Здоровье ребенка в школьное время.
Кое-что об иммунитете
С точки зрения чисто медицинской отдавать ребенка в детское дошкольное учреждение надо или в 3 месяца (как это происходило 30 лет назад, когда мамы почти сразу выходили на работу), или в 4,5 года. На первый вариант вряд ли кто-нибудь сегодня согласится. Попробую объяснить, почему более поздний возраст мне представляется предпочтительным.
В чем, собственно, главная опасность? В погружении вашего домашнего ребенка в агрессивную вирусно-микробную среду, которая, к тому же, каждые 3-4 недели обновляется. Для того, чтобы противостоять этой среде, нужно иметь хорошо работающую иммунную систему, которая созревает более или менее к указанному сроку.
Кроме этого (и это очень важно) ребенок к этому времени созрел для психологической работы с ним — вы можете убедить его в необходимости вашего поступка, да и он сам тянется к сверстникам , ищет общения. Детский сад скорее станет для него источником положительных эмоций, что само по себе способствует в борьбе с инфекцией. Ребенок постоянно плачущий, находящийся в состоянии стресса от разлуки с родителями — отличная добыча для вирусов и микробов.
Но можно ли что-нибудь сделать, если необходимо отдать ребенка в детское учреждение раньше? Думаю, что да. В первую очередь хочется сказать не столько даже о закаливании, сколько и следовании определенному, не тепличному образу жизни. Известен опыт семьи Никитиных. У меня есть свой, не менее убедительный опыт.
В семье моих друзей родилась тройня. Родители были уже в возрасте, оба — кандидаты наук, активно и много работающие. Два мальчика и девочка родились с весом 1300, 1100 и 1050 граммов. Когда через два года я попал в эту живущую в холодном Питере семью, увидел следующую картину (дело было в ноябре): трое двухлетних озорников спали послеобеденным сном в спальных мешках. Балкон был открыт настежь. «Ребята, просыпайтесь!» — скомандовала мать. Дети с визгом выскочили из спальников и босиком наперегонки побежали к открытому балкону. Попрыгав там с минуту, малыши начали одеваться. Они были бодры, веселы, приветливы.
Сейчас им по 17 лет; они студенты разных институтов, заядлые спортсмены. Девочка даже чемпионка Европы по спортивному ориентированию. Я тогда спросил родителей: «Как вы решились?». «У нас не было другого выхода!» — честно ответили они.
Поймите меня правильно — я не призываю всех следовать столь экстремальным методам. Но элементы этого — длительное пребывание ребенка на свежем воздухе, чистый и прохладный воздух в комнатах, бегание босиком по полу и т. д. — должны войти в жизнь вашего ребенка как можно раньше, тем более если вы заранее знаете, что ему предстоит рано пойти в детское учреждение.
Еще одна немаловажная деталь — приучайте, насколько возможно, своего ребенка к контактам с другими детьми (приглашайте их в гости, общайтесь на детских площадках и т.д.). Малыш получает психологический опыт — и одновременно тренируется его иммунная система.
Наконец, существуют и медикоментозные возможности укрепления иммунитета, своеобразные прививки против вирусов и микробов, чаще всего вызывающих респираторно-вирусны езаболевания — главный бич детей, пошедших в детское учреждение. К таким препаратам относится, например, рибомунил, IRS-19 и ряд других.
Главная особенность этих препаратов состоит в том, что они содержат РНК микробов и вирусов, осколки их оболочек, вызывающие образование как немедленного, так и отсроченного иммунитета. В отличие от многих других иммуномодуляторов подобные препараты безвредны, так как повышают сопротивляемость организма к вирусам и микробам естественным образом.
Существуют и другие маленькие хитрости — промывание носоглотки ребенка 0,85-1% раствором поваренной соли после прихода из детского учреждения, смазывание наружных отделов носовых ходов оксалиновой мазью, витаминизация организма.
И еще одно. Если ребенок все-таки заболел, не держите его дома 3-4 недели. Достаточно нескольких дней. Ведь за месяц в детском коллективе появятся уже другие вирусы и микробы, перед которыми ваш ребенок беззащитен, и возможен новый виток болезни.
Однако если респираторные заболевания протекают тяжело, осложняются астматическим синдромом, если обостряются хронические заболевания, подумайте, стоит ли игра свеч.
Михаил Кукулевич, врач-педиатр
Когда я работала воспитателем в садике, у меня была самая младшая группа — дети от 1,5 до 3 лет. Большинство детей действительно заболевали, не проходив и недели в сад.
Существует масса всяких профилактических норм для предотвращения заболеваемости детей. Но далеко не все детские сады проводят эту профилактику из-за недостатка персонала.
Представьте себе: 20 малышей — не все умеют сами кушать, одеваться и раздеваться, некоторые еще не просятся на горшок — и я одна с 7 утра и до вечера, и за воспитателя, и за нянечку. Не успеваешь лишний раз помыть игрушки или полы в группе.
Когда я поняла, что по моей вине могут заболеть дети, я собрала родительское собрание и объяснила им ситуацию. И мои родители стали мне помогать! Я раздавала вечером резиновые и пластмассовые игрушки, а утром мне их возвращали вымытыми. Родителям более старших детей я раздавала кукол — они приводили их в порядок, мыли, стирали одежду. Два раза в месяц мы проводили вместе с родителями генеральную уборку в группе: мыли полы, стены, детскую мебель, кафель, шкафчики, стульчики, подоконники. Одна мама предложила собрать деньги и купить в группу портативный кварцевый аппарат. И я смогла кварцевать группу. Вы не поверите, но дети почти перестали болеть!
убедитесь, что в саду соблюдаются санитарно-гигиенические нормы;
чаще стирайте одежду ребенка, в которой он ходит в садик;
предложите вашу помощь воспитателю.
Юлия Калинина, Москва
Опыт детского сада
Реален ли детский сад, где дети не болеют? Да, такой садик есть. Он открылся на базе центра образования в Новой Олимпийской деревне. Это сказочный городок, просторный и светлый, с залами для игр и своим бассейном. но ведь грипп, как известно, всеяден. И все-таки он не прошел — ни осенью, ни зимой, ни плаксивой весной.
Почему? В детском саду выработана целая система оздоровления и закаливания, которая специально «настраивается» на каждого ребенка. Беседа с мамой начинается с анамнеза — как вынашивала, как родила, чем знаменательны первые годы жизни малыша. Заполняется диагностическая карта, в которой учитывается семейный портрет, уровень физического и психического развития, группа здоровья, индивидуальные особенности ребенка. Заполняется дневник здоровья, определяется принадлежность к определенному виду закаливания.
Пока дети гуляют на улице, помещение проветривается сквозным методом. Когда дети спят, открыты верхние фрамуги в игровых залах (это обеспечивает равномерное поступление свежего воздуха откуда-то издалека). Периодически воздух помещений обрабатывается бактерицидными лампами. При пробуждении детям предложат пройти по мокрой махровой дорожке, а затем — по сухой. Мокрая — пропитанное соленой водой длинное махровое полотенце.
Затем старшие дети полощут горло прохладной водой, а младшие- отваром трав комнатной температуры, или ребятня промывает носик, втягивая и высмаркивая прохладную воду. Есть еще коврики для массажа стоп. А кому-то назначены дыхательная гимнастика, индивидуальный точечный массаж или ходьба по бревну (профилактика плоскостопия). И так получается, что пока одни дети блаженствуют в бассейне, другие (которым плаванье не разрешается по состоянию здоровья) не скучают, занимаясь лечебной гимнастикой. За этим внимательно следит старшая медсестра Валентина Григорьевна Лебедева.
О бассейне надо сказать особо. Там всегда поддерживается не только нужная температура воды, но и соответствующая температура воздуха — на 2 градуса выше. Так положено по медицинским нормам.
И это еще не все. Круглый год на подоконниках дети выращивают зелень для стола, в первую очередь зеленый лук. Также в пищу добавляется чеснок. А вечером каждый малыш получает свою горошину — аскорбинку. Скоро откроется фитобар, куда детишки будут приходить, чтобы выпить лечебного коктейля.
Заместитель директора центра по дошкольному воспитанию Татьяна Александровна Котова замечает:
— Все мы — мамы, и обстановка в детском саду должна быть домашней. Чтобы ребенок не ждал прихода родителей, а увлеченно жил и творил и чтобы на душе у него было спокойно. Тогда никакой грипп не пройдет.
Когда мамы впервые шагающих в детский сад малышей сокрушаются по поводу неминуемых теперь простуд и болезней, я удивляюсь. У нас в семье детское дошкольное (да и школьное) учреждение никогда не ассоциировалось с температурой, мокрым носом и осипшим от крика горлышком. Как нам это удалось?
С амое главное: найдите такой детский сад, где малышу будет радостно и интересно. Это не так сложно, как кажется. В ближайшем от дома садике может не быть конструкторов Лего и кожаной мебели, зато музыкальный руководитель — просто золото. Нет бассейна и дополнительного английского? Не беда, первое время все «дополнительное» только мешает адаптации к новым условиям жизни: совсем не просто 6-10 часов в день находиться на «чужой» территории!
Ваша первоочередная задача — сделать эту территорию своей. Нет никого лучше ласковой понимающей воспитательницы Надежды Дмитриевны, которая и раздеться поможет, и сказку почитает, вытирая неизбежные утренние слезки.
Ищите такой садик, где вам будут по-настоящему рады, а значит, помогут малышу освоиться, считаясь с его маленькими «прибамбасами». Моему старшему сыну пошли на встречу — первую неделю он ходил босиком, как дома. Вскоре Алеша сам понял, что дома удобнее ходить босиком, а в саду лучше иметь сменную обувь. У вашего малыша может быть другой «нюанс «: любимая игрушка в кармашке, непременная конфета за щекой, книжка в постельке
Н еплохо бы также узнать «оздоровительные» позиции детского дошкольного учреждения. Сколько раз в день дети гуляют? Как часто проходят физкультурные занятия и соревнования? Кто (и сколько раз) проветривает помещение в группе в течение дня? Какая форма одежды предпочтительнее (в большинстве детских учреждений топят очень хорошо, причем до мая!)? Задайте эти вопросы, когда придете записываться в сад.
Сходите на «разведку» в группу: есть ли там спортивный комплекс? В спортивный зал: возможно, вы будете приятно удивлены, увидев «сухой» бассейн (а хорошо бы и «мокрый», настоящий!), баскетбольные кольца для малышей, другие интересные спортивные снаряды. В некоторых детских садах открыты группы «здорового образа жизни». Хорошо бы в такую попасть.
И в заключение открою вам маленькую тайну, которой поделилась со мной милая Надежда Дмитриевна (второй мой мальчик благодаря стечению обстоятельств и некоторым моим усилиям попал в группу к той же, нашей любимой воспитательнице!): кто мало болел дома, до садика, тот и в саду тоже много болеть не будет.
А какие же дети мало болеют? Да только те, которых родители закаливают и оздоровляют. Те, чьи родители поощряют всяческие спортивные мероприятия на свежем воздухе и дома — с самого рождения. Кстати, я уверена, что первая «оздоровительная процедура» младенца — это грудное вскармливание. Вторая — раннее плавание и «прохладный» образ жизни: дома никаких «трех одежек» дома, вся верхняя одежда выбирается только после взгляда на показатели уличного термометра (минус 10 и плюс 5 градусов требуют совершенно разных шапочек, поверьте!). В дальнейшем — обливание холодной водой, сауна, хождение босиком и в трусиках, посещение детского бассейна, летний отдых на даче, поездки на море.
Когда малышу исполнится год, уже не обойтись без спортивного комплекса с канатом, шведской стенкой, брусьями. Также нужны велосипед, санки, лыжи, самокат, ролики, скейтборд, коньки. Не говорю уже про мячи, скакалки, детский теннис-пласт и т.д. К сожалению, ничего не получится, если вы сами в этом участвовать не будете. Итак, чтобы ребенок не болел в детском саду, у него должны быть активные, бодрые родители, которые не жалеют времени и средств (увы!) на собственное здоровье и здоровье своих детей.
И еще одна мысль — крамольная с точки зрения медиков, но «сработавшая» в моем случае. Я уверена, что отказ от профилактических прививок в первые 2-2,5 года жизни значительно влияет на иммунитет ребенка в лучшую сторону. Моим мальчикам прививки делали «перед детским садом», на полный курс требуется приблизительно 6-8 месяцев. К тому же в детском саду у меня есть строгая договоренность с медсестрой (в письменном виде) об обязательном предупреждении меня, мамы, о проведении очередной прививки по возрасту. Для тех, кто не знает, сообщаю: к прививке ребенка надо готовить, а после прививки обязательно узнать о ее «результативности». Добросовестные медицинские работники обязательно вам об этом сообщат.