Счета физических лиц за рубежом: усиление госконтроля (Нефедова Т

Счета физических лиц за рубежом: усиление госконтроля (Нефедова Т.)

Дата размещения статьи: 07.06.2015

С 1 января 2015 г. вступили в силу поправки, не привлекающие внимание формулировкой «в ч. 7 ст. 12 Федерального закона N 173-ФЗ слова «физических лиц — резидентов» исключить», которые вносят существенные изменения для физических лиц, имеющих счета за границей. Указанное изменение было внесено в ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон N 173-ФЗ) еще в июле 2014 г. и прошло совершенно незаметно.

С 2015 г. все физические лица — резиденты будут обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в зарубежных банках и подтверждающие банковские документы. Данные изменения внесены Федеральным законом от 21.07.2014 N 218-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 218-ФЗ). До 1 января 2015 г. такая обязанность была предусмотрена для юридических лиц и для индивидуальных предпринимателей, у которых открыты счета (вклады) в зарубежных банках для осуществления предпринимательской деятельности. Для ИП обязанность по представлению отчетов не закреплена в Законе N 173-ФЗ, но даны разъяснения контролирующих органов (в частности, см. Письмо ФНС России от 11.05.2012 N АС-4-2/[email protected]).

Поэтому изменение затронет только тех физических лиц — резидентов, которые открывают в иностранных банках счета (вклады) в личных целях и не используют такие счета для предпринимательской деятельности. Указанный отчет должен будет представляться в налоговые органы независимо от того, осуществлялось движение средств по счету (вкладу) или нет. Порядок представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ устанавливается Правительством РФ по согласованию с Банком России.

Порядок представления отчетов

На сегодняшний момент порядок представления отчетов (отчетности) закреплен только для юридических лиц в Постановлении Правительства РФ от 28.12.2005 N 819 «Об утверждении правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» (далее — Постановление N 819).

Выдержка из Постановления N 819

«Пункт 1 Правил — «Настоящие Правила устанавливают порядок представления резидентами (за исключением физических лиц — резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях) налоговым органам по месту своего учета (далее — налоговый орган) отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации (далее — отчеты)».

Установленная форма отчета представлена в Приложении к Правилам Постановления N 819, ее содержание, оформление тоже предусмотрены только для юридических лиц. В частности, форма содержит заполнение данных:

— основной государственный регистрационный номер (ОГРНИП ИП);

— дата внесения записи в ЕГРЮЛ;

— вид деятельности (по ОКДП/ОКВЭД);

— КПП и др. данные.

В Постановлении N 819 закреплено, что отчет в двух экземплярах и подтверждающие банковские документы по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала необходимо представлять в течение 30 дней по окончании каждого квартала. Таким образом, первый в 2015 г. отчет нужно будет сдать в период с 1 по 30 апреля 2015 г. К отчету необходимо приложить банковские документы — банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк. При этом обратите внимание, что по каждому зарубежному счету и вкладу нужно будет представлять отдельный отчет в двух экземплярах (п. 4 Правил Постановления N 819). Кроме того, все документы придется перевести на русский язык и заверить этот перевод у нотариуса. Да и сами банковские документы надо представлять в виде нотариально заверенных копий (п. 7 Правил Постановления N 819).

Несмотря на то что Правила по представлению отчетов о движении средств по счетам, открытым за рубежом, разработаны и действуют только для юридических лиц, игнорировать их не стоит, так как устранение данного законодательного пробела зависит только от распространения данных правил на физических лиц и возможно, что в ближайшее время появятся разъяснения контролирующих органов.

Новые требования о представлении отчетов распространяются только на физических лиц — резидентов. И это весьма важно, так как нерезиденты от этой обязанности освобождены.

Выдержка из Закона N 173-ФЗ

«Часть 7 ст. 12 — «резиденты, за исключением дипломатических представительств, консульских учреждений РФ и иных официальных представительств РФ, находящихся за пределами территории РФ, а также постоянных представительств РФ при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ».

При этом понятия «налоговый резидент» и «резидент» в целях применения положений валютного законодательства не совпадают. Напомним, что для целей налогового законодательства (гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ) налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. ФНС России в Письме от 03.09.2014 N ОА-3-17/2962 «О возможности выплаты заработной платы нерезидентам в рублях» сообщает, что в целях налогообложения понятие «резидент» применяется в специальном значении (п. 1 ст. 11, п. 2 ст. 207 НК РФ). Налоговый резидент — исключительно физическое лицо. Для целей валютного контроля понятие «резидент» определяется иначе, причем к валютным резидентам относятся как физические, так и юридические лица, и даже Российская Федерация. Кроме того, валютное законодательство предусматривает термин «нерезидент».

Резидентство в части валютного законодательства закреплено в п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ. Физические лица — граждане РФ не являются резидентами, если:

— постоянно проживают в иностранном государстве не менее одного года (в том числе имеющие выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство);

— или временно пребывают в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года.

Таким образом, физическое лицо — гражданин РФ, имеющее статус постоянно проживающего за рубежом и без перерывов обладающее им более года, становится нерезидентом. Однако ни валютное законодательство, ни ФНС России (Письмо от 03.09.2014 N ОА-3-17/2962), ни правоприменительная практика не дают четкого определения годичного срока. То есть должно ли физическое лицо постоянно проживать в иностранном государстве в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря) или могут быть учтены любые 12 месяцев подряд? Прерывается ли постоянное проживание, если физическое лицо на несколько дней приезжало в Россию? И так далее.

МИД России в Письме от 11.09.2012 N 7695/дэс разъясняет следующее: правовой статус гражданина РФ, постоянно проживающего в иностранном государстве, должен определяться в соответствии с законодательством этого иностранного государства, поскольку в действующем российском законодательстве данное понятие не раскрывается. В этой связи в силу чрезвычайного разнообразия существующих в различных странах законов и правил, регулирующих правовое положение иностранных граждан, говорить о каком-либо обобщенном перечне документов, которыми может подтверждаться постоянное проживание (временное пребывание) гражданина России за рубежом, не представляется возможным. Данные документы, равно как и требования к их оформлению, устанавливаются законодательством каждого конкретного иностранного государства.

В Законе N 173-ФЗ также указано, что к нерезидентам относятся физические лица РФ, имеющие выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство. Чтобы получить такой документ, постоянное проживание в некоторых иностранных государствах не менее одного года при определенных обстоятельствах не требуется.

Таким образом, на сегодняшний момент при определении резидентства для целей валютного контроля ввиду неурегулированности данного вопроса, скорее всего, будут отталкиваться от «формального» признака — есть вид на жительство или нет (или наличие рабочей (учебной) визы со сроком действия не менее одного года).

Ввиду изменения статуса Крыма и Севастополя Банк России в Письме от 07.08.2014 N 12-1-4/1871 «О применении валютного законодательства» сообщил, что требования ч. 7 ст. 12 Закона N 173-ФЗ в отношении счетов резидентов в банках, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и г. Севастополя, не применяются. То есть если у физического лица — резидента счет открыт в банке, расположенном в Крыму или Севастополе, представлять отчет о движении денежных средств в налоговые органы не требуется.

Дополнительно обратим внимание, что как до, так и после внесенных изменений резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов за рубежом не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов).

Нужно ли представлять отчет о движении денежных средств в налоговые органы, если статус «валютного резидентства» у физического лица изменился и если счет в банке за пределами РФ открыт в период, когда физлицо являлось резидентом по валютному законодательству, а в последующем статус резидентства изменился? Рассмотрим на примере.

Пример. Физическое лицо в соответствии с Законом N 173-ФЗ, являясь в 2013 г. резидентом РФ, уведомило налоговые органы об открытии счета в зарубежном банке. В июле 2013 г. физлицо уехало жить в Италию и получило вид на жительство (т.е. уже более года проживает в Италии). С 01.01.2015 физические лица обязаны представлять в налоговые органы данные о движении средств по счетам (вкладам) в зарубежных банках и подтверждающие банковские документы. Нужно ли физлицу, которое имеет вид на жительство в иностранном государстве и проживает более года за рубежом, в 2015 г. представлять отчеты по счету, открытому в иностранном банке, так как в 2013 г. было подано уведомление в налоговые органы о наличии открытого счета?

Изменения в части представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ вступают в силу с 01.01.2015 и обратной силы не имеют. Физическое лицо проживает в Италии более года и имеет вид на жительство, следовательно, оно признается «валютным нерезидентом» даже несмотря на то, что ранее (в 2013 г.) уведомило налоговый орган об открытии данного счета. Однако статус нерезидента автоматически не аннулирует уведомление, которое было представлено в 2013 г. (т.е. физлицо уведомило налоговые органы об открытии счета за рубежом в тот период, когда признавалось резидентом для целей валютного законодательства). Федеральный закон N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» не предусматривает возможность и порядок возврата или ликвидации уведомления в случае изменения статуса резидентства. В нем указано, что уведомление подается только в трех случаях:

— изменения реквизитов счета.

Таким образом, изменение статуса «валютного резидентства» не влияет на уже поданное уведомление. Таким образом, можно сделать вывод:

— физлицо, имеющее вид на жительство и проживающее более года за пределами РФ, не признается резидентом в части валютного законодательства и не должно представлять отчет о движении денежных средств по счетам, открытым за границей (в том числе по счетам, открытым в период, когда физлицо признавалось резидентом по Закону N 173-ФЗ);

— уведомление, поданное в налоговый орган об открытии счета в банке за пределами РФ, продолжает «действовать» (так как было подано в период, когда физлицо обязано было представить данную информацию в контролирующие органы). Избежать данной законодательно не урегулированной ситуации можно путем закрытия счета, представления в налоговую службу информации об этом и затем открытия нового счета.

За непредставление отчета или представление его с нарушением указанных сроков для физлиц-резидентов специальная административная ответственность на сегодняшний момент не установлена. Штрафные санкции предусмотрены только для организаций (ч. 6.1 — 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ). Законодатель планирует исправить данный пробел. Разработан проект федерального закона «О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (подготовлен Минфином России), где предусмотрено внесение изменений в ч. 6.1 — 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ путем добавления граждан и, соответственно, санкций для физлиц. Законопроект предусматривает отложенный срок вступления в силу изменений (по установлению штрафных санкций) — с 1 января 2016 г. Такая отсрочка вступления в силу необходима для внесения соответствующих изменений в Постановление N 819, которое устанавливает сроки и формы представления физическими лицами — резидентами отчетности <1>.

<1> С проектом документа можно ознакомиться на http://regulation.gov.ru или http://client.consultant.ru/A451A115F4710D63794A03C0F1 E2B0EB/doc.

Нельзя исключать, что изменения также могут быть внесены и в УК РФ.

Контролируемые иностранные компании

Ранее исключить валютные риски можно было путем открытия персональных счетов физлиц, открывая их не на физическое лицо, а на иностранную компанию. Но ввиду внесенных изменений, направленных на деофшоризацию, открытие счетов на имя компаний или различных структур (включая трасты и фонды), раскрытие информации также потребуются, но уже не в рамках Закона N 173-ФЗ, а в рамках НК РФ и закрепленных правил о контролируемых иностранных компаниях <2>.

<2> См. более подробно в статье Т. Нефедовой «Деофшоризация: изменения в налогообложении» в «Б&Б» N N 2, 3 за 2015 г.

Контролирующим лицом признается физлицо — налоговый резидент РФ (налоговый резидент в данном случае определяется по правилам НК РФ), если до 01.01.2016 доля прямого и (или) косвенного участия лица в организации совместно со своим супругом и (или) несовершеннолетними детьми, а также иными лицами составляет более 50% (после 01.01.2016, если доля участия более 25%). При этом контролирующим лицом также является физлицо, которое осуществляет контроль (несмотря на то что могут не выполняться условия по доле владения, например, даже если доля владения составляет 5%). Если на иностранной компании, контролируемой физлицом — налоговым резидентом РФ, формируется прибыль и с указанной прибыли не выплачиваются дивиденды, то прибыль указанной иностранной компании включается в налогооблагаемую базу физлица и подлежит налогообложению в России с уплатой в российский бюджет налога на доходы физических лиц.

Дополнительные изменения, внесенные в Закон N 173-ФЗ

Дополнительно к суммам, которые могут быть зачислены на счета (во вклады) физлиц-резидентов, открытые за пределами РФ, согласно внесенным изменениям в законодательство о валютном регулировании среди прочего также предусмотрены:

— суммы процентов на остаток средств на таких счетах (во вкладах);

— денежные средства в виде минимального взноса, требуемого правилами соответствующего банка при открытии счета (вклада);

— наличные денежные средства, вносимые на счет (во вклад);

— денежные средства, полученные в результате совершения конверсионных операций за счет средств, зачисленных на такие счета (во вклады);

— денежные средства, выплачиваемые в виде зарплаты и иных выплат, связанных с выполнением физическими лицами — резидентами за пределами РФ своих трудовых обязанностей по трудовым договорам (контрактам), заключенным ими с нерезидентами;

— денежные средства, выплачиваемые в соответствии с решениями судов иностранных государств, за исключением решений международного коммерческого арбитража;

— денежные средства в виде страховых выплат, осуществляемых страховщиками-нерезидентами.

При этом необходимо отметить, что если зарубежный счет открыт физлицом-резидентом в странах — участницах ОЭСР (ФАТФ) (например, в Швейцарии, Люксембурге, Великобритании и США, однако не на Кипре или в Латвии), то на такой счет помимо всего вышеуказанного могут быть зачислены:

— суммы доходов от сдачи в аренду (субаренду) нерезидентам расположенного за рубежом недвижимого и иного имущества физического лица — резидента;

— суммы, выплачиваемые нерезидентами в виде грантов;

— суммы, выплачиваемые в виде накопленного процентного (купонного) дохода по условиям выпуска принадлежащих физическому лицу — резиденту внешних ценных бумаг, иных доходов по внешним ценным бумагам (дивиденды, выплаты по облигациям, векселям, выплаты при уменьшении уставного капитала эмитента внешней ценной бумаги).