Валютный резидент нерезидент, Гордон и Партнеры

Валютный резидент нерезидент ?

Новое в валютном законодательстве в 2016 году для владельцев зарубежных счетов

Отчет движении средств зарубежным счетам

Ответственность за валютные нарушения

Налоговый адвокат Гордон Андрей Эдуардович

Новые изменения российского валютного законодательства 2014-2016 годов направлено на создание более удобных условий для резидентов- физических лиц, но результатом будет значительное ухудшение их положения к 2018 году.

Валютные резиденты Российской Федерации приобретают все больше обязанностей, а российские контролирующие органы – все больше прав.

В рамках проведения валютного контроля с 1 января 2015 года валютным резидентам России вменена обязанность ежегодно отчитываться о счетах за пределами России и, что еще важнее, с 2016 года им придется отчитываться о движении денежных средстве по этим счетам.

Валютный контроль, что нужно знать физическим лицам

Валютный контроль – мероприятия уполномоченного по проведению валютного контроля органа государственной власти по соблюдению валютными резидентами и не резидентами валютного законодательства.

Уполномоченным органом валютного контроля в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба РФ и Федеральная таможенная служба РФ (указ президента РФ от 02.02.2016г. №41).

Что вправе проверить налоговики у валютных резидентов

Основным предметом проверок валютного законодательства налоговыми органами РФ являются:

  • Соблюдение валютными резидентами Российской Федерации обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;
  • Представление валютными резидентами Российской Федерации отчетов о движении средств по таким счетам (вкладам).

Вывод: Налоговики вправе «задавать вопросы» исключительно валютным резидентам России. Безопасно не отвечать на вопросы вправе нерезиденты. И это им придется доказывать.

Валютные резиденты Российской Федерации, кто они?

Недавно, известную Российскую оперную диву Нетребко спросили: «Валютным резидентом какой страны вы являетесь?».

Певица, на удивление, бойко ответила «я являюсь НАЛОГОВЫМ резидентом Австрии». Актриса, длительное время гастролирующая по всему миру не понаслышке знакомая с налоговыми ведомствами развитых стран впервые от Российских журналистов услышала термин «валютный резидент».

О налоговом резидентстве население России узнает все больше, знакомясь с Налоговым кодексом России.

Этот термин появился в «Валютном законе» (закон Российской Федерации от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). Вокруг валютного резидентства российских граждан идут споры с 2001г. Причина проста: российское государство желает контролировать доходы российских граждан, где бы они не были размещены.

Для целей валютного контроля валютными резидентами России являются и физические лица и организации (юридические лица) статья 1 Валютного закона.

Касательно физических лиц:

Валютным резидентом России могут быть и Российские граждане и иностранцы. Критерий валютного резидентства физических лиц — место и длительности проживания или пребывания.

Общее правило Валютного закона: все граждане России являются валютными резидентами России.

Гражданин России НЕ БУДЕТ валютным резидентом России (не резидент) если:

— Гражданин России постоянно проживает в иностранном государстве не менее одного года, на основании вида на жительство;

— Гражданин России временно пребывает в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года,

— Гражданин России временно пребывает в иностранном государстве не менее одного года на основании совокупности рабочей и учебной визы с общим сроком действия (виз) не менее одного года.

Иностранные граждане (или лица без гражданства) признаются валютными резидентами России, если они постоянно проживают в Российской Федерации на основании выданного российскими органами вида на жительство.

Каждый гражданин России заведомо ее валютный резидент. И российская налоговая вправе задавать ему вопросы по соблюдению российского валютного законодательства.

Каждый гражданин России, если он явояется валютным резидентом России , и располагает банковскими счетами (вкладами) в банках за границами Российской Федерации, обязан уведомлять налоговые органы Российской Федерации:

Изложенное не касается граждан России не являющихся валютными резидентами России.

*Обратите внимание, российский валютный закон допускает (считает законными) конкретный ограниченный перечень операций по зарубежному счету валютных резидентов России. Об этом читайте ниже, в разделе об изменении валютного законодательства в 2015-16 годах.

Отсутствие валютного резидентства гражданину России предстоит документально доказать.

Вопросы иностранцу российская налоговая вправе задать только доказав, что иностранец приобрел статус валютного резидента России.

Замечание: Формулировка российского валютного закона о резидентстве делает практически невозможным гражданину России НЕ быть ее валютным резидентом. Появление на территории России на один день или час влечет для гражданина автоматическое приобретение статуса валютного резидента.

ИЗМЕНЕНИЯ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНА 2016:

В октябре 2016 года Минфин РФ подготовил проект изменений в ряд статей закона «О валютном регулировании и валютном контроле», которые вроде должны улучшить положение физических лиц-резидентов России, но в случае принятия этих поправок – ухудшат. В частности:

Минфин предлагает валютными резидентами России считать всех без исключения граждан России (изменения вносятся в статью 1), а существующие оговорки об исключении из резидентства проживающих за рубежом граждан – из закона убрать.

Вместе с тем, Минфин дополняет закон новой статьей 8, которой освобождает постоянно (не мене года) проживающих за границами России граждан от предоставления отчетов об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и движению денег по ним.

Но, что гораздо важнее, Минфин в период постоянного проживания гражданина в течение календарного года за пределами России допускает нахождение гражданина на территории России кратковременно общим сроком до 3-х месяцев за календарный год.

Это положительные изменения.

Одновременно Минфин предлагает обязать граждан- резидентов России постоянно проживающих за рубежом сообщать все сведения о своих иностранных счетах (открытие/закрытие), о вкладах, о движении денег по ним, но после возвращения в Россию на постоянное место жительства.

Учитывая необходимость для гражданина –резидента представить в налоговый орган не просто уведомления но и подтверждающие документы, такие «улучшения» закона существенно ухудшат положение граждан России, возвращающихся из-за рубежа домой.

Касательно юридических лиц:

Валютными резидентами России признаются юридические лица, созданные по законодательству Российской Федерации и находящиеся в России. Например, это российские Общества с ограниченной ответственностью, Акционерные общества, некоммерческие организации, созданные в соответствии с Гражданским кодексом РФ и соответствующими законами: «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об акционерных обществах», «О некоммерческих организациях» и т.д.

Так же валютными резидентами России признаются находящиеся за пределами территории России филиалы и представительства российских юридических лиц. По законодательству России филиал и представительство российского юридического лица является их обособленными подразделениями, но не отдельными юридическими лицами.

Отдельно закон определяет валютный статус дипломатических представительств России за рубежом, международных организаций, субъектов Российской федерации и т.д.

Не являются валютными резидентами:

Физические лица – не обладающие вышеуказанными признаками физических лиц резидентов.

Организации — юридические лица, созданные по законодательству иностранных государств и не находящиеся в России.

Организации – НЕ юридические лица, созданные по законодательству иностранных государств и НЕ находящиеся в России.

Изменения валютного закона 2015 – 2016 года, существенны?

Существенными изменениями следует признать расширение количества «допустимых» операций резидентами России по принадлежащим счетам в иностранных банках за границами России.

С 2015 года резиденты вправе получать на свои счета в иностранных банках за пределами России: 1) проценты по вкладам, 2) зарплату, 3) переводы со счета на счет, 4) завещать денежные средства на счете. Так же стало допустимым получение на такие счета резидентом купонного дохода, но с определенными ограничениями.

С начала 2016 года станет законным для резидента России получение на счет в иностранном банке за границе дохода от доверительного управления, при условии, что управляющий не является резидентом России.

Как обычно, остаются темные пятна: что такое в данном случае «доверительное управление», закон не раскрывает.

Как было сказано вначале, перед новым 2016 годом законом Российской Федерации от 28.11.2015 N 350-ФЗ со скромным названием «О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 12 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» на российских граждан постоянно (не менее года) проживающих за границами России по виду на жительство, по рабочим или студенческим визам возложена обязанность отчитываться о наличии счетов, и о движении денежных средств по принадлежащим им счетам в иностранных банках.

Важно: Резиденты обязаны представлять отчеты о движении по счетам и по вкладам.

Отчеты представляются в территориальный налоговый орган РФ по месту учета налогоплательщика (место постоянного жительства гражданина в России).

Обязанность представить отчет подкреплена наказанием по кодексу об административных правонарушениях (КоАП РФ): — на физических лиц – 2-3 тысячи руб.,

— на организации – от 40 до 50 тыс. руб. (статья 15.25 КоАП РФ).

Отдельный вопрос – порядок открытия валютными резидентами России счетов в иностранных банках вне территории РФ.

Уведомление открытии счета в иностранном банке

Российскими валютными резидентами

Обязанность валютных резидентов России уведомлять органы валютного контроля об иностранных счетах существовала и до нововведений 2015 и 2016 года.

Форма уведомлений утверждена приказом Федеральной налоговой службы России от 21 сентября 2010 г. N ММВ-7-6/[email protected] «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ УВЕДОМЛЕНИЙ ОБ ОТКРЫТИИ (ЗАКРЫТИИ), ОБ ИЗМЕНЕНИИ РЕКВИЗИТОВ СЧЕТА (ВКЛАДА) В БАНКЕ, РАСПОЛОЖЕННОМ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И О НАЛИЧИИ СЧЕТА В БАНКЕ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Отчет о движении средств по зарубежным счетам

Новый Порядок представления отчета физическими лицами о движении по их зарубежным счетам установлен Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 года № 1365.

Согласно новому Порядку российский валютный резидент представляет отчет за истекший календарный год, длящийся с 1 января по 31 декабря. Отчет за истекший год представляется в срок до 1 июня года, следующего за истекшим.

Положение российских резидентов значительно облегчилось, ведь в соответствии с ранее действовавшим порядком, в редакции Постановления Правительства РФ от 28.12.2005 N 819, резиденты были обязаны представлять отчеты о движении денежных средств по счетам ежеквартально.

Отчет представляется по форме, установленной указанным постановлением Правительства РФ в бумажной или электронной форме по сети интернет через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

Подтверждающие документы иностранных банков

При проведении валютного контроля налоговый орган вправе запрашивать и получать от физического лица – резидента:

  • подтверждающие документы (копии документов);
  • информацию;

При этом налоговый орган вправе запросить только те документы и информацию, которые связаны с проведением проверяемым резидентом валютных операций.

Для резидента важно, одновременно с проверкой ведения валютных операций налоговый орган вправе истребовать документы и информацию, связанные с открытием и ведением счетов (вкладов). Законодатель называет такие документы и информацию — подтверждающими.

У налоговых органов есть право на ежегодную проверку правомерности открытия резидентом счетов в иностранных банках, и ведение счетов (вкладов).

Приведенные нормы Валютного закона и Порядка представления отчета ставят перед резидентами два очевидных вопроса о подтверждающих документах:

  • Какие документы вправе затребовать органы валютного контроля (налоговые органы)?
  • В какой форме следует представлять подтверждающие документы для валютного контроля?

Валютным законом и указанным выше Порядком представления документов не установлена обязанность валютного резидента России представлять подтверждающие документы вместе с отчетом о движении денежных средств по счету (вкладу). Так же отсутствуют четкие требования по оформлению для передачи подтверждающих документов.

Вместе с тем, в соответствии с частью 5 статьи 23 Валютного закона орган валютного контроля вправе требовать от проверяемого резидента представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Учитывая расположение счетов за границами РФ в иностранных банках, документы об открытии и ведению счетов, очевидно, оформлены не на русском языке. Для проведения проверок резидент в налоговые органы представляет (по запросу органа валютного контроля) надлежащим образом заверенные переводы документов на русский язык. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц — нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации (статья 23 Порядка).

Принимая во внимание очевидные затруднения по получению и подготовке документов к проверке, резидент вправе предоставлять подтверждающие документы одновременно с подачей в налоговые органы отчета о движении денежных средств по счету в иностранном банке.

Подтверждающие документы —

копия или нотариальный перевод?

Из буквального прочтения части 5 статьи 23 Валютного закона для валютного контроля представляется подлинники подтверждающих документов или «надлежащим образом заверенные копии». Что подразумевается под последними, закон не раскрывает.

Федеральная налоговая служба России (орган валютного контроля), этот вопрос решила однозначно, и согласно части 5 статьи 23 Валютного закона, допускает предоставлять нотариально заверенные переводы подтверждающих документов.

Существует мнение: поскольку валютный закон не устанавливает обязательного нотариального заверения копий, допустимо применить к термину «надлежащим образом заверенная копия» правила пункта 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (утверждены Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст).

Приведенным ГОСТом установлено: для заверения соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита «Подпись» проставляют заверительную надпись: «Верно», должность лица, заверившего копию, его личную подпись, расшифровку подписи (инициалы, фамилию), дату заверения.

Для резидентов — физических лиц правило этого ГОСТа означает изготовление ксерокопии подтверждающего документа и ее собственноручное заверение самим гражданином-резидентом России.

Соответственно резиденты – юридические лица, заверяют верность копий документа, в соответствии с внутренними документами юридического лица.

По нашему мнению, касательно предоставления копий документов по зарубежным счетам, скорее верна позиция налоговых органов. Подтверждающие документы нужно представлять в нотариальном переводе.

Но каждый выбирает для себя, вы можете этого не делать.

Как предоставлять отчет правильно?

Если физическим лицом — резидентом представлен отчет в надлежащей форме, в полном объеме и в установленный срок, отчет предоставлен правильно (пункт 10 Порядка).

Ошибки в отчете о зарубежном счете.

Если валютный резидент России выявил ошибки в отчете?

По мнению Федеральной налоговой службы РФ с учетом правил пункта 10 Порядка обязанность физического лица — резидента представить налоговому органу отчет считается исполненной, если физическим лицом — резидентом представлен отчет в полном объеме в установленный срок.

В случае самостоятельного выявления физическим лицом валютным резидентом России неполноты, неточности сведений в отчете налоговому органу РФ о движении денежных средств по счету в иностранном банке, резиденту необходимо представить в налоговый орган исправленный (уточненный) отчет в порядке, предусмотренном пунктами 3 — 6 Порядка.

Представление уточненного отчета в пределах срока для представления отчета (до 1 июня года, следующего за отчетным) физическое лицо — резидент представляет отчет в установленный законом срок, административное правонарушение отсутствует.

Представление отчета, в том числе уточненного, с пропуском установленного срока является нарушением законодательства и содержит признаки административного правонарушения. Физическое лицо — резидент может быть привлечено к административной ответственности по части 6.1, 6.2 или ч. 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ в зависимости от количества дней просрочки представления отчета в налоговый орган.

Выявление налоговым органом ошибок, неточностей или неполное заполнение отчета физического лица – резидента о движении средств по счету в иностранном банке

При выявлении налоговым органом неправильных сведений (ошибок, неточных сведений), указанных физическим лицом — резидентом в отчете, а также заполнения отчета не в полном объеме налоговый орган письменно уведомляет физическое лицо — резидента о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета (далее — уведомление).

Налоговый орган вправе направить уведомление в электронной форме посредством сети интернет через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России, или выдает уведомление в бумажной форме непосредственно физическому лицу — резиденту либо его представителю под расписку, или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Исправленный (уточненный) отчет должен быть представлен физическим лицом — резидентом в налоговый орган в течение установленного в уведомлении срока, который не может быть менее 7 рабочих дней со дня его получения. (пункт 11 Порядка).

Дата получения физическим лицом — резидентом уведомления налогового органа:

а) для уведомления, направленного в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, — дата, которая фиксируется соответствующей информационной системой в момент направления налоговым органом уведомления;

б) для уведомления, выданного налоговым органом в бумажной форме непосредственно физическому лицу — резиденту либо его представителю, — дата, указанная в отметке физического лица — резидента либо его представителя о принятии уведомления;

в) для уведомления, направленного заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, — дата получения физическим лицом — резидентом уведомления, указанная в уведомлении о вручении.

Цель изменений валютного законодательства

Ответ на вопрос прост и очевиден. Цель всех перечисленных изменений – добраться до информации о денежных средствах граждан России за рубежом и обложить их налогом.

Как известно, в 2014 году Россия ратифицировала конвенцию о взаимопомощи по налоговым делам. Она дает Федеральной налоговой службе России право за прашивать у государств-участников конвенции информацию о размещенных на их территории счетах граждан России.

Ухудшает ли это положение российских налогоплательщиков? Скорее нет. Для направления запроса ФНС России должна в нем указать реквизиты проверяемого налогоплательщика. Указывать всех подряд смысла нет. ФНС запрашивает сведения по известным ей конкретным лицам, о наличии зарубежных счетов которых ФНС известно из других источников, и когда нужно эту информацию официально подтвердить.

Положение российских налогоплательщиков физических лиц существенно осложнится в 2018 году, если Россия присоединится к CRS – стандарту обмена банковской информацией.

В эту систему входят все страны ЕС, Лихтенштейн, Люксембург, оффшорные территории Великобритании начнут обмет информацией с 2017 года.

К этой системе к 2017 году должны присоединиться Австралия, Андорра, Антигуа, Багамские острова, Белиз, Бразилия, Бруней, Гренада, Гонконг (Китай), Индонезия, Израиль, Катар, Канада, Малайзия, Макао (Китай), Маршаловы острова, Монако, Новая зеландия, Объединенные Арабские Эмираты, Самои, Саудовская Аравия и т.д.

Эта система автоматического обмена информацией кратно ускорит получение ФНС России информации о счетах российских налогоплательщиков в зарубежных банках.

Какую информацию о физических лицах-владельцах счетов оперативно будут передавать банки в местные налоговые органы:

— Фамилию имя отчество владельца счета

-Остаток по счету

— Владение недвижимым имуществом

Вместе с тем, до 2018 года у ФНС России отсутствуют возможности получить подобную информацию.

Что будет за нарушение валютного законодательства?

«Закон, как известно, шутить не любит». Исполнение закона обеспечивается принудительно силой государства. Это в полной мере относится к исполнению закона «О валютном регулировании и валютном контроле.

Пока в России нарушения валютного законодательства отнесены к административным правонарушениям, ответственность за которые установлена в Кодексе об Административных правонарушениях РФ.

По административному кодексу правонарушители валютных правил могут «отделаться» штрафами.

Кого будут привлекать из физических лиц:

Физических лиц – валютных резидентов России, в том числе:

— граждан (частных лиц)

— физических лиц занимающихся частной практикой в соответствии с законодательством Российской Федерации (адвокаты, нотариусы и т.д.)

Для описанных выше «валютчиков» в КоАП РФ предусмотрена статья 15.25. Всего одна, совсем не большая, и очень емкая по возможностям применения. Статья была расширена в 2014 и 2015 годах одновременно с установлением новых обязанностей для резидентов (о своих обязанностях вы уже прочитали выше).

Если не упоминать ответственность за «незаконное» использование зарубежных счетов (часть 1 статьи 15.25 КоАП РФ), наиболее существенное изменение с 2016 года: введена ответственность за повторность нарушений – повторное не сообщение об открытии(закрытии) счетов, изменений реквизитов счетов. И еще большая ответственность за повторное не сообщение о движении по счетам.

Валютных резидентов России физических лиц будут привлекать:

— за незаконное проведение валютных операций – штраф от 3/4 до размера суммы незаконной валютной операции.

— За представление уведомления с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, к штрафу от 1 000 до 1 500 руб. (часть 2 статьи 15.25 КоАП РФ).

— За непредставление уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, к штрафу от 4 000 до 5 000 руб. (часть 2.1 статьи 15.25 КоАП РФ).

— За несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций и т.д. – к штрафу от 2 000 до 5 000 руб. (часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ).

— За повторное несообщение об открытии (закрытии) счетов (вкладов), или изменении реквизитов счетов – штраф 10 000 руб.

— За повторное несообщение о движении по счетам (вкладам) – штраф 20 000 руб.

Срок давности для привлечения к ответственности, увеличен?

Следует ответить «да», и это касается валютных нарушений юридических лиц. Законодатель внес изменения в часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ. Касательно

Валютные резиденты России могут быть привлечены к ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации если с даты совершения нарушения прошло не более двух лет (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ).

Вместе с тем, в законе установлены исключения (часть 2 этой же статьи), согласно которым срок давности привлечения к ответственности исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения, если оно является длящимся.

Правонарушения физических лиц-валютный резидентов России, касающиеся не уведомлений органов валютного контроля России об открытии (закрытии) зарубежных счетов и вкладов, об изменении их реквизитов а так же не представления отчетов о движении по этим счетам и вкладам не являются длящимися. Давность для привлечения по этим нарушениям – 2 года.

Обратите внимание: обязанность сообщить о движении по счетам и вкладам резидентов установлена 28.11.2015 законом N 350-ФЗ, и вступила в силу с даты публикации закона, то есть с 28.11.2015 года.

Согласно ч. 1 ст. 54 Конституции РФ закон не имеет обратной силы, если он устанавливает или отягчает ответственность. Часть 2 статьи 1.7. КоАП РФ содержит аналогичное предписание, согласно которому закон не имеет обратной силы, если он устанавливает или отягчает административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшает положение лица.

Читайте: Валютные риски купли-продажи недвижимости с не резидентами. Как проводить сделку, что бы не попасть на крупный штраф.

Правительство внесло изменения в Валютный закон на утверждение Госдумы РФ. Новые правила могут применяться уже с 2017.

По состоянию на 11 октября 2016 года

Налоговый адвокат Гордон Андрей Эдуардович

У вас остались вопросы?

Получите дистанционно консультацию по телефону +7 (495) 518 -19 -90

по электронной почте: [email protected]

или заполните форму внизу страницы!

Понравилась статья? Сохрани в своей соцсети!

Оставить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

© Все права защищены. Адвокат Гордон Андрей Эдуардович, 2016