Любой мало-мальски уважающий себя автолюбитель знает, что своевременное выполнение определенных мероприятий по обслуживанию обеспечивает безаварийную работу личного транспортного средства. В полной мере это касается корректировки элементов газораспределительного механизма, а именно зазоров между клапанами и коромыслами. Поскольку данная операция в автосервисе обойдется в существенную сумму, то описанные ниже рекомендации и порядок их выполнения помогут сделать работу самостоятельно и сэкономить деньги.
Двигатель автомобиля ГАЗ 3110 и зачем нужна настройка клапанного механизма?
Силовые агрегаты Заволжского моторного завода 402-й серии пользуются популярностью в среде автолюбителей благодаря своей неприхотливости и возможности ремонта в гаражных условиях. Хоть классическая четырехцилиндровая компоновка и карбюраторная система впрыска ведут свою родословную с конца 50-х годов, современные технологии и ряд доработок позволили старичку вполне быть пригодным для динамичной езды. В этом запросто можно убедиться за рулем Волги или Газели.
Однако отсутствие в системе газораспределения гидрокомпенсаторов, вынуждает владельцев этих авто с двигателем ЗМЗ 402 периодически выполнять регулировку клапанов, чтобы обеспечить:
- оптимальное наполнение цилиндра горючей смесью при впускном такте;
- максимальную компрессию при рабочем цикле;
- наилучшее удаление отработанных газов при выпускном такте.
Минимальные отклонения этих показателей ведут, в лучшем случае, к потере мощности и приемистости. Значительные нарушения теплового зазора между коромыслом и клапанным стержнем могут повлечь прогорание клапана, что связано со значительными временными и денежными тратами. Поэтому лучше заранее предотвратить подобную ситуацию, для чего достаточно знать, когда нужно проводить регулировочные работы:
- через каждые 20 тыс. км пробега;
- после любого ремонта двигателя;
- при появлении постороннего стука в области клапанной крышки;
- после замены изношенных маслоотражательных колпачков.
Опытные шоферы даже по звуку определяют, когда нужна на ЗМЗ 402 регулировка клапанов и какой зазор на данный момент установлен:
- увеличенный звонкий металлический звук;
- уменьшенный глухой или, как говорят мастера, тупой звук.
Что нужно подготовить для работы?
Первое условие, которое должно соблюдаться при выполнении настроек это холодный двигатель, то есть, когда его температура будет одинакова с температурой окружающей атмосферы.
Теперь стоит подумать и подготовить необходимый инструмент:
- заводная рукоятка;
- набор измерительных щупов;
- отвертка;
- набор гаечных ключей.
После того, как необходимое оборудование собрано, нужно выполнить несколько пунктов подготовительных мероприятий:
- открутить номерной знак, чтобы установить заводную рукоятку;
- вывернуть свечи, чтобы облегчить процедуру проворачивания коленвала;
- снять крышку распределителя зажигания, чтобы нанести метки, соответствующие положению поршней в ВМТ;
- отсоединить минус АКБ.
Как происходит регулировка клапанов на двигателе ЗМЗ 402 автомобиля Волга?
Величины тепловых зазоров между коромыслами и клапанными стержнями данной силовой установки указаны в таблице:
Цилиндр |
Клапан |
Зазор, мм |
1 |
Впускной Выпускной |
0,40-0,45 0,35-0,40 |
2 |
Впускной Выпускной |
0,40-0,45 0,40-0,45 |
3 |
Впускной Выпускной |
0,40-0,45 0,40-0,45 |
4 |
Впускной Выпускной |
0,40-0,45 0,35-0,40 |
Теперь можно приступать к регулировочным работам, которые состоят из нескольких этапов. В первую очередь необходимо демонтировать корпус воздушного фильтра. Технологическая карта этого процесса состоит из следующих пунктов:
- ослабить отверткой хомут крепления шланга для отвода газов и снять его;
- разъединить 5 зажимов крышки корпуса фильтра и снять ее;
- вынуть фильтрующий элемент;
- ослабить отверткой хомут забора воздуха;
- отогнуть отверткой стопорные шайбы и отвернуть 3 гайки при помощи ключа на 10;
- демонтировать корпус.
Несколько следующих операций по регулировке клапанов на силовом агрегате серииЗМЗ 402также носят подготовительный характер:
- отсоединить от датчика-распределителя зажигания шланг вакуумного регулятора;
- отсоединить шланг отвода картерных газов;
- на крышке газораспределительного механизма отвернуть 6 болтов при помощи торцевого ключа на 10 и снять ее;
- удалить прокладку.
После выполнения всех вышеприведенных переходов следует приступить непосредственно к корректировке тепловых зазоров клапанов:
- установить поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ, для чего повернуть коленвал заводной ручкой так, чтобы третья метка на шкиве совпала с ребром-указателем на крышке распределительных шестерен, при этом бегунок распределителя должен находиться на уровне контакта 1-го цилиндра. В противном случае следует повернуть коленвал еще на 360, оба клапана должны быть закрыты;
- отпустить контргайку регулировочного винта клапанного механизма 1-го цилиндра ключом на 14 и отвернуть винт на 1-2 оборота. Вставить щуп соответствующего размера между коромыслом и клапанным стержнем и завернуть винт до момента, когда щуп с небольшим усилием будет двигаться в зазоре;
- удерживая регулировочный винт, закрутить контргайку и снова проверить зазор. Таким же образом отрегулировать второй клапан 1-го цилиндра;
- повернуть коленвал на 180 и выполнить регулировку клапанов 2-го цилиндра двигателя ЗМЗ 402 в том же порядке;
- повернуть коленвал еще на 180 и откорректировать тепловые зазоры на 4-м цилиндре;
- сделать оборот еще на 180 и установить нужный зазор между клапанным стержнем и коромыслом на 3-м цилиндре.
Важно! Правильное выполнение регулировочных работ заключается в соблюдении очередности цилиндров, а именно 1-2-4-3. По окончании процедуры следует прогреть мотор и сделать пробную поездку, в случае неудовлетворительного результата корректировку зазоров повторить.