По деревням раньше в каждой избе за печкой стояла фигурка «хозяина», берегшего покой в доме.
А у околицы, на дороге, в давние времена ставился столб метра четыре высотой, что-то вроде идола, грубая деревянная фигура, в которой жил дух-хранитель деревни. На то, чтобы сделать эту фигуру отпускалось — по числу дней в году — триста шестесят пять прикосновений инструмента к дереву. В дальних захолустных деревнях по Северу еще в начале двадцатого века стояли такие Хранители. Но жители тех деревень секреты творения идолов никому не рассказывали. Знающие люди передавали секрет своим наследникам. За каждым прикосновением к дереву стояло свое заклинательное слово. Если сделать идол за, скажем, триста шестесят ударов, тогда на оставшиеся пять дней в году деревня будет находится без защиты, и будет в ней или мор, или пожар. А если хоть один удар лишний, то все заклинания теряют силу, и деревня на весь год останется без защиты от напастей, потому что раньше, чем через год, повторить работу нельзя — еще хуже будет.
Если хозяин у леса находил новую полянку под сенокос, то на первом же пне на опушке он со стороны леса делал семь зарубок топором, вырубал семью ударами грубое подобие лица. Лицо непременно к лесу должно было быть обращено. Семью ударами — по числу дней в неделе. И заклинание к духу леса — тоже из семи слов.
Все заклинания такие ни в коем случае нельзя было открыть несовершеннолетнему, или чужаку. Заклинания эти знают (должны знать) волхвы и чародеи. А еще можно у Малого Народца выспросить. Сочтут достойным — расскажут.