Добавки к моторному маслу: классификация и эффективность

Добавки к моторному маслу: классификация и эффективностьВ последние годы рынок автохимии для обслуживания моторов значительно расширился. По заверениям производителей эти компоненты способствуют увеличению сроков их эксплуатации, а значит, и сокращению затрат на ремонты различной сложности. Здесь главное определиться в целесообразности добавок и соответствии их действия к конкретным эксплуатационным условиям.

Общие сведения и принцип действия препаратов

Даже начинающие автолюбители знают, что присадки вмаслодвигателя увеличивают его ресурс и действуют по принципу залил и забыл. Однако мало кто задается вопросом, какой эффект необходим именно в его случае и насколько существенным будет действие добавки.

Важно понять, что любая из них не в состоянии заменить традиционный ремонт мотора, чаще всего это временная мера, поэтому уважающие себя производители указывают сроки эффективного действия компонентов только до очередной смены смазывающей жидкости. Чем ниже ее качество, тем больше отдачи следует ожидать от использования присадок. И наоборот, если водитель пользуется качественным маслом категории API SH или выше классом, то действие добавок будет неэффективным, а в худшем случае еще и нарушит компоновку смазывающего состава и вызовет потерю его свойств.

По типу действия на ДВС химические препараты делятся на следующие группы:

  • моющие;
  • антифрикционные;
  • консервационные;
  • антикоррозийные;
  • сгущающие.

Все доступные присадки в масло любого двигателя делятся по химическому составу:

  • на основе металлов;
  • на основе керамики и алмазов;
  • на базе фторопласта;
  • синтетические.

Добавки к моторному маслу: классификация и эффективностьОсновная задача подобных добавок корректировка химического состава масла для устранения определенных проблем, возникших в работе мотора. Например, появился повышенный расход смазочного материала из-за выработки узлов силового агрегата. После добавления в картер нужного препарата критические зазоры между деталями уменьшаются, благодаря чему и снижается потребление нефтепродукта.

Химические присадки в масло разных двигателей на основе металлов

На этапе незначительного износа деталей ДВС добавки на основе меди, молибдена, серебра и олова, как правило, успешно справляются с мелкими неровностями. Компрессия до следующей замены смазывающей жидкости увеличивается. Как следствие расход горючего сокращается, а динамические характеристики мотора улучшаются.

Замена смазывающих материалов и введение специальных добавок выполняется по схеме:

  • для дизельных и турбированных легкотопливных ДВС через 5 000 км пробега;
  • для бензиновых ДВС через 10 000 км пробега.

В продаже добавки на основе металлов представлены в виде сухих концентрированных смесей, но можно встретить уже растворенные составы во флаконах 50-250 мл. При покупке важно обратить внимание на совместимость присадки в масло эксплуатируемого двигателя и самой смазывающей жидкости, которая заливается в картер. Их несовместимость может вылиться в такие проблемы, как засорение каналов системы смазки с вытекающими из этого последствиями.

Добавки на базе алмазов и керамики

Принцип действия таких препаратов основан на химических свойствах кремниевых соединений, или, проще говоря, песка. В процессе воздействия сил трения кремний нагревается и образует керамическое покрытие.

По поводу применения таких присадок существуют весьма противоречивые мнения. Их суть сводится к тому, что для реализации максимального эффекта необходимы либо высокая температура, либо большое давление, оба фактора практически нереализуемы.

Образно говоря, получается, что добавление в картер песка и применение добавки на основе керамики ведут к практически одинаковому результату, который назвать полезным для ДВС, мягко говоря, невозможно. Вследствие всех приведенных моментов, подобные препараты не пользуются популярностью в среде автолюбителей.

Присадки на базе фторопласта

Целесообразно использовать данные добавки только на исправных или новых моторах. Основная их функция снижение коэффициента трения. Восстановление технических характеристик изношенных ДВС задача, не принадлежащая к специфике фторопластовых соединений. Опытные автомобилисты отмечают мгновенное действие этих препаратов буквально через несколько километров динамика машины переходит на новый уровень.

Основные положительные моменты для двигателя при использовании присадок в масло на основе фторопласта:

  • увеличение приемистости ДВС;
  • снижение расхода ГСМ;
  • тихая работа.

Однако эффективность фторопластовых добавок кратковременна, мягкие и мелкие частицы вещества при высоких оборотах становятся еще меньше. В итоге фторопласт перемалывается и перестает работать. К тому же он имеет свойство накапливать электрический заряд, вследствие чего частицы отскакивают от стенок цилиндра и попадают в картер, где вступая в реакцию со смолами, теряет свои качества.

Синтетические добавки

Добавки к моторному маслу: классификация и эффективностьЭта группа химических препаратов представляет собой соединения, функционирующие на межмолекулярном уровне. Рекомендуются для применения в исправных силовых агрегатах. Основная задача синтетических добавок размягчение сальников и прокладок, устранение протечек.

Работают синтетические присадки довольно эффективно. Если прокладки не имеют сквозных повреждений, то расход смазочного материала приходит в норму буквально за 30 минут. Но есть один нюанс при использовании сальниковой набивки действие синтетики может привести к противоположному эффекту и протечка масла через такой узел только увеличится.

Последнее, что стоит понять не нужно возлагать большие надежды на использование химических препаратов для поддержки работоспособности мотора. Если за 100 км пробега сгорает литр смазки, то уже никакой дополнительный слой в цилиндрах не поможет.