Особенности сухопутных и морских границ Российской Федерации
Название работы: Территория и границы Российской Федерации как фактор развития российского государства
Предметная область: Менеджмент, консалтинг и предпринимательство
Описание: Центральный федеральный округ Белгородская область Брянская область Владимирская область Воронежская область Ивановская область Калужская область Костромская область Курская область Липецкая область Московская область Орловская область Рязанская область Смоленская область Тамбовская область Тверская область Тульская область Ярославская область Город федерального значения Москва Южный федеральный округ Северозападный федеральный округ Дальневосточный федеральный округ Сибирский федеральный округ Уральский федеральный округ.
Дата добавления: 2013-09-06
Размер файла: 88.5 KB
Работу скачали: 91 чел.
- Территория и границы Российской Федерации как фактор развития российского государства
Понятие государственной территории. Исторические этапы формирования территории России. Морские и сухопутные границы РФ. Особенности географического положения России. Государственное устройство и административно-территориальное деление страны. Влияние географического и геополитического положения государства на развитие общества.
Территорией гос-ва принято считать такую территорию, которая находится под суверенитетом определённого гос-ва, т.е. принадлежит ему, и это гос-во осуществляет в ее пределах территориальное верховенство.
В состав го-й территории входят:
??Водная территория (внутренние воды+территориальные воды – 12 имль от линии)
??Воздушное пространство над сухопутной и водной территорией, территориальным морем.
Исторические этапы формирования территории России.
А) 1989-1991гг. утрачены сферы влияния на страны Варшавского договора и союз экономичской взаимопомощи; эти организации распускаются, происходит объединение Германии, вывод войск из восточной Европы (это позволило НАТО приблизиться к РФ)
Б) 1991-1992 – распад СССР
В)1992-1999г – период усиления сепаратистских настроений в отдельных регионах.
Морские и сухопутные границы РФ
Крайняя северная точка страны — мыс Флигели на острове Рудольфа в составе архипелага Земли Франца-Иосифа, а на материке — мыс Челюскин полуострова Таймыр; южная — на границе республики Дагестан с Азербайджаном юго-западнее вершины горы Базардюзю Главного хребта Большого Кавказа. Крайняя западная точка России находится на границе с Польшей, вблизи Калининграда, на песчаной косе Гданьского залива Балтийского моря. Восточная точка — мыс Дежнева полуострова Чукотский остров Ратманова в Беринговом проливе.
Территория закономерно ассоциируется с могуществом и величием государства или с его слабостью и уязвимостью. Не случайно именно пространство нашей страны называют главным ресурсом для выживания народов, насеявших Россию.
Территория — не просто особого рода пространство. Для нее характерны такие пространственные критерии как: — размеры;
-протяженность (с севера на юг, с востока на запад); -компактность, т.е. концентрированность в одном месте; -географическое положение на карте мира, в т.ч. наличие рек и выхода к морям;
-населенность (численность и плотность населения, его распределение по отдельным участкам территории);
-климатические условия, на которые оказывают влияние приближенность к экватору или к одному из полюсов Земли, морям или другим большим водоемам, нахождение в глубине или на краю континента;
-плодородие и другие свойства почвы;
-характер недр и степень их разработки; -характер границ;
-характер сопредельных территорий; -время существования.
Государственной территорией принято считать такую территорию, которая находится под суверенитетом определенного государства, т.е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство.
В современном международном праве под территорией государства в широком смысле этого слова понимают различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела.
В состав государственной территории входят:
сухопутная территория, т.е. вся суша в пределах государственных границ;
водная территория, охватывающая а). — внутренние (национальные) воды, включающие в себя морские воды; воды портов; воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морских миль, а также исторические заливы; б). — территориальное море — полоса прибрежных морских вод, ширина которых согласно Конвенции 1982г. не должна превышать 12 морских миль.
воздушное пространство над сухопутной и водной территорией, а также территориальным морем.
Пределы территории России очерчены в основном морскими рубежами — более 2/3 . Общая протяженность границ составляет 58,6 тыс. км: из них 14,3 тыс. км — сухопутные и 44,3 тыс. км — морские.
Сухопутные границы. Российская Федерация имеет самые протяженные в мире границы. На западе и юге государственная граница проходит в основном по суше. Сухопутная граница разъединяет Россию с 14 странами. Самая большая по протяженности сухопутная граница с Казахстаном (7,2 тыс. км).
Из стран СНГ, не имеют с РФ общих границ Молдавия, Армения, Туркмения, Таджикистан, Узбекистан и Киргизия.
Линия разграничения с государствами СНГ (ближнее зарубежье) является в значительной мере «прозрачной», что приводит к бесконтрольному проникновению людей и грузов из сопредельных стран.
Морские границы. Морские границы проходят на расстоянии
12 миль (22,2 км) от побережья, далее идет 200-мильная (370 км)
Наибольшая протяженность морских границ на Северном Ледовитом океане, где они отделяют российский сектор Арктики (по меридианам, проходящим через крайние — западную и восточную -точки страны) с расположенными в нем островами (земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля) от канадского, норвежского и американского секторов.
На востоке Россия граничит с США и Японией по морям Тихого океана (Беринговым, Охотским и Японским).
Границы, проходящие по акваториям Балтийского, Черного и Азовского и Каспийского морей, невелики по протяженности, но очень важны для России с точки зрения ее присутствия здесь как морской державы, и возможных контактов с зарубежными странами. В частности по Балтийскому морю идет кратчайших путь в Атлантический океан, пролегают самые удобные морские пути между Россией, Польшей, Литвой, Германией и другими странами, имеющими выход в Балтийское море.
По Черному морю осуществляются внешнеторговые сообщения с Украиной, Грузией, Турцией, Болгарией и Румынией, а по выходу из него (через проливы Босфор и Дарданеллы) — со средиземноморскими странами и др.По Каспийскому морю Россия имеет прямой выход к Туркмении и Ирану.
Геополитическое положение нашей страны в XX столетии претерпевало быстрые и глубокие изменения и в современных условиях определяется многими факторами разного уровня — от глобальных до региональных.
История формирования российского геополитического пространства
Русь зарождалась на территории, практически не имевшей естественных оградительных рубежей. Она всегда была вынуждена к самообороне. На рубеже XIV — XV вв., с ликвидацией политической раздробленности, центром объединения русских земель сделалась Москва.
За пять веков историческая Россия стала империей. Советский Союз, возникший на обломках империи, сумел за неполные 30 лет не только восстановить геополитическое пространство исторической России, но и расширить его.
За последнее десятилетие Россия пережила несколько этапов уменьшения своего геополитического пространства.
Первый этап завершился в 1989 — 1991 гг., когда Россия, являвшаяся ядром Советского Союза, утратила свои внешние сферы влияния в виде стран Варшавского договора и СЭВ. Роспуск этих организаций, объединение Германии и последовавший за этим вывод российских войск означали уход из Восточной Европы. Лишь позднее, когда начался процесс расширения НАТО на бывшие страны Варшавского договора, эти события были осознаны как серьезное стратегическое поражение России.
Второй этап пришелся на 1991 — 1992 гг., когда произошел распад Советского Союза.
Третий этап утраты геополитических позиций России начался с 1992 года и продолжался по 1999 год. На этот период времени пришлось усиление сепаратистских настроений в отдельных российских регионах. Наиболее острую форму эта тенденция приобрела в Чеченской республике, территория которой в течение длительного времени не контролировалась Российской Федерацией.
В настоящее время наступил период геополитического усиления страны.
Особенностями геополитического положения России являются:
а)огромные размеры территории на 60 — 70% покрытой вечной мерзлотой,
б) затрудненность доступа внутренних регионов к открытым океанам,
в)расположение на стыке разных культурных миров и цивилизаций.
г)высокая обеспеченность природными ресурсами в расчете на одного жителя России (почти в 5 раз выше, чем в США и в 19 раз больше, чем в Западной Европе).
д)неравномерность освоения территории и неполная вовлеченность природных и территориальных ресурсов в общий ресурсообмен, содержащий серьезные диспропорции.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации , Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Федерация предполагает иной тип внутренних связей, объединяя несколько государств или территорий (субъектов) в единое союзное государство при сохранении у каждого из них юридической и некоторой политической самостоятельности. Показателем известной суверенности каждого члена федерации является наличие у них собственной конституции, законодательства, органов представительной и исполнительной власти, а в некоторых случаях и гражданства, флага, герба, гимна. Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 года , вскоре после установления республиканской формы правления. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи .
В России существуют одновременно несколько типов и уровней административно-территориального деления:
- Субъекты Российской Федерации
- Федеральные округа
- Экономические районы
Федера́льные округа́ Российской Федерации были созданы в соответствии с Указом президента России В.В.Путина №849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 [1] .
Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы по аналогии с военными округами и экономическим районами , но не совпадали с их количеством и составом.
В момент их учреждения в 2000 было создано 7 федеральных округов. [1] Первым изменением их количества (увеличением до восьми) и состава стало выделение Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа на основании указа президента Д.А.Медведева 19 января 2010 . Единственным изменением в названиях округов было предшествующее переименование Северо-Кавказского округа в Южный 21 июня 2000 .
Почти все округа состоят преимущественно или только из административно-территориальных образований (субъектов федерации). Единственным из округов, который почти полностью состоит из национально-территориальных субъектов (республик), является Северо-Кавказский округ.
В округах определены города-центры, в которых размещаются их руководяще-координирующие органы в виде полномочного представителя президента, его аппарата и управлений федеральных ведомств . Северо-Кавказский округ является единственным, в котором центр не является крупнейшим городом округа, а также административным центром или крупнейшим городом одного из входящих субъектов.
Полпред Президента РФ в федеральном округе является представителем Президента РФ и работником администрации Президента.
Руководство округов главенствует над входящими субъектами, не имея конституционных полномочий, но имея соответствующие ведомственные.
Центральный федеральный округ ( Белгородская область , Брянская область , Владимирская область , Воронежская область , Ивановская область , Калужская область , Костромская область , Курская область , Липецкая область , Московская область , Орловская область , Рязанская область , Смоленская область , Тамбовская область , Тверская область , Тульская область , Ярославская область , Город федерального значения Москва )
Южный федеральный округ
Северо-западный федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Северокавказский федеральный округ
Экономическое районирование России — территориальное деление России на экономические районы . В настоящее время в Российской Федерации выделяют 11 экономических районов
Северо-Западный экономический район
Северный экономический район
Центральный экономический район
Центрально-Черноземный экономический район
Волго-Вятский экономический район
Поволжский экономический район
Северо-Кавказский экономический район
Уральский экономический район
Западно-Сибирский экономический район
Восточно-Сибирский экономический район
Дальневосточный экономический район
Экономический район не является конституциально закрепленным территориальным образованием. Нет и органов управления экономическими районами. Тем не менее по районам группируется большой массив статистической информации , ведётся экономическая, социальная, политическая, демографическая диагностика их развития. Развитие идей экономического районирования связано с советской районной школой экономической географии .
Экономическое районирование – это создание теоретико-методологического подспорья для территориальной организации народного хозяйства и обоснования рационального размещения производства в регионах, усовершенствование его специализаций и восхождение социально-экономического развития теории и страны в целом.
При формировании экономических районов страны, как правило, учитываются следующие критерии:
- 1) географическое расположение района;
- 2) наличие природных ресурсов;
- 3) состояние развития транспорта;
- 4) наличие трудовых резервов;
- 5) состояние инфраструктуры;
- 6) определение специализации;
- 7) определение основных отраслей развития районов.
Влияние географического и геополитического положения государства на развитие общества.
Прродные факторы: природные условия (среда, неблагоприятные и опасные явления природы (НОЯ)), природные ресурсы, экологическая ситуация.