Особенности трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства

Особенности трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.

В соответствии с новыми положениями ТК на трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем распространяются правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, когда такие отношения регулируются иностранным правом.

По общему правилу иностранные граждане и лица без гражданства имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста 18 лет. Трудовой договор с такими работниками может быть заключен как на неопределенный срок, так и срочный, в случаях, предусмотренных ст. 59 ТК. Трудовой договор между иностранным гражданином или лицом без гражданства и работодателем не может быть заключен, если у работодателя нет специального права привлекать к трудовой деятельности таких работников.

В целях содействия занятости граждан РФ российское законодательство определяет ряд особенностей трудоустройства иностранных граждан, а также лиц без гражданства в РФ.

Наряду с отдельной главой в ТК, в числе нормативных правовых актов, посвященных как общим вопросам правового статуса иностранцев, так и аспектам осуществления ими трудовой деятельности на территории РФ, необходимо назвать Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 6 апреля 2015 г.). Законом определяются в том числе и условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях.

Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Работодатель, пригласивший иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключивший с иностранным работником новый трудовой договор, обязан иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а также обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу. Указанный порядок разрешений не распространяется на некоторые категории иностранных граждан, к которым относятся, в частности, постоянно проживающие в РФ иностранцы; являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними; сотрудники дипломатических представительств, работники консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудники международных организаций и частные домашние работники указанных лиц; журналисты, аккредитованные в РФ; обучающиеся в РФ в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающие в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются; лица, приглашенные в РФ в качестве научных или педагогических работников, в случаях, предусмотренных законом и другие.

Закон о правовом положении иностранных граждан устанавливает запреты для иностранных граждан заниматься определенными видами деятельности (ст. 14). Так, например, иностранный гражданин не имеет права находиться на государственной или муниципальной службе, а также быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ.

Иностранные граждане, прибывшие в РФ для осуществления трудовой деятельности (трудовые мигранты), подлежат миграционному учету в порядке, установленном Федеральным законом РФ от 18 июля 2006 г. «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в ред. от 22 декабря 2014 г.). Функции по оказанию государственных услуг в сфере миграции осуществляет Федеральная миграционная служба РФ (ФМС РФ), действующая на основании постановления Правительства РФ от 13 июля 2012 г.

Принятые в последнее время нормативные правовые акты подробно регламентируют разрешительный порядок привлечения иностранной рабочей силы.

Для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодатель (уполномоченное им лицо) подает в орган миграционной службы заявление с приложением установленных документов. К числу последних относятся и проект трудового договора или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников. Работодатель может использовать иностранных работников только по профессиям и в субъекте (субъектах) РФ, которые указаны в разрешении на привлечение и использование иностранных работников. Выданное разрешение может быть приостановлено в отдельных случаях (например, если работодатель не обеспечил получение иностранным гражданином, привлекаемым к трудовой деятельности, разрешения на работу).

По общему правилу разрешение на работу для иностранного работника получает работодатель. Впоследствии работодатель обязан передать на подпись разрешение на работу тому работнику, на имя которого оно оформлено, до начала его трудовой деятельности на территории РФ. Вместе с тем нормативные правовые акты устанавливают некоторые отличия в процедуре выдачи разрешений на работу иностранцам, которые могут пребывать на территории РФ без оформления визы. Работодатели, заключившие трудовой договор с иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, обязаны уведомить орган миграционной службы в установленном порядке.

В соответствии с Федеральным законом о правовом положении иностранных граждан Правительство РФ ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников, прибывающих в РФ на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы. Подготовка предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в РФ на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально- квалификационным группам, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в РФ на основании визы, приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности и квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в РФ на основании визы, разрешений на работу осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

За нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства установлена административная ответственность в виде штрафа или даже приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, равно как юридических лиц, их филиалов, представительств и т. п. (см. положения гл. 18 «Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации» КоАП). При этом под привлечением к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

Необходимо отметить, что ряд особенностей трудоустройства иностранцев в РФ содержится также в международных соглашениях, участницей которых является РФ.