Главная » Женские штучки » Кризис новорожденности и первые два месяца жизни

Кризис новорожденности и первые два месяца жизни

Новорожденный: первые 2 месяца жизни

Рождение – важнейшее событие в жизни любого человека, своеобразная граница, разделяющая мир на «до» и «после». В этот новый период сильнейшим образом перестраивается функционирование организма новорожденного, связанное с разделением физиологических функций матери и ребенка.

Формируется новый дыхательный тип, изменяется питательный режим, изменяется температурный режим. Именно поэтому рождение – своеобразный кризис, связанный со становлением всех жизненно важных функциональных систем организма, отвечающих за существования младенца внеутробно.

Содержание статьи:

Кризис новорожденности и первые два месяца жизни

Особенности периода и психологическая компонента

Почему новорожденных практически сразу приносят мамочкам после родов? В этом есть особый психологический смысл. Особая, первая и ранняя форма взаимодействия с новорожденным получила название бондинга.

Этот период – безусловный по своей значимости и занимает всего полтора часа после рождения. В этот сензитивный период знакомства и у ребенка, и у родителей начинает оформляться взаимопривязанность.

Эти полтора часа крайне важны, ведь именно в них запускается материнский рефлекс. В эти 90 минут родители пристально разглядывают своего младенца, прикасаются и поглаживают его, обеспечивая телесный контакт.

Именно такое взаимодействие формирует ни на что не похожее, интуитивное отношение к ребенку, которое не просто оказывается безвременным, но и в будущем помогает ребенку правильно развиваться. Итак, первые 90 минут – важнейший период становления привязанности.

А какими особенностями выделяется период новорожденности? К ним отнесем:

  • 1. Доминирование тормозности над активностью
  • 2. Отсутствует различие периодов сна и бодрствования
  • 3. Нецеленаправленная, случайная моторика (движения резкие, угловатые, толчкообразные)
  • 4. По большей степени ребенок спит, просыпаясь только из-за какого-либо дискомфорта

Ребенок первых двух недель от роду никак не способен общаться со взрослыми, его единственной сигнальной эмоциональной реакцией является ответ на дискомфорт и реакция неудовольствия, сопровождающаяся пробуждением и плачем.

Это врожденный способ общения с родителями, которые, реагируя на плач малыша, устраняют причину дискомфорта. Позитивных реакций, в том числе улыбки, не наблюдается, поскольку в комфортных условиях новорожденный попросту спит.

Способности новорожденного

Говорить о специфических способностях бессмысленно – их попросту нет. Все, чем обладает младенец – это врожденный набор безусловных рефлексов, которые помогают приспособится к новой среде и условиям жизни. Ниже перечислим базовые группы рефлексов:

  • • Группа атавистических рефлексов. Рефлекс схватывания (он же рефлекс Робинсона): если новорожденному малышу положить что-либо в ладонь (палец, например), то он его сразу же схватит. Рефлекс спонтанного ползания – положив новорожденного на живот, вы заметите, что он повернет голову и попытается ползти, не прибегая к помощи рук или ног. Бауэрский рефлекс – приложите к стопе ползущего малыша ладонь, и он попытается использовать ее как точку для толчка. Рефлекс автоматизированной псевдопоходки: возьмите малыша под мышки, поставьте его ножки на пол и поддайте тело вперед – возникнут движения, похожие на простые шажки
  • • Группа рефлексов, обслуживающих системы жизнеобеспеченья организма. Сюда относится рефлекс сосания, а также сосредоточение вестибулярное и пищевое (малыш почти перестает двигаться, когда его кормят грудью)
  • • Группа ориентировочных рефлексов. Рефлекторный поворот в сторону яркого источника света, поисковой рефлекс, активирующийся мягким сдавливанием ямочки в верхней губе
  • • Группа защитных рефлексов. Слегка подуйте на лицо новорожденного – он закроет глаза, при прямом ярком свете – зажмурится

Обнаружение этих рефлексов свидетельствует о хорошем уровне развития центральной нервной системы, но в норме эти рефлексы угасают к концу первого года. При этом уровень развитости мозговых структур и названные рефлексы связаны напрямую.

Связано это с тем, что при рождении у детей доминирует древняя кора, отвечающая за банальное выживание, с развитием начинается активация новой коры, отвечающих уже за развитие высших форм психической деятельности.

Первые формы взаимодействия взрослого и ребенка

На втором месяце малыш уже может выделить взрослого из окружающей обстановки, попытаться обнаружить его. За счет чего это происходит? Родители, общаясь с новорожденным, относятся к нему с опережающей инициативой.

Делая что-либо, родители ведут монолог с новорожденным, комментируют свои действия, что-то спрашивают у малыша. А видя лицо взрослого, ребенок может начать имитировать его простые мимические действия. Но, оговоримся, что это не обязательное условие.

Более того, опираясь на наличие у новорожденных потребности в новых впечатлениях и новизне, мы поймем, что лучший объект для ребенка, удовлетворяющий эту потребность – вечно что-то говорящий и показывающийся взрослый.

Постепенно новорожденный учится понимать направленные на него послания родителя. К 4-5 недели у ребенка может проявляться феномен ротового внимания, который заключается в том, что направленная на ребенка ласковая речь или улыбка вызывает сосредоточение, ребенок устанавливает глазной контакт со взрослым и немного вытягивает вперед губки.

К началу 6 недели у ребенка появляется первый истинно социальный способ общения со взрослым – первая улыбка.

Такая реакция ребенка работает как безусловный стимул для родителей, они изучают младенца заново и умиляются, что вызывает еще большую реакцию у младенца.

На этом этапе мы обнаруживаем первые взаимные эмоциональные реакции. Зарубежные психологи называют этот момент «коммуникативной синхроней», так как эмоционально-звуковые паттерны ребенка изменяют речь матери, которая, в свою очередь, меняет реакцию ребенка.

Принято считать, что такая взаимообусловленность – это будущая почва для формирования привязанности и доверия к матери, а затем и к людям вообще.

Мы видим, что самым важным приобретение малыша на данном этапе становится социальная улыбка, выступающая как средство общения и коммуникации с миром. Именно в момент ее обретения можно говорить о том, что малыш стал индивидуальностью, поскольку он выделил себя как отдельный организм.

Более того, этот эта находка свидетельствует о начале собственно психической жизни ребенка.

Оформления комплекса оживления

Ближе к концу этого периода у новорожденного начинает формироваться комплекс оживления, который становится критической границей между возрастом новорожденности и младенчества.
Особая двигательная и аффективная реакция, названная комплексом оживления, направлена на взаимодействие-общение с взрослыми. Оформляясь через обыкновенную неподвижность, фиксацию на улыбке взрослого и оформление собственной улыбки, эти разорванные реакции объединяются в единый комплекс и обрастают другой системой движений.

Уже на 8 неделе радостное оживление при виде взрослого сопровождается резким и громким выдохом. На 10-12 неделях эта реакция усложняется, в нее включается комплекс вздохов, мельтешение ножками, вскидывание к взрослому ручек, первых вокализаций, вроде повизгивания и гуления.

У малыша оформляется потребность в общении, сказывается она в том, что ребенок теперь первый стремится привлечь к себе внимание, путем плача и крика. При этом реакции эти не связанны с неудовлетворенностью. Для первых шести месяцев – правильное время возникновения и формы проявления комплекса оживления говорят о нормальном психическом статусе малыша.

И по завершению первых 3 месяцев жизни из этого комплекса начинают выделяться раздельные функции (моторные, вокальные, мимические).

Появление и развитие этого комплекса говорит о том, что ребенок готов и главное – хочет – вступить в контакт с окружающим миром, общаться с взрослыми. А что самое главное – теперь у ребенка есть и средства такого общения!

Активность со стороны младенца направлена на целенаправленное общение с родителями и проявление этой потребности зависит напрямую от активности взрослых: чем активней родители в общении, тем спокойнее ребенок.

Важным комплекс оживления представляется и для родителей. Ухаживающие за малышом взрослые чувствуют активность ребенка, его эмоциональный ответ на их заботу, испытывая чувство глубокой удовлетворенности и разделенности их чувств со своим ребенком.

Все эти признаки говорят нам о том, что уникальная для следующего этапа развития (младенчества) ситуация оформилась: ребенок и родитель теперь неразрывно связаны эмоциональной составляющей.

Заключение

Родителям необходимо понимать, что дитя человеческое – самое беспомощное существо на Земле. Однако его изначальная неприспособленность ни под один вид деятельности в разы увеличивает пути возможного развития малыша.

Этим же обеспечивается и его адаптация к меняющимся условиям.

В самом начале жизненного пути жизнь новорожденного напрямую зависит от удовлетворения его биологических потребностей людьми, его опекающими.

Любая форма взаимодействия младенца с миром опосредована взрослым, фактически вся жизнь малыша осуществляется через взрослого. Поэтому ребенок по рождению хоть и беспомощен, но уже является максимально социальным существом, взаимодействующим с миром через носителей навыков – родителей.

Именно в таком противоречии социализированности и беспомощности находится почва для будущего развития ребенка и становления его психических функций.

О admin

x

Check Also

Как правильно похвалить ребёнка

Похвала родителя для ребёнка Похвала является очень мощным оружием. Все родители хвалят своего ребёнка. Однако стоит это делать аккуратно, чтобы не перехвалить. Так как перехваленный малыш становится очень зависимым от ...

Как собрать аптечку для ребенка: на море, за границу, на дачу, в отпуск

Лето считается самым удачным временем для отпуска: тепло, солнечно, птички поют… Вариантов отдыха в это время года великое множество: на море, за границей, в деревне у бабушки, на даче. Собираясь ...

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru