Меняем тосол на Lada 2109: технология и частота проведения работ

Меняем тосол на Lada 2109: технология и частота проведения работСистема охлаждения мотора девятки представляет собой замкнутый контур, по которому принудительно циркулируется рабочее тело жидкость (ОЖ). Основными элементами контура являются расширительный бачок, два радиатора, лопастной насос центробежного типа, термостат и патрубки.

Когда же стоит думать о замене?

Утвержденный заводом-изготовителем график, указывает, что заменатосолана ВАЗ 2109 должна производится:

  • 1 раз в три года вне зависимости от пробега;
  • через каждые 60 тыс. км. пробега независимо от времени эксплуатации.

Целесообразность осуществления операции актуальна при проведении работ ремонтно-восстановительного плана с элементами охлаждающего контура, подготовка к которым предусматривает слив ОЖ. К таким работам можно отнести замену:

  • радиатора отопителя или теплообменника системы охлаждения;
  • термостата;
  • расширительного бачка;
  • центробежного насоса;
  • датчик температуры тосола.

Опытные механики не рекомендуют откладывать процесс смены тосола на длительное время. Потеря антикоррозионных и моющих свойств, снижение плотности жидкости способны привести к серьезным последствиям, требующим значительно больших капиталовложений, нежели операция по замене ОЖ.

Необходимые принадлежности

Произведение операции по обслуживанию системы охлаждения мотора возможно при наличии не менее 8 литров специального состава. В сервисной книге специалистами Lada отображен перечень подходящих ОЖ:

  • Тосол АМ;
  • ОЖК ЛЕНА;
  • ЛЕНА-40;
  • Тосол А-40М;
  • SPEKTROL ANTIFREEZE;
  • AGIP ANTIFREEZE EXTRA;
  • Glisantin G 03.

В роли приспособлений выступают рожковый ключ на 13, отвертка и тара для слива тосола объемом не менее 8 л.

Технология замены тосола на инжекторных ВАЗ 2109 своими руками

Концепция замены предусматривает слив отработанного состава через специальные отверстия и заполнение системы новым тосолом. Конструкторами предусмотрены два сливных отверстия в системе охлаждения вазовских моторов:

  • на левом торце основного радиатора;
  • на передней стенке блока цилиндров.

Проведение замены тосола на моторах ВАЗ 2109 не представляется возможным без предварительного демонтажа модуля зажигания, расположенного на лицевой поверхности блока цилиндров:

  • снять минусовую клемму с АКБ;
  • отсоединить провода от свечей зажигания;
  • демонтировать колодку проводов питания модуля зажигания;
  • отвернуть болты, фиксирующие модуля относительно блока цилиндров и картера сцепления;
  • ослабить болт левого верхнего крепления передней опоры мотора;
  • вывести из-под болта кронштейн модуля;
  • изъять из моторного отсека модуль с проводами.

Слив отработанного тосола производится по методике:

  • открыть кран отопителя;
  • соединить расширительный бачок с атмосферой, открутив крышку (при таких условиях обеспечивается быстрое вытекание жидкости из системы);
  • подставить тару и отвернуть пробку в левом нижнем углу радиатора мотора, дождаться окончания стекания жидкости;
  • отвернуть сливную гайку на блоке цилиндров и слить ОЖ из рубашки.

К сведению. Если сливаемая жидкость грязна и богата на различные включения, систему следует промыть обычной водой:

  • закупорить отверстия для слива;
  • залить воду через расширительную емкость и закрыть ее;
  • завести мотор на 3-4 минуты;
  • заглушить и слить.

Операция повторяется до тех пор, пока отработанная вода не будет чистой.

Изъяв из системы всю жидкость, следует:

  • установить всю сливную арматуру обратно;
  • смонтировать модуль зажигания в обратной последовательности;
  • связать массу автомобиля с АКБ;
  • залить новый тосол через расширительный бачок (см. ниже технологию заполнения);
  • запустить двигатель на 1-2 минуты;
  • долить ОЖ и закрыть расширительный бачок;
  • прогреть двигатель до момента срабатывания вентилятора охлаждения и заглушить;
  • при необходимости добавить ОЖ до виртуальной средней отметки (между MIN и MAX).

Особенности технологии замены ОЖ

Меняем тосол на Lada 2109: технология и частота проведения работПроцедура замены отработавшего тосола на ВАЗ 2109 таит в себе весомый подводный камень: в процессе заполнения системы новым составом высока вероятность появления воздушных пробок. При первом же прогреве двигателя после замены ОЖ необходимо следить за температурой мотора:

  • стрелка температуры ОЖ приближается к красной зоне, а вентилятор охлаждения не сработал и дует холодный воздух из печки в системе воздушная пробка;
  • из печки поступает горячий воздух, но не срабатывает вентилятор при положенной температуре (около 105-107 градусов) неисправен вентилятор;
  • уровень жидкости в расширительном бачке имеет тенденцию к росту.

Избежать появления воздушной пробки поможет правильная методика заполнения системы жидкостью:

  • залить в расширительный бачок антифриз (допускается полное заполнение емкости);
  • отсоединить шланг подачи состава от штуцера подогрева дроссельного узла;
  • доливать состав по мере опустошения расширительного бачка;
  • при наличии явления вытекания жидкости из штуцера подогрева дроссельного узла одеть шланг подачи тосола (возможно, понадобится создать небольшое давление в бачке (достаточно одного-двух глубоких выдохов в бачек);
  • закрыть бачок.

На карбюраторных девятках процесс замены осуществляется аналогично. Избежать появления воздушной пробки поможет временное отсоединение шланга от штуцера подогрева карбюратора.

Коротко о замене

Процесс замены тосола на моторах ВАЗ 2109 производится или 1 раз в три года, или 1 раз в 60 тыс. км, или (целесообразно) при проведении ремонтных работ с агрегатами системы охлаждения. Маршрут операции выглядит так:

  • снять модуль зажигания (на инжекторных моделях);
  • слить отработанный антифриз;
  • отсоединив шланг подачи ОЖ к дроссельному узлу (инжектор) или к карбюратору, залить новый состав через расширительный бачок;
  • запустить мотор на 1-2 минуты;
  • проверить и, при необходимости, долить антифриз;
  • запустить и прогреть двигатель до температуры срабатывания вентилятора (105-107 градусов);
  • заглушить двигатель, осмотреть систему на предмет отсутствия подтеков, при необходимости долить тосол до среднего уровня.