Прием на работу гражданина Казахстана

13 Октября 2014 Прием на работу гражданина Казахстана

В соответствии с письмом МИД РФ от 27.09.2006 г. № 32253/ 19 граждане Республики Казахстан осуществляют въезд в Россию без виз по всем видам паспортов.

Вопросы трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, урегулированы ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В зависимости от того, на каком основании иностранный гражданин находится на территории РФ, можно разделить всех иностранных граждан на 3 категории:

1) постоянно проживающие в РФ – это иностранцы, получившие вид на жительство;

2) временно проживающие в РФ – это иностранцы, получившие разрешение на временное проживание;

3) временно пребывающие в РФ – это иностранцы, у которых имеется миграционная карта (она является документом, подтверждающим право иностранца на временное пребывание в РФ), но нет вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Иностранные граждане, временно пребывающие в РФ и осуществляющие трудовую деятельность (на основании как трудовых, так и гражданско-правовых договоров), именуются иностранными работниками.

Работодателем в соответствии с Законом № 115-ФЗ является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров.

Однако если иностранный работник прибыл в Россию в порядке, не требующем получения визы, то работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Следовательно, в Вашем случае разрешение не нужно.

Работодатели, привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС РФ и орган Службы занятости в соответствующем субъекте РФ о заключении и расторжении трудовых договоров с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Форма и порядок уведомления утверждены приказом ФМС РФ от 28.06.2010 г. № 147.

Форма уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора с иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, содержится в приложении № 5 к приказу № 147.

Уведомление работодатель должен представить в органы ФМС и Службы занятости в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или расторжения договора, а также предоставления отпуска.

Подтверждением того, что Вы уведомили соответствующие органы, будет являться отметка о приеме уведомления, которая проставляется в установленном порядке в отрывной части бланка уведомления.

П.п. 4 п. 8 ст. 18 Закона № 115-ФЗ предусматривает уведомление работодателем или заказчиком работ (услуг) налогового органа в случае приглашения ими иностранного гражданина в РФ для осуществления трудовой деятельности либо заключения с этим гражданином нового трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Ст. 3 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19.11.2010 г., заключенном Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством РФ, установлено, что в рамках настоящего Соглашения деятельность, связанная с привлечением трудящихся-мигрантов, осуществляется работодателями государства трудоустройства без учета ограничений по защите национального рынка труда, а трудящимсямигрантам не требуется получения разрешений на осуществление трудовой деятельности на территориях государств Сторон.

Отметим, что Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация 29 мая 2014 года заключили Договор о Евразийском экономическом союзе.

Договором установлено, что работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда.

При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.

Договор вступает в силу с даты получения депозитарием последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

В связи с вступлением в силу Договора прекратится действие Соглашения от 19.11.2010 г. (на момент публикации данной статьи Договор не вступил в силу).

Поэтому иностранным работникамгражданам Казахстана не требуется иметь разрешение на работу, а работодатели не обязаны уведомлять органы ФМС, службы занятости и налоговые органы о заключении и расторжении трудового договора.

Согласно ст. 5 Соглашения трудящийсямигрант и члены его семьи освобождаются от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в уполномоченных органах государства трудоустройства в течение 30 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства.

Срок временного пребывания трудящегосямигранта и членов его семьи определяется сроком действия трудового договора трудящегосямигранта с работодателем.

По истечении указанного срока работодатель, который согласно ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» признается принимающей стороной, должен поставить иностранного работника на миграционный учет посредством представления уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо направления его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи.

В соответствии со ст. 4 Соглашения трудовые отношения трудящегося-мигранта с работодателем регулируются законодательством государства трудоустройства, а также Соглашением и оформляются путем заключения трудового договора.

Для заключения трудового договора трудящийся-мигрант представляет работодателю документы, предусмотренные трудовым законодательством государства трудоустройства, а также документ(ы), подтверждающий(е) законность нахождения трудящегося-мигранта на территории государства трудоустройства.

То есть если на момент приема на работу гражданин Казахстана уже стоит на миграционном учете, указанный гражданин должен предъявить Вам миграционную карту.

Если обязанность по постановке на миграционный учет возложена на Вашу организацию, то нужно иметь в виду, что за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета п. 4 ст. 18.9 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей; на должностных лиц – от 40 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц – от 400 000 до 500 000 рублей.

Согласно ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю, в частности:

– паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

– трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

– страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

– документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

– документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

В письме от 15.06.2005 г. № 908-6-1 Роструд сообщил, что на территории РФ ведутся трудовые книжки установленного образца.

В настоящее время на территории РФ имеется две формы трудовых книжек, обладающие одинаковой силой: образца 1974 г. и 2004 г.

Таким образом, трудовая книжка образца другого государства, представленная гражданином другого государства, не соответствует форме, признаваемой на территории РФ.

Поэтому работодатель должен (исходя из обязанности вести трудовую книжку на каждого работника, проработавшего в организации свыше пяти дней) завести на указанного работника новую трудовую книжку.

При этом никаких записей об общем (непрерывном) трудовом стаже данного работника на территории другого государства в соответствии с трудовой книжкой образца другого государства в трудовую книжку российского образца не производится.

Если у гражданина Казахстана трудовая книжка образца 1974 года (советского), то заводить новую трудовую книжку не нужно.

В соответствии со ст. 17 Соглашения доходы трудящегосямигранта, полученные им в результате трудовой деятельности на территории государства трудоустройства, подлежат налогообложению в соответствии с налоговым законодательством и международными договорами государства трудоустройства.

П.п. 15 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов — работодателей суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию являются, в частности, временно пребывающие на территории РФ иностранные граждане, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.

С 1 января 2015 года указанные граждане признаются застрахованными лицами независимо от срока заключения трудового договора.

Страхователи в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан, временно пребывающих на территории РФ, заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года, уплачивают страховые взносы по тарифу, установленному Законом № 167-ФЗ для граждан РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения указанных застрахованных лиц (ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ).

Если в 2014 году Вы заключите трудовой договор с иностранным работником на срок менее 6 месяцев, страховые взносы не начисляются.

Ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» установлено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.

Иностранные граждане, не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание, относятся к лицам, временно пребывающим в РФ, и, соответственно, права на получение пособий по обязательному социальному страхованию в соответствии с Законом № 255-ФЗ не имеют.

Поэтому на выплаты иностранным работникам (временно пребывающим в РФ) страховые взносы в ФСС РФ не начисляются.

Также на выплаты иностранному работнику, временно пребывающему в РФ, не начисляются страховые взносы на обязательное медицинское страхование, поскольку указанные лица не признаются застрахованными лицами (ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» действие данного закона распространятся как на граждан РФ, так и на иностранных граждан.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона № 125-ФЗ обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта).

Таким образом, на сумму оплаты труда, начисленную иностранному гражданину на основании трудового договора, необходимо начислять и уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Данные положения распространяются на всех иностранных граждан, в том числе и на временно пребывающих в РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 18.10.1996 г. заработная плата и другие подобные вознаграждения, получаемые резидентом одного Договаривающегося государства в отношении работы по найму, подлежат налогообложению только в этом государстве, если только работа по найму не осуществляется в другом Договаривающемся государстве.

Если работа по найму осуществляется таким образом, то такое полученное вознаграждение может облагаться налогом в этом другом государстве.

При этом п. 2 данной статьи Конвенции предусмотрено, что, несмотря на положения п. 1 статьи, вознаграждение, получаемое резидентом Договаривающегося государства в связи с работой по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся государстве, облагается налогом только в первом упомянутом государстве, если:

а) получатель находится в этом другом государстве в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дней за любые 12 месяцев;

б) вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, не являющегося резидентом другого государства;

в) вознаграждение не выплачивается постоянным учреждением или постоянной базой, которую наниматель имеет в другом государстве.

В письме от 28.08.2014 г. № 03-04-06/43023 Минфин РФ разъяснил, что поскольку условие п.п. «б» п. 2 данной статьи Конвенции в ситуации работы гражданина Казахстана в РФ и получения зарплаты от российского работодателя не соблюдается, заработная плата, получаемая физическим лицом — налоговым резидентом Республики Казахстан от российской организации за работу в РФ, может облагаться в РФ в соответствии с положениями главы 23 НК РФ с применением налоговой ставки в зависимости от наличия или отсутствия у физического лица статуса налогового резидента РФ.

Согласно п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Для определения налогового статуса физического лица следует учитывать любой непрерывный 12-месячный период, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).

До того момента, когда физическое лицо приобретет статус налогового резидента, полученные им доходы облагаются по налоговой ставке 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).

После того как физическое лицо пробудет на территории РФ 183 дня, оно приобретает статус налогового резидента, а его доходы облагаются по налоговой ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ).

То есть до момента приобретения иностранным гражданином статуса налогового резидента работодатель как налоговый агент должен исчислять, удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ с доходов иностранного работника по ставке 30%, а после того, как иностранный гражданин станет налоговым резидентом – по ставке 13%.

Налоговый статус физического лица определяется на каждую дату получения им дохода исходя из фактического времени нахождения физического лица на территории РФ.

При определении налогового статуса физического лица необходимо учитывать 12-месячный период, определяемый на дату получения им дохода, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).

По итогам налогового периода уточняется окончательный налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период (календарный год) (письмо Минфина РФ от 20.03.2013 г. № 03-04-05/6-250).

В соответствии с п. 1.1 ст. 231 НК РФ возврат суммы налога налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогам налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента РФ производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного налогового периода, а также документов, подтверждающих статус налогового резидента РФ в этом налоговом периоде, в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.

Таким образом, указал Минфин РФ в письме от 24.01.2013 г. № 03-04-06/4-22, в случае приобретения сотрудниками организации статуса налогового резидента РФ возврат в связи с перерасчетом суммы налога производится по итогам налогового периода налоговым органом.

Возможность возврата сумм НДФЛ по результатам перерасчета налоговых обязательств физического лица в связи с изменением его налогового статуса ст. 231 НК РФ для налогового агента не предусмотрена.

При этом сам перерасчет сумм удержанного налога в соответствии с приобретенным статусом налогового резидента РФ производится налогоплательщиком самостоятельно.

Сумма налога, подлежащая возврату налогоплательщику, определенная в результате указанного перерасчета, отражается им в налоговой декларации.

В соответствии с абз. 7 разд. I Рекомендаций по заполнению формы 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 20_ год» (Приложение к форме 2-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС РФ от 17.11.2010 г. № ММВ-7-3/[email protected]) сведения о доходах физического лица, которому налоговым агентом был произведен перерасчет НДФЛ за предшествующие налоговые периоды в связи с уточнением его налоговых обязательств, оформляются в виде новой справки.

Обязанности налогового агента по оформлению и представлению новой справки о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ в указанном случае ни Рекомендациями, ни п. 1.1 ст. 231 НК РФ не установлено.

Материалы по теме

Последние публикации

В череде трудовых будней работники финансово-экономического отдела нацелены на решение текущих вопросов и задач. Тем не менее для правильной организации работы в будущем (в следующем году) бухгалтеру следует знать о готовящихся изменениях законодательства РФ. Поэтому мы освещаем те изменения организации учета, которые будут применяться с 2018 года в связи с вступлением в силу федеральных стандартов. В данном статье поговорим о положениях Приказа Минфина РФ от 31.12.2016 № 260н, утвердившего Федеральный стандарт «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности». Начиная со следующего года учреждения должны будут представлять формы бухгалтерской отчетности в соответствии с правилами, установленными этим документом.

Российскому малому и среднему бизнесу сайты практически не нужны, говорится в исследовании рынка присутствия российских предпринимателей в сети Интернет.

Депутаты Костромской областной Думы приняли в первом чтении изменения в региональный закон о транспортном налоге: с 1 января ставки заметно повысятся.

В любой организации может случиться так, что работник после заболевания или травмы принесет работодателю справку об инвалидности, либо на работу может быть принят инвалид. В связи с тем, что инвалиды – это особая категория работников, в данной статье расскажем, какие гарантии и компенсации им положены.

Риск-ориентированный подход (далее — РОП) в контрольно-надзорной деятельности набирает все большую популярность. Ярким примером служит программа реформирования работы федеральных министерств и ведомств, распространяющая РОП на все виды надзора. Данный подход предполагает концентрацию ограниченных ресурсов государства в зонах максимального риска для предотвращения вреда охраняемым законом ценностям и одновременно снижение административной нагрузки на добросовестных хозяйствующих субъектов. О том, как возник РОП, какова его сущность, методы, приемы, а также о возможных областях его применения – далее в статье.