Многие из нас наблюдали, особенно в зимний период, как одна машина дает прикурить другой. Проезжая мимо в уютном салоне, от мысли: слава Богу, что не со мной становится теплее, даже без климат-контроля. Но, что нужно сделать, чтобы не оказаться с издохшейбатареейвдали от дома, увы, знают не все.
В большинстве случаев АКБ отказывается работать по причине нашей неграмотности и безответственности. Некоторые водители даже не знают, где она находится, не говоря уже о том,как правильно заряжать аккумулятор своего автомобиля. Рассмотрим основные требования по уходу за этим важным источником энергии.
.
Зависимость состояния батареи от режима эксплуатации
Коротко о факторах, влияющих на работоспособность АКБ:
- температура окружающей среды;
- величина зарядного напряжения бортовой сети;
- степень разряженности.
Напряжение заряда в бортовой сети должно быть в пределах 13,8-14,5 В. Отклонения от этих показателей говорят о неисправности регулятора напряжения. В летних условиях допускается степень разряженности не более 50%, зимой не выше 25%.
Сервисное обслуживание
По типу конструкции аккумуляторы делятся наобслуживаемыеинеобслуживаемые. Особенно нуждаются в контроле не менее одного раза в два месяца батареи первого типа. Для этого понадобятся такиеинструменты и компоненты:
- ареометр;
- вольтметр;
- соединительные провода;
- дистиллированная вода.
На некоторыхАКБесть указатели уровня электролита и степени заряженности. Зеленый цвет индикатора указывает на исправное состояние, но, как утверждают специалисты, реальные показатели могут несколько отличаться. Надо учитывать зимние температуры и испарение воды, при которых плотность возрастает.
Поэтому лучшим вариантом будет испытанный дедовский метод проверка плотности ареометром. Кроме этого,сервисные работы включают:
- Очистку корпуса.
- Проверку уровня электролита.
- Проверка плотности.
- Контроль напряжения на клеммах АКБ.
Следует помнить о том, что уменьшение плотности на 0,01 г/см³ соответствует падению емкости на 5%. Электролит должен быть прозрачным, без взвешенных составляющих. Если уровень жидкости ниже установленной нормы необходимо пополнить его количество, причем, идентичной плотности.
Сведения о том, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля и необходимые нормы безопасности
Итак, определим основные случаи, когда восстановление батареи необходимо:
- плотность электролита ниже 1,25 г/см³;
- простой автомобиля более 2 месяцев;
- стартер не крутит.
Для оживления понадобится зарядное устройство. В зависимости от технических возможностей, эти агрегаты могут работать либо с постоянными значениями тока, либо при постоянстве напряжения. Есть приборы, которые комбинируют вышеназванные циклы заряда.
Приступаем к последовательности мероприятий при подготовке к восстановлению АКБ:
- Отсоединить и извлечь батарею.
- Очистить корпус и клеммы.
- Проверить плотность.
- Отвернуть пробки банок АКБ.
- Подключить соответствующие провода зарядного устройства к клеммам батареи.
- Настроить режим зарядки.
Особо стоит заметить, что знаний, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля, недостаточно меры безопасности также важны. Во время процесса образуется смесь кислорода и водорода, поэтому важен хотя бы приток свежего воздуха в помещение, если нет вытяжки. В момент подсоединения, зарядное должно быть отключено от сети.
Существует два метода:
- зарядка в режиме постоянного напряжения;
- зарядка в режиме постоянного тока.
Первый вариантоснован на прямой зависимости величины напряжения зарядника и уровне заряда батареи. То есть, если на клеммах зарядного устройства 14,5 В, то АКБ восстановится примерно через двое суток. При повышении показателя до 16,5 В на весь процесс уйдет около суток.
Реанимированиеметодом постоянного токатребует постоянной корректировки ампеража, величина которого должна составлять 1/10 от емкости. Например, имеем батарею 60 А/ч ток заряда должен быть в пределах 6 А при продолжительности операции в 10 часов. Зарядка с помощью комбинированного прибора вообще не требует присутствия человека.
Полностью готовая к эксплуатации АКБ покажет плотность 1,28 г/см³, причем, во всех банках. Как видите, операция не представляет сложности и доступна большинству автовладельцев. Теперь останется поддерживать ее состояние на этом уровне и вам не придется стоять на проселочной дороге с прикуривателем в протянутой руке.