Несколько лет назад машины Газель были признаны лучшим народным коммерческим автомобилем России. И это действительно так нынешние дороги сложно представить без деловито снующих микроавтобусов или грузовичков известной отечественной марки. Профессиональные шоферы ценят их за надежность и простоту эксплуатации.
Коммерческий транспорт предполагает интенсивное использование, поэтому здесь зачастую агрегаты работают на пределе, что приводит к их поломке. Особые нагрузки приходятся на органы управления, в том числерулевую колонку автомобиля Газель. Большинство опытных водителей справляются с ремонтом самостоятельно, используя накопленный опыт коллег по цеху.
Устройство системы управления
Инженерами автозавода ГАЗ разработана система, основанная на конструкции винт-шариковая гайка и состоящая из:
- руля;
- карданного вала и шарнира;
- вала сошки с зубчатым сектором;
- трубы колонки;
- подшипников;
- сальников.
Вал колонки вращается на двух подшипниках, которые в ходе эксплуатации не нуждаются в регулировках. Колесо управления ставится на конические шлицы вала и закрепляется стопорной шайбой и гайкой.
Обслуживание главных узлов
Состояние узлов одной из важнейших систем самым прямым образом влияет на безопасность движения. Те, кто уделяют данному вопросу должное внимание, заранее могут предусмотреть неприятности в пути следования и избежать непоправимого. Осмотр и контроль основных параметров не займет много времени, но сохранит жизнь.
Что нужно проверить прежде всего:
- крепление основных узлов;
- свободный ход баранки;
- осевой люфт в подшипниках;
- зазор зубчатой передачи.
Помимо этого следует провести смазочные работы агрегатов в соответствии с картой смазки автомобиля. Если свободный ход колеса управления превышает 25 для ГАЗ-2705 и ГАЗ-2705 (для автобусов 20), то нужно отрегулировать затяжку подшипников и зубчатого механизма. На машинах с гидроусилителем обязательно проверить уровень рабочей жидкости в специальном бачке.
Регулировка рулевой колонки Газель перед эксплуатацией
Конструкция узла такова, что позволяет корректировать положение баранки по углу наклона и высоте. Для проведения этой операции существует фиксатор, который следует перевести в верхнее положение, установить в удобную позицию колесо управления и возвратить фиксатор на место.
Если стопор перестал выполнять свое предназначение, то необходимо двумя ключами на 13 отвернуть контргайку и затянуть крепеж рукоятки. После чего закрутить контргайку и поставить кожух на штатное место.
Характерные неисправности узлов управления автомобилем
Неполадки этих агрегатов, прежде всего, имеют внешние признаки, которые выражены в:
- посторонних стуках;
- увеличении люфта;
- тугом управлении;
- вибрации;
- подтекании жидкости;
- шуме при работе гидроусилителя.
Причинами вышеописанных неполадок могут быть нарушения правил эксплуатации и неквалифицированное обслуживание. Наиболее часто встречающийся дефект люфт рулевой колонки Газель, для устранения которого нужно заменить втулки подшипников вала. Для этого узел требуется демонтировать, о чем ниже.
Процедура снятия и разборки
Для начала отключим АКБ и установим передние колеса в положение прямо. Далее работа идет по пунктам:
- Снять накладку и отвернуть гайку крепления руля баллонным ключом на 24.
- Демонтировать РК со шлицев вала специальным съемником.
- Снять нижнюю часть кожуха, отвернув два винта.
- Поставить колонку в верхнее положение и снять верхнюю часть кожуха.
- В моторном отсеке вынуть шплинт клина и отвернуть гайку на 13.
- Выбить клин с помощью латунной оправки и снять вилку шарнира.
- Демонтировать пружинные фиксаторы уплотнителя.
- Отвернуть 4 болта крепления колонки и снять с карданным валом.
- Снять вилку крестовины с вала и отсоединить.
- Демонтировать кронштейн отвернуть болт и вытащить втулку.
Сборка и установка происходит в обратном порядке. Перед тем, как ставить баранку, следует убедиться в прямом положении колес. Для выполняющих подобные работы не лишним будет напомнить о соблюдении правил техники безопасности.