Дворники ВАЗ 2109: приемы обследования и реабилитации

Дворники ВАЗ 2109: приемы обследования и реабилитации

На девятке реализована классическая схема стеклоочистителей: подрулевой переключатель через реле (прерывистые режимы) или напрямую подает питание на электродвигатель, заставляющий вращаться звенья связи редуктор — кривошип — трапеция — щеткодержатели. Многолетняя практика демонстрирует, что слабым местом может стать абсолютно любой узел.

Проблемы с железом: если электродвигатель работает

Инциденты, когда на ВАЗ 2109 не работают дворники исключительно по причине нарушения цепочки передачи уже выработанного электромеханикой крутящего момента, устраняются быстро и чаще всего не требуют сторонних капиталовложений. А значит, исправно работающий моторедуктор, о чем свидетельствуют отчетливо прослушиваемый шум и щелканье биметаллического предохранителя в салоне слева от водителя сигнал к осмотру редуктора, трапеции и щеткодержателей.

Порядок действий при функционирующем моторедукторе и неподвижных дворниках таков:

  • удостовериться в прочности связи между щеткодержателями и выходными валами трапеции, при необходимости правильно выставить кривошип и затянуть гайку;
  • проверить, прижат ли к ведомой шестерне редуктора связанный с трапецией рычаг;
  • разобрать редуктор, заменить шестерни с поломанными зубьями.

Если на ВАЗ 2109 не работают электродвигатель и дворники: выявление неисправностей электрического оборудования

Идентифицировать дефектный участок только по нефункционирующему электродвигателю невозможно. Здесь следует обращать внимание на подкрепляющие основной симптом факторы:

  • режим работы биметаллического предохранителя, защищающего моторедуктор от перегрузок;
  • целостность предохранителя №5, располагающегося в монтажном блоке под капотом;
  • работоспособность системы в крайнем верхнем положении подрулевого рычага.

Сценарий, когда в салоне ВАЗ 2109 не слышно никаких звуков и не работают дворники, означает:

  • электропривод недееспособен;
  • биметаллический предохранитель не срабатывает;
  • предохранитель №5 не перегорает.

Диагностический спектр мероприятий, нацеленных на устранение этой неисправности, таков:

  • осмотреть целостность проводов на участках рычаг управления-монтажный блок-моторедуктор;
  • проверить клеммы соединительных колодок элементов вышеупомянутых участков на предмет отсутствия окислов и нагара (особое внимание стоит уделить соединениям в монтажном блоке, наиболее подверженным воздействию влаги);
  • удостоверится в исправности подрулевого переключателя, прозвонив его в различных положениях мультиметром;
  • проверить плотность и стабильность контакта между щетками и коллектором, при необходимости зачистить контактные поверхности последнего мелкозернистой абразивной бумагой и протереть тряпочкой, смазанной техническим вазелином.

Если все вышеперечисленные мероприятия не привели к устранению неисправности, то произошел обрыв в обмотке якоря устройства и, следовательно, моторедуктор полностью подлежит замене.

О перегрузке на моторедуктор дадут знать отчетливо прослушиваемый в салоне щелчок или сгоревший предохранитель, а также неработающий электродвигатель. Спровоцировать критическую нагрузку на электропривод способны:

  • примерзшие к стеклу щетки;
  • деформированные рычаги, задевающие за различные изъяны кузова;
  • посторонний предмет, попавший в корпус моторедуктора при сборке.

Альтернативная причина короткое замыкание в обмотке электромотора, исключающая возможность проведения курса лечения агрегата.

В первых двух положениях на ВАЗ 2109 весьма часто дворники не работают, но при этом в крайнем положении вся система функционирует исправно. Виной тому реле 52.3747, включенное в цепь монтажного блока. Реже проблема кроется в расположенном справа переключателе режимов функционирования стеклоочистителей.

К сведению:

  • реле может обладать обратным дефектом, при котором дворники вращаются в прерывистых положениях переключателя без остановок;
  • реле 52.3747 допускается заменять на 525.3747, не имеющее вывода R.

На подношенной системе щетки в первых двух положениях переключателя могут чистить без остановок еще из-за дефекта в концевом выключателе, расположенном на крышке моторедуктора:

  • кулачок ведомой шестерни редуктора не воздействует пластину (устраняется подгибом пластины);
  • контактирующие элементы окислились или обгорели.

Дворники ВАЗ 2109: приемы обследования и реабилитацииКапризный концевой выключатель также может наравне с открученной гайкой кривошипа трапеции спровоцировать остановку дворников в произвольном положении.

Важно! Для получения доступа к внутренностям моторедуктора необходимо снять весь привод стеклоочистителя. Осуществить последнее можно только после отсоединения контактных разъемов, демонтажа всех реле в блоке предохранителей, вентилятора печки, гаек, фиксирующих оси под щеткодержатели, болта кронштейна, крепящего электродвигатель к кузову.

Вердикт

На автомобиле ВАЗ 2109 одновременноне работаютэлектромотор и дворники по следующим причинам:

  • примерзшие щетки;
  • неправильное расположение щеткодержателей в крайних положениях и дефекты в геометрии;
  • окисленные/обгоревшие контактные разъемы и дефектные провода;
  • дефектное реле;
  • износ щеточно-коллекторного узла в моторедукторе;
  • неисправный концевой выключатель.

Исправно функционирующий моторедуктор может не передавать крутящий момент на дворники в таких случаях:

  • ослаблены гайки крепления рычагов на оси ведомых валов трапеции;
  • откручена гайка, прижимающая кривошип трапеции к ведомой шестерне редуктора;
  • выкрошены зубья на шестернях редуктора.