Стандартизация любых компонентов это основный рычаг правильной организации любого процесса. При наличии регламентированных документов облегчается алгоритм проектирования новой конструкции, в том числе и геометрии автомобильной дороги. Нормы государственных стандартов, как ни странно, распространяются и на обустройство путей общего пользования.
Определение
Согласно официально зарегистрированному единому документуполоса отвода автомобильной дорогиподразумевает под собой некоторую площадь прилегающего участка. Здесь размещаются основные конструктивные элементы путей следования. Также возможно разместить в этих границах и объекты для осуществления сервиса по профилю.
В свою очередь, к рассматриваемому элементу с каждой стороны прилегают придорожные полосы. Пользоваться зарезервированным пространством посторонним объектам запрещено. Это обусловлено:
- возможностью расширения или перепланировки дороги в дальнейшем;
- созданием предрасполагающих факторов для проведения работ реконструкционного характера;
- возможностью очистки полотна в зимних условиях.
Проектирование полосы отвода участка автомобильной дороги: основные размеры
Границы рассматриваемой территории определяются в соответствии с нормализированными параметрами, которые позволяют провести планировку будущего участка. Ширина принятой во внимание площадки напрямую зависит от категории проектируемого пути и принимает следующие значения:
- 25 м (5);
- 50 м (3 — 4);
- 75 м (1 2).
При этом возможна корректировка принятых значений, принимающих во внимание приоритет дорожного участка. Так, ширину полосы отвода в 100 метров для подъездных автомобильных дорог принимают в том случае, если они расположены между федеральными центрами.
Также данный параметр редактируется для тех дорог, которые наделены федеральным статусом и предназначены для организации объездной траектории города с численностью населения до 250 тыс. человек. Если количество последних превышает 250 тыс. человек, то величина габаритного размера принимает 150 м.
Нюансы в компоновке внедорожного пространства
Структура второстепенного участка может быть различной. В самой простой конфигурации ширина придорожной площадки включает только величину подошвы насыпи, по верхушке которой собственно и движутся автомобили, и принятые габариты примыкающей площадки (не менее 3 м с каждой стороны!). Основной размер полосы отвода может быть увеличен за счет следующих дополнений:
- кюветов;
- нагорных канав;
- банкетов;
- боковых резервов.
При расчетах ширины рассматриваемого участка учитывают уровень расположения проезжей части по отношению к рельефу местности. Если дорога проходит выше, то при расчете основного параметра полосы отвода принимается длина между нижними точками откосов подошвы. В ином же случае, этот параметр заменяют на ширину выемки, которая измеряется между верховыми кромками внешних откосов в разрезе.
Что указано в стандартах?
На основании характерных параметров были созданы нормы отвода. Располагая цифровыми значениями высоты полотна и крутизны катетов откосов, можно с легкостью определить ширину полосы отвода для различного класса автомобильных дорог, в зависимости от степени насыщенности их дополнительными компонентами.
Норма может включать от одного до трех цифровых значений. Более емкая информация представлена в таком виде: 36/32/60. Расшифровать ее можно следующим образом:
- первый разряд ширина территории отвода с учетом отличной боковой видимости;
- второе число ширина участка отвода с учетом принятой конфигурации кюветов;
- последнее цифровое обозначение ширина полосы отвода, предполагающей наличие резервов сбоку 10х0,5.
Ограничения на использование
В границах зарезервированной территории запрещается:
- организовывать деятельность, которая не имеет никакого отношения к осуществлению работ ремонтного характера;
- базирование различных зданий, не предназначенных для осуществления дорожного обслуживания;
- распашка земли;
- валка деревьев;
- выпас животных;
- монтаж рекламных конструкций без оформленного разрешения;
- установка указателей, обладающих второстепенной информативной функцией.
Располагая нормативными значениями параметров полос отвода, упрощается и значительно ускоряется процесс проектирования нового пути. Однако стоит обратить внимание на то, что требования принятого стандарта не распространяются на некоторые участки дорог, к которым относятся подходы к тоннелям и мостам, пути в дорожно-климатической зоне или в гористой местности.