Трудовые права иностранцев в РФ.
Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с российскими гражданами, т.е. законодательство исходит из применения в области трудовых отношений принципа национального режима. Следовательно, на них распространяются общие положения трудового законодательства. В отношении условий и оплаты труда не допускается дискриминация иностранцев в зависимости от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания и проч. В РФ не признаются ограничения на трудовую деятельность, установленные национальным законодательством страны иностранца. На иностранцев распространяются положения об охране труда, специальные положения, касающиеся условий труда женщин и подростков, они имеют право на социальные пособия, право на отдых.
В Трудовом кодексе РФ говорится о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы России.
Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора (ст. 10 Кодекса).
Согласно ч. 3 ст. 11, на территории РФ правила, установленные Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.
Из приведенного текста следует, что регулирование отношений с так называемым иностранным элементом ограничилось в Кодексе лишь положениями общего характера.
Российским законодательством установлены ограничения для иностранцев в отношении возможности заниматься определенными профессиями (занимать определенные должности). В частности, иностраные граждане не могут быть государственными служащими, занимать должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, должностного лица таможенных органов, патентного поверенного; входить в состав летного экипажа гражданского воздушного судна или экспериментальной авиации, морских судовых экипажей; заниматься промысловой добычей рыбы и других водных животных и растений в водоемах РФ. Эти ограничения установлены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. &О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации&;, КТМ, Воздушным кодексом РФ.
В частности, Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ 2002 г. устанавливает, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 13).
Действие Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ распространяется как на иностранцев, осуществляющих свою трудовую деятельность в России на основании трудового договора, так и на иностранцев, заключающих гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг). И в том и в другом случае для осуществления трудовой деятельности требуется получение разрешения на работу. В п. 4 ст. 12 Закона установлено, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Разрешения не требуется для постоянно или временно проживающих в России иностранных граждан, а также для некоторых категорий иностранцев, в частности журналистов, аккредитованных в нашей стране, преподавателей, приглашенных для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением преподавателей духовных образовательных учреждений; обучающихся в России в общеобразовательных учреждениях профессионального образования иностранных студентов работающих в период каникул.
Разрешения не требуется и работникам иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования.
В отношении заключения трудового договора с иностранцами и его содержания, как уже отмечалось, применяются положения ТК РФ, а также правила, установленные Законом о правовом положении иностранных граждан 2002 г. и другими актами. Работодатель должен иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, оформить приглашение, которое является основанием для выдачи иностранцу визы либо для безвизового въезда (ст. 2, ч. 2 ст. 18 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ).
Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 5 ст. 13 Закона временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание.
В то же самое время это ограничение не распространяется на временно проживающих в России иностранцев, для которых, как уже отмечалось, установлен разрешительный порядок поступления на работу.
Иностранцы, постоянно проживающие в России, могут заниматься трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для российских граждан. Единственным исключением из национального режима в отношении таких иностранцев являются случаи, когда в соответствии с российским законодательством определенными профессиями могут заниматься или определенные должности занимать только граждане России.
Иностранцы, которые временно пребывают на территории России с целью осуществления трудовой деятельности и наем которых на работу производится в общем разрешительном порядке, находятся в ином положении. Общим для всех временно пребывающих в России иностранцев является то, что они могут заниматься трудовой деятельностью в РФ, если это совместимо с целями их пребывания. Помимо соблюдения этого общего требования для найма на работу иностранцев, относящихся к этой группе, работодатель обязан получить разрешение соответствующего федерального органа исполнительной власти, ведающего миграционной службой (ФМС МВД России), на привлечение иностранной рабочей силы, а сам иностранец — подтверждение на право работы в России.
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. утверждено Положение о порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу. Иностранный гражданин, достигший 18 лет, может получить разрешение на работу если он:
• зарегистрирован в России как индивидуальный предприниматель;
• привлекается в качестве иностранного работника заказчиком работ (услуг) или работодателем. Разрешение выдается, но при одном условии: если работодатель или заказчик работ (услуг) внесет в установленном порядке средства, необходимые для обеспечения выезда иностранного работника после окончания его договора из России.
Установленный порядок выдачи разрешений и подтверждений не применяется к иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории России, получившим убежище на территории РФ, признанным беженцами и ожидающим предоставления статуса беженца, однако получившим разрешение на временное проживание.
Не применяется этот порядок также к иностранным гражданам, работающим в России в соответствии с межгосударственными соглашениями, к работникам дипломатических и консульских учреждений, к религиозным деятелям официальных религиозных организаций и обществ, к членам экипажей российских морских и речных судов, к студентам-практикантам, приезжающим в рамках программ российских учебных заведений, к аккредитованным корреспондентам и журналистам, к приглашенным лекторам и инструкторам для работы в академиях и образовательных учреждениях высшего профессионального образования, к лицам, для которых установлен иной порядок трудоустройства межгосударственными и межправительственными соглашениями.
Отличительной чертой трудовых договоров с любыми временно пребывающими в России иностранцами является их срочный характер. Договоры с иностранцами, на которых распространяется разрешительный порядок, заключаются на срок, не превышающий срока действия упомянутого выше разрешения.
Трудовые права иностранцев, признанных в установленном порядке беженцами, и иностранных лиц, которым в РФ предоставлено политическое убежище, аналогичны нравам постоянно проживающих в России иностранцев. Они пользуются правами, предоставленными гражданами России, если иное специально не предусмотрено законодательством РФ (в частности, указанные выше ограничения для иностранцев относительно определенных профессий и должностей). Для приема их на работу работодателю не требуется специальное разрешение. Более того, соответствующие государственные органы обязаны оказывать беженцам помощь в устройстве на работу и, если необходимо, в профессиональной подготовке и переподготовке. Работодателям, принявшим на работу беженцев, предоставляются дополнительные налоговые льготы и компенсации с целью возмещения расходов, связанных с трудоустройством этих лиц. Заключаемые с беженцами и лицами, получившими убежище в России, трудовые договоры подчиняются нормам российского законодательства.
2. В настоящее время особенности использования труда иностранных граждан на территории Российской Федерации и их правовое положение регламентируются федеральным законом от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». С 15 января 2007 года в связи с вступлением в силу федерального закона от 18 июля 2006 года №110-ФЗ изменяется действующий порядок привлечения и использования иностранных работников в отношении тех граждан, которые прибывают в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, то есть из стран ближнего зарубежья (страны СНГ). Для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации такие иностранные граждане должны иметь разрешение на работу, выдаваемое Федеральной миграционной службой МВД России или ее территориальным органом. Работодатели вправе привлекать иностранных граждан, прибывающих в безвизовом порядке из стран ближнего зарубежья, без получения соответствующего разрешения на привлечение и использование иностранных работников. При этом на работодателей возлагается обязательство уведомить о таком привлечении территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. В отношении иностранных граждан, прибывающих из стран дальнего зарубежья, сохраняется прежний порядок привлечения и использования иностранных работников.
В этом случае соответствующие разрешения обязаны иметь как работодатель — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (разрешение на привлечение иностранной рабочей силы), так и сам иностранный гражданин (разрешение на работу). Разрешения на привлечение иностранной рабочей силы работодателям выдаются Федеральной миграционной службой или ее территориальным органом. Обязательным требованием является наличие заключения органа исполнительной власти по вопросам занятости населения в субъекте Российской Федерации о целесообразности привлечения и использования в данном регионе иностранных работников. Право использования труда иностранных работников предоставлено работодателю только по тем профессиям, которые указаны в разрешении. Для получения разрешения работодателю необходимо подать заявление в орган миграционной службы (непосредственно или по почте заказным письмом) и представить необходимые документы. В числе обязательных для представления документов — проект трудового договора или иные документы, подтверждающие предварительную договоренность о намерении и условиях привлечения иностранных работников, а также документ об уплате государственной пошлины за выдачу работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Разрешение на работу в субъекте Российской Федерации выдается иностранным гражданам органом миграционной службы в пределах установленной по данному региону квоты.
Для получения разрешения иностранному работнику необходимо представить заявление в орган миграционной службы вместе с документом об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу и другими необходимыми документами. Для иностранных граждан, прибывающих из стран дальнего зарубежья в порядке, требующем получения визы, такими обязательными документами, в частности, являются копии документов о профессиональном образовании, для иностранных граждан, прибывающих из стран ближнего зарубежья в безвизовом порядке, — это документ, удостоверяющий личность, а также миграционная карта. Решение о выдаче разрешения на работу иностранным гражданам, прибывающим в порядке, требующем получения визы, принимается органом миграционной службы в течение 30 дней со дня подачи документов. Разрешение выдается непосредственно работодателю, который затем передает его под роспись иностранному работнику до начала его трудовой деятельности на территории Российской Федерации. Иностранным гражданам, прибывшим в безвизовом порядке, разрешение на работу (либо уведомление об отказе) выдается органом миграционной службы не позднее 10 рабочих дней со дня принятия заявления и необходимых документов. Разрешение выдается иностранному гражданину лично. Федеральным законом установлено, что иностранные граждане, получившие разрешения на работу, не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов того субъекта Российской Федерации, на территории которого разрешение выдано.