчасти связано с тем, что многим из ...

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru