Еще не утихли споры вокруг законопроекта об охране здоровья людей, как ведомство Татьяны Голиковой родило очередной законопроект, называемый «Об основах общественного обслуживания населения в Русской Федерации».
По заявлению директора Департамента организации социальной защиты населения Минздравсоцразвития Рф Ольги Самариной, основной задачей нового документа является установление единых требований и гарантий для всех людей, независимо от субъекта федерации, где они проживают. Это связано с тем, что с 2005 года возможности и обязанности по соц обслуживанию населения переданы на региональный уровень, вследствие чего появилась разница в объемах и качестве предоставляемых соц услуг. Так, цена содержания гражданина в стационарных учреждениях социальной защиты различается по регионам в 10-ки раз.
Создатели законопроекта также отмечают положительные нововведения, такие как паспортизация всех объектов социальной помощи, введение регистра получателей соц услуг и установление единых правил формирования муниципального заказа на их.
Посреди других положительных норм, Ольга Самарина отметила введение принципа предоставления соц услуг исходя из личных потребностей определенного гражданина, также внедрение публичного контроля.
В целом, как обычно, представители Минздравсоцразвития РФ расхвалили свою законотворческую деятельность по полной программке.
Более беспристрастную оценку законопроекту отдал ректор Академии труда и соц отношений Евгений Кожокин, отметив, что большая часть норм носит чисто декларативный и идейный нрав, а те нормы, которые должны конкретизировать условия, форму и порядок предоставления соц услуг, отсылают к региональному законодательству.
Как и в ситуации с законодательством в области здравоохранения, мы вновь сталкиваемся с понятием муниципального заказа. Кто его будет определять, кто его будет финансировать, и каковой будет гарантированный минимум бесплатных соц услуг? Ответов на эти вопросы создатели законопроекта не дали. Вспоминается недавняя история с госзаказом, когда закончились квоты для нездоровых на получение сверхтехнологичной мед помощи.
Также верно не определено понятие среднедушевого дохода гражданина, обратившегося за социальной поддержкой. А это – прямой путь к повсеместному введению платного общественного обслуживания.
Так, в проекте верно установлено, что если среднедушевой доход гражданина составляет более полуторакратного прожиточного минимума, то социальные услуги ему будут предоставляться на платной базе. В Москве этот показатель составит 14173 рубля 50 копеек.
Читаем текст законопроекта: «Учет доходов и расчет среднедушевого дохода гражданина (семьи) при определении платы за предоставление соц услуг выполняются на основании сведений о составе семьи, доходах гражданина (членов семьи) и принадлежащем имуществе на праве собственности». Сейчас поглядим семейное законодательство, которое дает список лиц, относимых к членам семьи: супруги, предки и малыши (усыновители и усыновленные), а в неких случаях и другие родственники и другие лица.
Выходит, что брошенная, нездоровая и сиротливо живущая старушка, чуть живущая на бедную пенсию, но при всем этом имеющая в принадлежности 3-комнатную квартиру, домик в деревне и еще пару богатых отпрыской, которые про нее запамятовали, совершенно не попадает под категорию социально незащищенной гражданки.
Можно еще много приводить примеров и разбирать детально определенные статьи законопроекта. Принципиально другое. Практически, законодатели исходят из того, что в Рф сохраняется упадок в экономике, большая часть населения получает маленькую заработную плату либо пенсию и просто не в состоянии решить свои социальные трудности без помощи других. Корень всех заморочек конкретно в этом, и никакой новый закон в социальной сфере их не решит.
Даже в относительно благополучной Столичной области, по словам министра социальной защиты Столичной области Валентины Лагункиной, 30% населения пользуется бесплатными услугами соц служб. По сути, это очень плохой показатель.
И может верно делают более продвинутые пожилые люди, которые покидают Россию и эмигрируют в Восточную Европу?