Как правильно принять на работу гражданина Казахстана?
Добрый день! Мы хотим принять на работу гражданина Казахстана. Статус временно пребывающий. Какие документы мы должны от него взять? И как я должна узнать, что у него статус временно пребывающий? Нужно ли делать на него СНИЛС? И какие налоги мы должны платить? И если заключить договор на неопределенный срок, должен ли он каждый год пересекать границу? Спасибо
Постоянно проживание подтверждается видом на жительство :
Для приема на работу временно или постоянно проживающих иностранцев квота не нужна.
Если такого вида на жительство или разрешения на временное проживание нет , то иностранец считается временно пребывающим.
Ответ на вопрос : Какие документы мы должны от него взять?
Граждане Казахстана оформляются на работу в России в упрощенном порядке. Им не нужно разрешение на работу, а работодателю не требуется разрешение на привлечение к работе иностранцев.
Оформление такого иностранца на работу происходит в следующем порядке:
При приеме на работу соискатель должен представить документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ (как и российский гражданин), а также документ, подтверждающий законность его нахождения на территории России. Таким документом является документ о постановке на миграционный учет, миграционная карта. При этом граждане Казахстана могут не вставать на учет по местопребыванию в течение 30 суток с даты въезда в Россию (Федеральный закон от 14.03.2013 N 27-ФЗ «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Республики Казахстан и граждан Республики Казахстан на территории Российской Федерации».)
По истечении указанного срока они обязаны зарегистрироваться в общем порядке . Срок временного пребывания таких иностранцев определяется сроком действия их трудового договора. Если же договор с такими иностранцами заключен на неопределенный срок, то срок их временного пребывания продлевается ежегодно.
Следовательно, для подтверждения законности пребывания в России гражданин Казахстана должен представить либо документ о постановке на миграционный учет, либо документ, подтверждающий въезд на территорию России менее 30 суток назад (например, миграционную карту).
2. С такими работниками заключается трудовой договор, как правило, бессрочный. Срочный трудовой договор может быть заключен только при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 59 ТК РФ. Тот факт, что работник иностранный гражданин не является достаточным основанием для заключения срочного трудового договора.
3. Издается приказ о приеме на работу.
4. Вносится запись в трудовую книжку. Если работник предъявит трудовую книжку советского образца, продолжайте ее вести. Если у работника казахская трудовая книжка, заведите ему российскую. При этом записи о трудовом стаже сотрудника на территории Казахстана в нее переносить не нужно.
5. О приеме на работу гражданина Казахстана нужно в течение 10 дней сообщить в ФНС России.
Уведомлять миграционную службу и службу занятости не нужно.
Граждане Казахстана, имеющие статус временно пребывающих в России, подлежат обязательному пенсионному страхованию при заключении трудового договора более чем на 6 месяцев в календарном году.
Временно или постоянно проживающие в России граждане Казахстана подлежат социальному и пенсионному страхованию.
О миграционном учете:
а) по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту;
б) после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления;
Принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных частями 3 и 3.1 статьи 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»:
а) представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи;
б) передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.
При наличии у иностранного гражданина права собственности на жилое помещение, находящееся на территории Российской Федерации, он может заявить такое помещение в качестве своего места пребывания. В этом случае для постановки на учет по месту пребывания такой иностранный гражданин лично представляет уведомление о своем прибытии в место пребывания непосредственно в орган миграционного учета либо через многофункциональный центр.
Подтверждением выполнения принимающей стороной и (или) иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, проставляемая в установленном порядке органом миграционного учета, гостиницей или организацией федеральной почтовой связи. Необходимо снять с данного документа для работодателя ксерокопию.
По общему правилу, основанием для постановки на миграционный учет является паспорт работника и миграционная карта, которая выдается в пунктах пропуска через государственную границу.
Принимающей стороной в соответствии с миграционным законодательством является :
— гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства,
— юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации,
у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
Ответ на вопрос : Нужно ли делать на него СНИЛС? И какие налоги мы должны платить?
Вопрос пенсионного страхования и медицинского страхования :
Оформить СНИЛС (оформляет работодатель). Иностранные граждане, временно прибывающие в РФ, подлежат только обязательному пенсионному страховании ( при условии , что трудовой договор с ними заключен бессрочный или на срок более 6 месяцев суммарно в течение календарного года) .
Обязательное социальное страхование на случай болезни и в связи с материнством полагается только иностранцам, имеющим статус постоянно или временно проживающих в России.
Следовательно, если ранее иностранный гражданин в России не работал и соответствующего свидетельства пенсионного страхования у него нет, а в настоящее время он признается застрахованным, то работодатель обязан оформить на него такое свидетельство (СНИЛС) в органах Пенсионного фонда РФ (абз. 4 ч. 2 ст. 15 Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования). При получении страхового свидетельства для указанных категорий иностранных граждан работодателю необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда России (п. 2 ст. 7 Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
Порядок и правила оформления страхового свидетельства государственного пенсионного страхования установлены Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н.
2. Оформление страхового свидетельства в системе обязательного медицинского страхования
Работодатель не оформляет полисы ОМС на своих работников
Застрахованными лицами в системе обязательного медицинского страхования являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом «О беженцах».
Действующее законодательство не возлагает на работодателя в вашей ситуации прямой обязанности оформить работнику полис добровольного медицинского страхования, но если в трудовом договоре с иностранцем вы предусмотрели такую обязанность, или такая обязанность закреплена в коллективном договоре или ином локальном акте Вашей организации, то вы обязаны оформить работнику полис ДМС.
При отсутствии в трудовом договоре с иностранцем — высококвалифицированным специалистом условия о ДМС, миграционная служба вправе отказать такому лицу в продлении разрешения на работу.
В соответствии со ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.
В соответствии со ст.224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами
Прочие категории иностранных граждан на начало отчетного налогового периода рассматриваются в качестве нерезидентов Российской Федерации, и обложение их доходов в течение первых 183 дней пребывания на территории Российской Федерации в рамках календарного года производится по ставке 30 процентов. Уточнение налогового статуса таких налогоплательщиков производится лишь на дату, следующую после истечения 183 дней пребывания его на территории Российской Федерации иностранного гражданина. В таком случае ставка налога на доходы физических лиц за весь период пребывания его на территории Российской Федерации применяется в размере 13 процентов и производится соответствующий перерасчет налога. Это, в частности, распространяется на вновь прибывающих на территорию Российской Федерации для целей осуществления трудовой деятельности граждан иностранных государств.
Страховые взносы в пенсионный фонд, ФСС и ФМС
Зарплаты временно пребывающих иностранных граждан облагаются взносами на финансирование только страховой части трудовой пенсии (п. 2 ст. 22.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»). Причем это правило действует лишь в том случае, когда с иностранцем заключен трудовой договор на неопределенный срок или как минимум на шесть месяцев в течение календарного года. Если временно пребывающий иностранец имеет разрешение, как высококвалифицированный специалист, то выплат в его пользу взносы не начисляются в ПФ, ФСС и Ффомс
За временно проживающих нужно платить страховые взносы в пенсионный фонд в таком же порядке и только на формирование страховой части пенсии.
За постоянно проживающих нужно платить также как за российских работников.
Страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:
Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (п. 2 ст. 20.1) установлено, что заработная плата работника-иностранца облагается страховыми взносами от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в общеустановленном порядке без каких-либо исключений.
Страховые взносы ФСС :
Платим только за постоянно и временно проживающих иностранцев.
Ответ на вопрос : И если заключить договор на неопределенный срок, должен ли он каждый год пересекать границу?
Ваш трудовой договор не может заменить иностранцу разрешение на временное проживание или вид на жительство.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований Миграционного законодательства РФ, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, о чем делается отметка в миграционной карте. Выезжать за границу в данном случае не требуется.
Если же вы не хотите обращаться в ФМС за получением разрешение на продление срока временного пребывания в РФ, то нужно выехать на Родину.
После его выезда на Родину и возвращения к Вам вы вновь должна поставить его на миграционный учет.
Подробности в материалах Системы:
1. Ответ: Как принять на работу граждан республик Беларусь и Казахстан
При приеме на работу граждан республик Беларусь и Казахстан необходимо руководствоваться Соглашением о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей , которое регулирует порядок привлечения к трудовой деятельности указанных граждан.*
Для заключения трудового договора гражданин республик Беларусь и Казахстан должен представить работодателю документы , предусмотренные Трудовым кодексом РФ, а также документы, подтверждающие законность нахождения иностранца на территории России ( ст. 4 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей ).
При этом граждане республик Беларусь и Казахстан (и члены их семей) могут не вставать на учет по местопребыванию в течение 30 суток с даты въезда в Россию. По истечении указанного срока они обязаны зарегистрироваться в общем порядке . Срок временного пребывания таких иностранцев определяется сроком действия их трудового договора. Если же договор с такими иностранцами заключен на неопределенный срок, то срок их временного пребывания продлевается ежегодно. Такой порядок установлен статьей 5 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, Законом от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ и разъяснен в информации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 сентября 2013 г .
Если по истечении 90 суток пребывания иностранца в России трудовой договор с ним будет расторгнут, то выезжать необязательно. Гражданам республик Беларусь и Казахстан отводится еще 15 дней на заключение нового трудового договора, в том числе и с другим работодателем. Досрочное расторжение трудового договора с гражданами республик Беларусь и Казахстан регулируется нормами российского трудового законодательства. Об этом говорится в статье 8 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей.
Сотрудники – граждане республик Беларусь и Казахстан, постоянно проживающие и временно проживающие в России, (независимо от года рождения) подлежат социальному и пенсионному страхованию ( ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ ).
Сотрудники – граждане республик Беларусь и Казахстан, временно пребывающие в России, подлежат только обязательному пенсионному страхованию.
Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.
При этом страховыми взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование не облагаются:
вознаграждения гражданам республик Беларусь и Казахстан, которые работают по трудовым договорам, заключенным с российской организацией, в ее обособленных подразделениях за границей;
вознаграждения гражданам республик Беларусь и Казахстан, которые работают за границей по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг).
Такой вывод следует из части 4 статьи 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, части 2 статьи 22.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, части 1 статьи 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ, письма Минздравсоцразвития России от 12 февраля 2010 г. № 295-19 .
Граждане республик Беларусь и Казахстан наравне с российскими гражданами имеют право вступать в профсоюзные организации (ст. 11 , 16 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей).
По обращению иностранца работодатель обязан предоставить ему:
информацию об условиях и порядке пребывания, осуществления трудовой деятельности, а также прав и обязанностей, предусмотренных российским законодательством в отношении сотрудников;
справку о работе с указанием специальности, квалификации или должности, периода работы, а также размера заработной платы. Такая справка предоставляется в том же порядке , как и для российских граждан.
Об этом говорится в статьях 9 , 11 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей.
заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России
2. Ответ: Как поставить на миграционный учет временно пребывающего иностранца, въехавшего на территорию России без визы
После прибытия (въезда через границу) иностранного гражданина на территорию России возникают следующие обязанности.
при въезде через границу получить и заполнить миграционную карту ;
не позже семи рабочих дней со дня въезда встать на миграционный учет.
У организации – не позже семи рабочих дней со дня въезда иностранного сотрудника направить уведомление о его прибытии в миграционную службу.
Такие правила установлены статьей 25.9 Закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ, пунктами 1 , 2 и 3 ст. 20 Закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ.
Постановка на миграционный учет и порядок направления уведомления о прибытии осуществляются в соответствии с Правилами , утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9 .
По общему правилу срок пребывания иностранного гражданина, временно пребывающего на территории России в безвизовом порядке, ограничен сроком в 90 суток. Однако сотруднику-иностранцу этот срок может быть продлен на срок действия трудового (гражданско-правового) договора, но не более чем на один год с даты въезда. Такой порядок следует из положений пунктов 1 и 5 статьи 5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
По истечении срока пребывания иностранный гражданин обязан выехать из России ( п. 2 ст. 5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ ).
Внимание: за неисполнение принимающей стороной обязанностей по миграционному учету предусмотрена административная ответственность.
Ответственность установлена частью 4 статьи 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа:
на организацию (принимающую сторону) в размере от 400 000 до 500 000 руб.;
на должностных лиц организации в размере от 40 000 до 50 000 руб.
При этом, если нарушения установлены в отношении двух и более иностранцев, ответственность наступает в отношении каждого иностранного лица.
3. Ответ: Нужно ли заново оформлять трудовую книжку сотруднику-иностранцу из ближнего зарубежья или продолжать вести ту, которую он предъявил при приеме на работу
Ответ на этот вопрос зависит от того, когда и где выдана трудовая книжка сотрудникам-иностранцам.
Если трудовую книжку завели еще в СССР, то продолжайте ее заполнять. При этом не имеет значения, гражданином какого именно государства – члена бывшего СССР является иностранец. На территории России действуют трудовые книжки образца 1974 и 2004 годов. Серии трудовых книжек, которые выпускались в России (СССР) в этот период, приведены в таблице .
Если трудовая книжка выдана в иностранном государстве и велась на иностранном языке, сотруднику-иностранцу нужно оформить документ российского образца. При этом записи о трудовом стаже сотрудника на территории иностранного государства в него переносить не нужно.
Указанный порядок следует применять, в том числе, в отношении граждан Республик Беларусь и Казахстан, несмотря на специальное соглашение , во многом приравнивающее граждан указанных республик с российскими гражданами в части трудовых отношений. Такой вывод следует из части 5 статьи 11 Трудового кодекса РФ.
Нина Ковязина, з аместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России
Инструкции по кадровой работе
Петиция от всех кадровиков России
В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.
- Принимаем на работу: самые важные вопросы 2
- Анкета при приеме на работу 12085
- Должностная инструкция: оформление по ГОСТу (образец) 17824
- Приказ о приеме на работу 584
- Приказ о вступлении в должность генерального директора 2224
- Мы в соцсетях
Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.