Суммы детских пособий в 2017 году
В соответствии с Постановлением Правительства от 26.01.2017 г. № 88 «Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2017 году» с 01.02.2017 года в соответствии с фактической прошлогодней инфляцией детские пособия проиндексированы на 5.4% (коэффициент индексации 1,054).

Это правительственное постановление не распространяется на индексацию материнского капитала в 2017 году — его величина останется на уровне 453026 рублей еще как минимум на 3 года подряд (до 01.01.2020 г.) в соответствии с законом о заморозке суммы сертификата — читать подробнее.
выплаты или компенсации
- 265827,63 руб. при отпуске в 140 дней;
- 296207,93 руб. за 156 дней;
- 368361,15 руб. за 194 дня.
Выплачивается будущим мамам, которые встали на учет в женскую консультацию не позднее 12-й недели беременности.
За пособием необходимо обратиться не позднее, чем через 6 месяцев после родов
Работающим выплачивают по месту работы работодатели. Неработающим — УСЗН.
Для получения необходимо обращаться по месту выплат не позднее 6 месяцев после родов (перейти к схеме).
(в 2017 году не индексируется)
Предоставляется Пенсионным фондом РФ после рождения или усыновления второго и последующих детей. Выдается в виде сертификата и тратится только в безналичной форме.
Работающим выплачивается по месту работы, а неработающим — в УСЗН в минимальном размере:
- 3065,69 руб. на первого ребенка;
- 6131,37 руб. — на второго и последующих.
Максимально работающим на одного ребенка — 23120,66 руб.
За пособием необходимо обращаться не позднее 6 месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет.
Предоставляется работодателем лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, на основании Указа Президента РФ от 30 мая 1994 года № 1110.
Выплачивается семьям при рождении третьего ребенка, если среднедушевой доход семьи ниже установленного в регионе.
Право на получение возникает после наступления срока беременности — 180 дней, если на тот момент муж проходит срочную военную службу.
Предоставляется по уходу за ребенком до 3-х лет весь период от его рождения, до увольнения со срочной службы отца ребенка.
Выплачивается в службе соцзащиты населения по месту жительства (для детей солдат срочной службы) или в пенсионных органах Министерства обороны (для детей контрактников) до наступления совершеннолетия (до 23 лет при обучении по очной форме).
Работающим выплачивают работодатели. Неработающим — УСЗН.
Одновременно с федеральным правительством, региональные власти устанавливают дополнительные выплаты и льготы семьям с детьми. Пока эта система не отлажена и в ней существуют определенные перекосы, выражающиеся в различном подходе местных властей к вопросам социальной защиты населения. Из-за существующих различий в стоимости потребительской корзины и уровня жизни, устанавливаемый размер аналогичной материальной помощи в различных областях, краях и республиках может отличаться в разы.
Действующие нормы Трудового кодекса России (ч. 2 ст. 146, ст. 148) устанавливают, что исполнение рабочих обязанностей в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере с использованием специальных повышающих коэффициентов, устанавливающих процентную надбавку к зарплате.
В соответствии с требованиями ст. 5 закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ районные коэффициенты к зарплате, установленные в отдельных субъектах федерации, их районах и местностях, используются при исчислении размера социальных выплат гражданам, имеющим детей, в следующих случаях:
- при выплате пособий, установленных на очередной год в твердой (фиксированной) денежной сумме или в предусмотренном минимальном (максимальном) размере (см. таблицу выше);
- при расчете пособий по социальному страхованию, если при выплате заработной платы за расчетный период они по какой-то причине не были учтены по месту работы.
Однако в настоящее время рассматривается вопрос отмены районных коэффициентов в том виде, в котором они сейчас существуют, как изжившего себя пережитка прошлого.
Этой позиции, в частности, придерживается Министр труда и соцзащиты РФ Максим Топилин: «Экономическая ситуация поменялась, и сейчас исчисление этих добавок — всего лишь дополнительная нагрузка на бухгалтерию работодателей».
Дело в том, что принципы начисления оплаты труда с советских времен значительно изменились, и учет «северной надбавки» фактически свелся к формальности, когда она вычленяется из уже установленной к выдаче зарплаты и просто прописывается в бухгалтерской отчетности отдельной строкой, что не несет никакой полезной информации и только создает лишнюю нагрузку бухгалтеру.
Система социального страхования в России на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предусматривает расчет размера ряда детских пособий пропорционально сумме среднего заработка женщины, с которого производились отчисления в соответствующий страховой фонд:
- пособие по беременности и родам — в размере 100% среднего заработка за два предыдущих полных календарных года, до с 1 июля 2017 г. не менее 34520,55 (при расчете по МРОТ, размер которого составляет 7500 руб.) и не более 265827,63 руб. при длительности больничного 140 дней в 2017 году;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет — в размере 40% от среднемесячной зарплаты за тот же рабочий период в расчете на одного ребенка, 80% — на двух, не более 100% — на трех детей и более, при этом в расчете на каждого не более 23120,66 руб. (исходя из размера страховой базы в ФСС за 2015 и 2016 годы)
Иные выплаты, предоставляемые по месту работы в связи с рождением ребенка и осуществлением материнства, выплачиваются в фиксированных суммах, приведенных в представленной выше таблице детских пособий на 2017 год:
- дополнительная выплата к пособию по беременности и родам для женщин, вставших на учет в женской консультации до 12 акушерских недель, — в сумме 613,14 рублей;
- единовременное пособие при рождении ребенка — в размере 16350,33 рублей.
Расчет размера страховых пособий из ФСС может быть выполнен самостоятельно с учетом приведенных ниже примеров, актуальных по состоянию на 2017 год:
Очевидно, что устанавливаемые на территории страны федеральные и региональные детские выплаты должны определенным образом соотноситься с величиной прожиточного минимума на ребенка, утвержденного как в среднем по стране, так и на территории конкретного субъекта федерации.
Постановлением Правительства РФ № 1275 от 01.12.2016 г. сумма прожиточного минимума на ребенка по стране установлена в размере 9668 рублей (на душу населения — 9889 рубля).
С учетом величины детских выплат, приведенных в представленной выше таблице, и установленного размера прожиточного минимума можно сделать следующие выводы:
- такие виды помощи, как материнский капитал, единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет действительно способны сильно поддержать семейный бюджет, и их средств может хватить на реальную помощь при воспитании и становлении ребенка;
- ежемесячная выплата многодетным до 3 лет предоставляется из средств бюджетов субъектов федерации в размере одного регионального прожиточного минимума на ребенка, утвержденного на соответствующий финансовый год, однако устанавливается в соответствии с правилами только в отношении малоимущих (малообеспеченных) семей;
- в то же время ежемесячное пособие на ребенка или выплату беременным женщинам, вставшим на учет на ранних сроках беременности, можно назвать чисто «номинальными» из-за их незначительного размера в сравнении с величиной прожиточного минимума, как и «знаменитую» ежемесячную компенсацию 50 рублей находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет.
Несмотря на это, динамика последнего десятилетия (особенно в сравнении с размерами государственной социальной поддержки семей с детьми в 90-х годах) свидетельствует о позитивных изменениях, и хочется надеяться, что подобная тенденция возобновиться в будущем после завершения кризиса вместе с повышением цены на нефть.
С 1 апреля 2008 года в закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ введена статья 4.2, устанавливающая процедуру индексации федеральных детских выплат на величину прогнозного уровня инфляции, закладываемого в закон о бюджете на очередной финансовый год с целью полного или частичного возмещения потери пособий в своей фактической стоимости при повышении в стране цен на товары и услуги.
Механизм индексации детских пособий на величину прогнозного уровня потребительской инфляции характеризуется одним существенным недостатком: даже официальная (заниженная Росстатом) фактическая годовая инфляция практически за все предыдущие годы превышала прогнозную величину, заложенную в закон о бюджете на соответствующий финансовый год.
Например, на 2015 год пособия на ребенка и материнский капитал были проиндексированы всего на 5,5%, в то время как официальная оценка инфляции по итогам года составила по данным Росстата 12,9%. Вследствие этого покупательная способность детских социальных выплат только за один год фактически сократилась сразу на 7%.
Доиндексация пособий на текущий год по российским законам может проводиться только в случае пересмотра параметров федерального бюджета, что является крайней мерой и практикуется только в условиях экономических кризисов.
- В частности, весной 2015 года была подготовлена новая редакция закона о бюджете, в который закладывалась более реалистичная оценка инфляции на уровне 12,2% вместо изначально запланированной 5,5%. Однако, чтобы не проводить доиндексацию социальных выплат семьям с детьми в условиях дефицита бюджета, Правительство и Госдума были вынуждены пойти на экстраординарные меры, приняв 27 марта 2015 года закон о приостановке индексации социальных пособий и маткапитала до 2016 года.
- Вместо этого было предложено изменение порядка очередного повышения размера пособий гражданам, имеющим детей. Теперь по аналогии с пенсионным законодательством предлагается проводить индексацию детских выплат не по прогнозному, а по фактическому уровню годовой инфляции — с 1 февраля нового 2016 года за прошедший 2015 год.
«Ситуация в экономике ухудшилась. Надо убрать индексацию выплат на прогнозную инфляцию», — отметил по этому поводу глава Минфина РФ Антон Силуанов.
Предлагаются также более радикальные решения — вообще устранить механизм индексации пособий на величину (оценку) инфляции. В этом случае пересмотр размера социальных выплат, включая детские пособия, будет проводиться «без привязки» по усмотрению Правительства исключительно с учетом возможностей для очередного повышения резервов федерального бюджета.
Обо всех новостях, касающихся изменения размера детских пособий, вы можете своевременно узнавать в тематической группе социальной сети Вконтакте.