Вопросы оформления при трудоустройстве граждан Беларуси в России: andrus83

Вопросы оформления при трудоустройстве граждан Беларуси в России

Организация планирует взять на работу гражданина Белоруссии. Какие документы с него необходимо потребовать? Должны ли быть у него ИНН и пенсионное свидетельство? Какие налоги и взносы платить?

Оформление приема на работу

Согласно ст. 7 Договора между РФ и Республикой Беларусь о равных правах граждан, подписанного 25.12.1998 и ратифицированного Законом от 01.05.1999 N 89-ФЗ, договаривающиеся Стороны обеспечивают гражданам России и Беларусь равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях России и Беларусь.

Граждане Республики Беларусь пользуются льготным по сравнению с другими иностранными гражданами режимом пребывания и трудоустройства на территории Российской Федерации, который закреплен в решении Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» (далее — Решение).

В соответствии с п. 1 Решения действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации не применяется.

Из этого следует, что при приеме на работу гражданина Беларуси применяются те же нормы, что и при устройстве на работу граждан России. Соответственно, гражданам Беларуси, работающим на территории России, не требуется получать разрешение на работу. Кроме того, порядок уведомления территориального органа Федеральной миграционной службы и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также налоговых органов, установленный Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в России», в отношении граждан Республики Беларусь не применяется. Аналогичный вывод изложен в письме ФНС РФ от 14.02.2008 N ШС-6-3/[email protected] «Об уведомлении налогового органа о привлечении и использовании иностранных работников».

При оформлении на работу гражданина Беларуси следует отметить следующее.

При заключении трудового договора гражданин Беларуси представляет в организацию документы согласно ст. 65 ТК РФ, а именно:

— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

— трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

— документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных трудовым законодательством.

В настоящее время на территории РФ действуют трудовые книжки, форма которых утверждена постановлением СМ СССР и ВЦПС от 06.09.1973 N 656 и постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (письмо Управления правового обеспечения Федеральной службы по труду и занятости от 15.06.2005 N 908-6-1). Если у работника отсутствует трудовая книжка по утвержденным формам, то работодатель при заключении трудового договора обязан ему завести ее (часть 4 ст. 65, ст. 66 ТК РФ; п. 3 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225).

В соответствии со ст. 68 ТК РФ прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя по форме N Т-1, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 (далее — Постановление N 1), изданным на основании заключенного трудового договора.

Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы.

На основании приказа руководителя в трудовую книжку работника вносится запись о приеме на работу и заполняется Личная карточка работника по форме N Т-2, утвержденная Постановлением N 1.

Поскольку работодателю, повторим, запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, работник при трудоустройстве не обязан иметь ИНН и предоставлять кому-либо соответствующее свидетельство.

При этом иностранному гражданину может быть присвоен ИНН, но это является его правом, а не обязанностью.

Согласно п. 7 ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в ст. 85 НК, либо на основании заявления физического лица.

В соответствии с п. 7.1 ст. 83 НК РФ физические лица, место жительства которых для целей налогообложения определяется по месту пребывания физического лица, вправе обратиться в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учет в налоговых органах.

А как сказано в п. 9 ст. 83 НК РФ, в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.

Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения ИНН при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц утверждены приказом МНС РФ от 03.03.2004 N БГ-3-09/178.

Налогообложение и взносы

Плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (п. 1 ст. 207 НК РФ). Таким образом, гражданин Беларуси, работающий по трудовому договору в Российской Федерации, является плательщиком НДФЛ.

Согласно ст. 224 НК РФ для резидентов РФ применяется налоговая ставка в размере 13%, для лиц, не являющихся резидентами РФ — в размере 30%. В этом случае возникает вопрос, по какой ставке облагать доходы гражданина Беларуси.

Согласно п. 1, п. 2 ст. 1 Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежание двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года (Санкт-Петербург, 24 января 2006 год) граждане Беларуси рассматриваются в качестве налоговых резидентов России с даты начала работы по найму, если этим договором предусматривается выполнение работы на территории РФ в течение не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году.

Следовательно, исчисление НДФЛ с доходов граждан Республики Беларусь изначально производится по ставке 13%, если с ними заключены бессрочные трудовые договоры или срочные договоры на срок не менее 183 календарных дней

О применении изначально ставки 13% при исчислении НДФЛ с доходов граждан Республики Беларусь также сообщено в письмах Минфина России от 15.08.2005 N 03-05-01-03/82 «О порядке взимания налога на доходы физических лиц с граждан Республики Беларусь», Минфина России от 26.12.2005 N 03-05-01-04/396, ФНС РФ от 21.09.2005 N ВЕ-6-26/[email protected] «О порядке взимания налога на доходы физических лиц с граждан Республики Беларусь».

В случае расторжения трудового договора с таким работником необходимо определить срок его пребывания в РФ до момента расторжения договора. Если срок пребывания иностранного гражданина на российской территории составляет менее 183 календарных дней, необходимо пересчитать НДФЛ по ставке 30% за весь период работы. Если перерасчет суммы налога производится в последний месяц работы иностранного сотрудника, удержать всю сумму дополнительно исчисленного налога, как правило, невозможно. Ведь максимальный размер удержаний не может превышать 50% заработной платы, причитающейся работнику (ст. 138 ТК РФ). Об оставшейся сумме задолженности необходимо сообщить в налоговый орган.

Обращаем внимание, что для целей определения статуса налогового резидента в общее время нахождения на территории РФ включается также документально подтвержденное время нахождения белорусских граждан в России, не связанное с работой по найму (п. 4 Протокола).

На практике весьма затруднительно документально подтвердить общий срок пребывания гражданина Республики Беларусь на территории России. Дело в том, что при пересечении границы гражданами Беларуси миграционная карта не оформляется, отметки в паспорте или каком-либо ином документе не проставляются. Ни НК РФ, ни Протоколом не определен перечень документов, которыми можно подтверждать время нахождения гражданина Беларуси на территории России (в том числе его дату въезда в Российскую Федерацию и дату выезда).

По нашему мнению, в такой ситуации в качестве доказательства нахождения белорусского гражданина на территории РФ могут приниматься любые документы, свидетельствующие о фактическом количестве дней его пребывания в России. Такими документами могут служить, в частности:

— трудовой договор с другим работодателем;

— копии авиа- и железнодорожных билетов;

— документы о регистрации гражданина Республики Беларусь по месту пребывания или месту жительства.

Подобная позиция была выражена и судебными органами (постановление ФАС Московского округа от 02.06.2006 N КА-А40/4842-06).

Если время фактического нахождения гражданина Беларуси в РФ документально не подтверждено, то при определении статуса налогового резидента придется отталкиваться от даты начала работы.

2. ЕСН и взносы на ОПС

Освобождения доходов, получаемых гражданами Беларуси, от обложения ЕСН главой 24 НК РФ не предусмотрено, следовательно, их налогообложение осуществляется в общеустановленном порядке. В то же время при исчислении обязательных пенсионных страховых взносов следует учитывать следующее.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлены следующие категории законно находящихся в России иностранных граждан в зависимости от их правового положения в РФ:

— временно пребывающий иностранный гражданин — лицо, пребывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

— временно проживающий иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание;

— постоянно проживающий иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.

Специальным законом, регламентирующим вопросы пенсионного страхования, является Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». В соответствии со ст. 7 этого закона временно пребывающие в РФ иностранцы не подлежат обязательному пенсионному страхованию в нашей стране. Ни этот закон, ни иные акты пенсионного законодательства не делают исключения для временно пребывающих в РФ граждан Беларуси. В связи с этим, взносы на ОПС за таких работников не уплачиваются. Это подтверждается письмом УФНС РФ по г. Москве от 30.06.2006 N 21-13/57477.

Когда работник имеет статус временно пребывающего, отсутствие у работодателя обязанности по уплате взносов на ОПС означает и отсутствие у него права на использование налогового вычета, предусмотренного п. 2 ст. 243 НК РФ. Напомним, согласно этой норме сумма ЕСН (авансового платежа по ЕСН), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ.

Таким образом, работодатель гражданина Беларуси, имеющего статус временно пребывающего не должен уплачивать взносы на ОПС, но обязан в полном объеме уплачивать ЕСН в бюджет. За работников белорусов, которые постоянно или временно проживают на территории России (получили вид на жительство или разрешение на проживание), работодатели обязаны уплачивать страховые взносы.

Налогообложение ЕСН с выплат в пользу таких лиц производится в порядке, установленном для налогообложения выплат российским гражданам т.е. по ставкам, предусмотренным ст. 241 НК РФ (письма УФНС РФ по г. Москве от 12.05.2006 N 21-11/[email protected], от 30.06.2006 N 21-13/57477, письмо Минфина России от 03.06.2005 N 03-05-02-04/116).

Оформление пенсионных свидетельств работникам-иностранцам осуществляется через работодателя. Свидетельства выдаются территориальными органами ПФР, действующими по месту регистрации работодателя в качестве страхователя. Для оформления свидетельства работодатель обязан предоставить в территориальный орган ПФР анкету застрахованного лица, форма которой утверждена постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п, то есть создать условия для первичной регистрации работника-иностранца в системе индивидуального (персонифицированного) учета. В случае надлежащего оформления документов ПФР откроет лицевой счет на работника-иностранца и оформит пенсионное свидетельство.

3. Взносы в ФСС РФ и ФОМС РФ

Статьей 2 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения (Санкт-Петербург, 24 января 2006 год) определено регулирование государственного социального обеспечения, обязательного (государственного) социального страхования и обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон и являющихся их гражданами, а также членов семей этих лиц, подпадавших или подпадающих под действие законодательства Договаривающихся Сторон. В ст. 5 Договора определено, что застрахованные лица, на которых распространяется действие настоящего Договора, подпадают исключительно под действие законодательства той Договаривающейся Стороны, на территории которой они выполняют работу.

Таким образом, гражданин Беларуси, работающий на территории РФ, должен быть застрахован в соответствии с законодательством РФ.

1. Оформление на работу гражданина Республики Беларусь осуществляется в соответствии с нормами ТК РФ. При приеме на работу гражданина Республики Беларусь территориальный орган Федеральной миграционной службы, орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, а также налоговые органы, уведомлять не нужно.

2. Иностранный работник не обязан иметь ИНН. Встать на учет в налоговых органах он может по собственному желанию.

3. Доход, полученный гражданином Республики Беларусь, с момента оформления на работу облагается по ставке 13%.

4. Взносы на ОПС необходимо уплачивать в общеустановленном порядке только за работников, имеющих статус постоянно или временно проживающих на территории России (получили вид на жительство или разрешение на проживание). За лиц, имеющих статус временно пребывающих, взносы на ОПС не перечисляются.

5. Налогообложение ЕСН с выплат в пользу граждан Беларуси, работающих в РФ, производится в порядке, установленном для налогообложения выплат российским гражданам, т.е. по ставкам, предусмотренным ст. 241 НК РФ.

6. Взносы в ФСС РФ и ФОМС РФ за граждан Беларуси, работающих на территории РФ, должны уплачиваться в соответствии с законодательством РФ в общеустановленном порядке.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Павленко Виктория

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Голованов Александр

14 октября 2008 г .

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 21 сентября 2005 г . N ВЕ-6-26/[email protected]

О ПОРЯДКЕ ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

С ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Федеральная налоговая служба направляет для использования в работе копию письма Министерства финансов Российской Федерации от 15.08.2005 N 03-05-01-03/82 «О порядке взимания налога на доходы физических лиц с граждан Республики Беларусь».

Обращаем внимание, что к гражданам Республики Беларусь — потенциальным налоговым резидентам Российской Федерации следует относить граждан Республики Беларусь, пребывающих на территории Российской Федерации в связи с заключением долгосрочного трудового договора с организацией-работодателем. При этом в случае расторжения такого договора с гражданами Республики Беларусь в течение первых 183 дней пребывания их в Российской Федерации организация-работодатель обязана произвести перерасчет налога на выплаченный доход по ставке 30 процентов.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 15 августа 2005 г . N 03-05-01-03/82

О ПОРЯДКЕ ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

С ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В настоящее время в отношении налогообложения доходов иностранных граждан сложилась следующая практика.

Иностранные граждане, получившие в органах внутренних дел разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в Российской Федерации, считаются налоговыми резидентами Российской Федерации на начало отчетного периода, и обложение их доходов от работы по найму производится по ставке 13 процентов.

Прочие категории иностранных граждан на начало отчетного налогового периода рассматриваются в качестве нерезидентов Российской Федерации, и обложение их доходов в течение первых 183 дней пребывания на территории Российской Федерации в рамках календарного года производится по ставке 30 процентов. Уточнение налогового статуса таких налогоплательщиков производится лишь на дату, следующую после истечения 183 дней пребывания его на территории Российской Федерации иностранного гражданина. В таком случае ставка налога на доходы физических лиц за весь период пребывания его на территории Российской Федерации применяется в размере 13 процентов и производится соответствующий перерасчет налога. Это, в частности, распространяется на вновь прибывающих на территорию Российской Федерации для целей осуществления трудовой деятельности граждан Республики Беларусь.

В то же время доходы российских граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации, с первого дня налогового периода облагаются налогом по ставке 13 процентов.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 21 «Недискриминация» Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 граждане Республики Беларусь не должны подвергаться в России более обременительному налогообложению, чем граждане Российской Федерации в сходных обстоятельствах.

В связи с проводимой работой по унификации налогового законодательства в рамках Союзного государства, в целях избежания указанной выше дискриминации, а также с учетом проведенных переговоров с Белорусской Стороной Министерство финансов Российской Федерации, действуя как компетентный орган в соответствии с положениями подпункта i) и) пункта 1 статьи 3 Соглашения, просит направить территориальным налоговым органам указание о применении ставки налога на доходы от работы по найму в размере 13 процентов для граждан Республики Беларусь — потенциальных налоговых резидентов Российской Федерации (с учетом сроков заключаемых с такими гражданами трудовых договоров) с первого дня их пребывания на территории Российской Федерации.

Все одним файлом: http://file.qip.ru/file/111496927/832c1ff4/Oformlenie_grajdan_Respubliki_.html

  • Добавить комментарий
  • 1 комментарий

Android

Выбрать язык Текущая версия v.192